Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
13 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
617.15 kB
Просмотров:
65
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![Конфессиональные потребности](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img0.jpg)
Содержание слайда: Конфессиональные потребности как первоисточник филологии
Нина Мечковская
“Язык и религия”
№2 слайд![Мифопоэтические истоки первых](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img1.jpg)
Содержание слайда: Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
Наиболее ранние (известные науке) концепции языка были частью мифолого-религиозной картины мира.
Во многих языках слова со значениями ‘говорить’ и ‘думать’ восходят к общему корню. Ср. греч. logos — и ‘слово’, и ‘смысл, понятие’; готск. doms ‘суждение’ было заимствовано в праславянский язык; от него произошли и русск. дума, и болг. дума ‘слово’
№3 слайд![Мифопоэтические истоки первых](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img2.jpg)
Содержание слайда: Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
Согласно реконструкциям Т.В. Гамкрелидзе древние индоевропейцы считали, что дар речи, наряду с «двуногостью», отличает людей от животных; что боги отличаются от людей (помимо «бессмертности» и «небесности») особой пищей и особым языком.
№4 слайд![Мифопоэтические истоки первых](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img3.jpg)
Содержание слайда: Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
Мифопоэтической древности принадлежит первое осознание такой фундаментальной оппозиции, как «мысль и язык». В «Ведах» есть сюжет о первичном состязании между молчащим божеством чистого разума и богиней речи: разум побеждает, однако за речью признается роль необходимой опоры творящего разума.
№5 слайд![Мифопоэтические истоки первых](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img4.jpg)
Содержание слайда: Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
Самый древний пласт представлений человека о языке связан с вопросами:
как общаются люди?;
на каком языке говорят «не люди» (боги, животные, нечистая сила)?;
в чем могущество языка богов?.
А также древнейшая рефлексия человека над языком привела к вопросу о взаимоотношениях языка и мысли.
№6 слайд![Мифопоэтическое сознание о](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img5.jpg)
Содержание слайда: Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?
Согласно распространенным мифологическим представлениям, язык — это дар богов (Бога) людям.
В Библии содержится два противоречащих друг другу объяснения множественности языков. С одной стороны, различие народов по языку — это следствие разветвления «колен» (поколений) одного рода.
Согласно второй точке зрения, разноязычие рода человеческого — это кара за гордыню: люди вознамерились воздвигнуть башню до небес и город, чтобы прославиться. Наказанием стало смешение языков и рассеяние народов.
№7 слайд![Грамматик жрец в ведической](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img6.jpg)
Содержание слайда: Грамматик жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)
В ведической (древнеиндийской) традиции грамматика служила средством сохранения и изустной передачи священных текстов на санскрите. Грамматическая служба «при Ведах» стала началом самобытной и сильной философско-лингвистической традиции, существующей в Индии до сих пор. Говоря о вершинных достижениях традиции, обычно называют знаменитую грамматику Панини «Восьмикнижие» (V в. до н.э.). В целом в «Восьмикнижии» Панини предвосхищены идеи и методы современной структурно генеративной грамматики.
№8 слайд![Фонетические открытия арабов](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img7.jpg)
Содержание слайда: Фонетические открытия арабов мусульман в VIII в.
К в VIII в. арабские фонетисты добились выдающихся результатов : они в деталях описали работу языка, губ , полости рта и носа в произнесении каждого звука ; создали исчерпывающие классификации фонетических изменений ; систематизировали варианты звукотипов (назвав их «ответвлениями»), в чем историки языкознания видят зачатки фонологии
№9 слайд![Европейские грамматики XV](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img8.jpg)
Содержание слайда: Европейские грамматики XV — начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией
Хронология первых грамматик народных языков такова:
1465 г. — грамматика итальянского языка знаменитого гуманиста, Леона Батисты Альберти, архитектора и математика.
1492 г. — испанская (каталонская) грамматика Антонио де Небрихи.
1509 г. — английская грамматика Джона Колета и Вильяма Лили.
1531 г. — французская Жака Дюбуа (Сильвиуса).
1533 г. — чешская Вацлава Филомата, Бенеша Оптата и Петра Гзеля.
1539 г. — венгерская Сильвестра Яноша Эрдеши.
1568 г. — польская Петра Статориуса (Стоеньского).
1571 г. — чешская Яна Благослава.
1574 г. — немецкая Лаврентия Альбертуса.
1584 г. — словенская Адама Бохорича.
1604 г. — хорватская Бартоломея Кашича.
1643 г. — «Грамматыка словенская» Иоанна Ужевича (рукописный учебник «простой мовы» — литературного украинско белорусского языка), составленный во Франции, по видимому, в миссионерских целях).
№10 слайд![Европейские грамматики XV](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img9.jpg)
Содержание слайда: Европейские грамматики XV — начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией
В XVII в. грамматика еще принадлежала церкви. Грамматики писали церковные люди, для церковных школ. Грамматики базировались на языке Писания и учили понимать этот язык. Грамматики еще могли быть предметом конфессиональной полемики и пристрастия; все еще имели смысл определения грамматик как православной, иезуитской или протестантской.
№11 слайд![. Истоки семасиологии.](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img10.jpg)
Содержание слайда: 121. Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский
Первые в истории культуры комментаторские школы складываются почти одновременно в VI в. до н.э.: в Древней Греции, в религиозно философском братстве пифагорейцев, основанном Пифагором
В Китае комментаторские заботы в школе Конфуция привели к созданию первых в истории толковых словарей. В них давались объяснения трудных иероглифов, извлеченных из текстов Конфуция.
Филон Александрийский в своем творчестве языческую философию и иудейский монотеизм. А.Ф. Лосев так писал о Филоне: “Этот иудейский философ влюблен даже в Гомера и Гесиода и старается путем всякого рода аллегорических истолкований приблизить эту старинную греческую мудрость к библейской манере мышления.”
№12 слайд![Сложение основных](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img11.jpg)
Содержание слайда: Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI—XVII вв.)
Минимальный комментарий (так сказать, «единица комментирования») — это глосса, т.е. объяснение отдельного непонятного слова или выражения в данном тексте.
Древнейшие глоссарии к Гомеру относятся к V в. до н.э., т.е. к самому началу древнегреческой комментаторской традиции. В западном христианстве дополнительным фактором глоссирования церковных книг был латинский язык, общепринятый в учено конфессиональной сфере, но все же ни для кого не родной.
У православных славян начало словарного дела относится к XI в. В частности, в переведенном с греческого «Изборнике Святослава» 1073 г.,
В русской средневекой лексикографии было пять основных словарных жанров: 1) словари ономастиконы, 2) словари символики («приточники»); 3) славяно русские словари; 4) словари разговорники; 5) азбуковники.
№13 слайд![Сложение основных](/documents_6/c4177c047c25fb1d0205391c509b632f/img12.jpg)
Содержание слайда: Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI—XVII вв.)
Древнейшие словари разговорники — рукописные «Грецкой язык» и «Речь тонкословия греческаго» (оба XV—XVI вв.) — предназначались для русских паломников. Они имеют устное, не «кабинетное» происхождение. Греческие слова в них записаны кириллицей и по слуху.
Азбуковники — это жанр крупных сборников, объединяющих разнообразные, но преимущественно словарные материалы, а также тематически близкие к ним тексты на конфессиональные и филологические темы.
Словари ономастиконы первоначально объясняли главным образом собственные имена, встречающиеся в Библии.