Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
15 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
389.01 kB
Просмотров:
108
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Критика цивилизации Освальда Шпенглера. Субкультуры и их роль в социокультурной динамике
Выполнила студентка Шило Ю.В.
4 курс, С-131 , специальность
1-23 01 05«Социология»
№2 слайд
Содержание слайда: Критика цивилизации
Критика цивилизации
Освальда Шпенглера
№3 слайд
№4 слайд
Содержание слайда: О. Шпенглер считается классиком цивилизационного подхода к истории, представителем циклической концепции культуры, одним из критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества (принципа однолинейности). Он считал Европу обреченным и умирающим его звеном
Книга «Закат Европы» (1918-1922) стала, по мнению многих специалистов – «одной из самых громких сенсаций ХХ века».
№5 слайд
Содержание слайда: Шпенглер отстаивал идею функционирования культурных процессов по типу биологических. Подобная тенденция, основанная на использовании методов естественных наук, формировала и новые подходы к изучению культуры. Уподобляя культуру живому организму, ученый констатирует, что она:
1. Рождается и живет своей особой жизнью, что соответствует мифосимволическому, раннему характеру культуры;
2. Расцветает и достигает зрелости, выражая себя в метафизико -религиозных, высоких формах;
3. Стареет и умирает, превращаясь в окостеневшую, позднюю форму культуры.
О.Шпенглер разделяет и противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». По его представлениям:
№6 слайд
№7 слайд
Содержание слайда: В своей книге философ утверждает, что цивилизация основана на неравенстве, и цивилизация демократична и стремится «превратить мир в один большой
город». «Человек цивилизации» реализует себя: в массовом потреблении, политике, техническом прогрессе, спорте и т.д.
Освальд Шпенглер считал, что вступление в стадию цивилизации – конец развития любой культуры. Для Европы эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, урбанизацией (ростом городов и городского населения), упадком литературы и искусства. Художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В этот период народ теряет «душу культуры», происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвение наподобие механических устройств, свойственных технической цивилизации.
№8 слайд
Содержание слайда: Таким образом по О.Шпенглеру:
цивилизация - это закат и сумерки культуры, когда на место живых и органических форм духовной деятельности приходят механические, массово-уравнительные, государственно-технократические.
культура - это сложившаяся в веках историко-культурная целостность
Следовательно основные идеи концепции О.Шпенглера можно свести к следующим тезисам:
1) Утверждение множественности и чередования культур, цикличности их развития;
2) Неизбежность гибели «культурного организма» и перехода культуры в цивилизацию, в которой преобладает массовая культура.
№9 слайд
Содержание слайда: Субкультуры и их роль в социокультурной динамике
№10 слайд
Содержание слайда: Значительное распространение в культуре имеют субкультуры. Рост субкультур совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, укреплением плюрализма и толерантности (терпимости) в обществе.
№11 слайд
Содержание слайда: Понятие «субкультура» неоднозначно. Это может быть:
1) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры;
2) особая форма организации людей (чаще молодежи) как автономное целостное образование внутри господствующей культуры;
3) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.
№12 слайд
Содержание слайда: Критерием (признаком) отличия субкультур друг от друга могут быть половые, возрастные, поколенные, профессиональные, поселенческие (региональные), доходные, ментальные (в том числе идеологические) и иные социокультурные различия. Субкультуры разнятся и в повседневной жизни – в нормах, интересах, потребностях и способах их удовлетворения, манерах, досуге, быте.
Существенными отличительными чертами субкультур являются «стили» , имеющие символическое значение и определяющие глубину вхождения в субкультуру. Выделяются три основных элемента (проявления) стиля:
№13 слайд
Содержание слайда: СУБКУЛЬТУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. удовлетворяют потребность в обособлении и индивидуализме (дистанцировании от традиционных ценностей и создании собственных – нонконформистских – культурных норм и образцов) и одновременно – в коллективизме и общности с себе подобными, давая ощущение товарищеской поддержки и взаимовыручки;
2. обеспечивают решение (нередко иллюзорное) собственных проблем в рамках сообщества единомышленников.
3. выполняют компенсаторную функцию, обеспечивая в кругу единомышленников и сверстников неудовлетворенную в «большом мире» потребность в уважении, понимании и любви; давая ощущение признания собственной значимости и компенсируя этим недостаточную самодостаточность личности.
Субкультуры хотя и возобновляются беспрерывно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующим культурным нормам. Они в большей мере способствуют постепенным эволюционным и мирным преобразованиям, нежели революционным и резким сменам одних культурных ориентиров на другие.
№14 слайд
Содержание слайда: Стоит отметить, что одной из форм субкультуры
является КОНТРКУЛЬТУРА.
№15 слайд
Содержание слайда: Главный вывод из сказанного состоит в том, что оппозицию существующих в каждом обществе субкультур нельзя доводить до конфронтации с нормативной культурой, до перерастания субкультур в контркультуру
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ