Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
18 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
5.92 MB
Просмотров:
150
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
№3 слайд
Содержание слайда: МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы:
МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы:
мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши,
и эрзю, занимавшую левобережье Суры.
Современные мокша и эрзя составляют единую нацию.
Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы,
входящей в уральскую языковую семью.
Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое.
Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык,
свои традиции и обычаи,
национальные костюмы,
особенности духовной Культуры.
Численность в России 1072,9 тыс. человек.
№4 слайд
Содержание слайда: Этнонимы эрзя и мокша —
Этнонимы эрзя и мокша —
не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам :
эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой),
а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание'
№5 слайд
Содержание слайда: В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша.
В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша.
Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша).
В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов
(Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево,
Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша)
и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе
(Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште),
насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.
№6 слайд
Содержание слайда: На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде :
На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде :
Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай,
Каратаи при озере Менситов (починок Менситов),
Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва.
Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.
В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские,
а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары.
Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.
№7 слайд
Содержание слайда: В эрзянском языке выделяются диалекты:
центральный,
западный (приинсарский),
юго-восточный (присурский),
северо-западный (приалатырский),
теньгушевский;
в мокшанском - диалекты:
центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея),
северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея).
Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно.
Распространён также русский язык.
Письменность на русской графической основе.
Верующие - православные.
№8 слайд
Содержание слайда: Национальный состав
населения.
№9 слайд
Содержание слайда: Место мордвы среди крупнейших народов России.
№10 слайд
№11 слайд
Содержание слайда: Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток.
Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы.
Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин
№12 слайд
Содержание слайда: Разнообразны женские головные уборы:
типа сороки,
полотенца,
покрывала,
на твёрдой основе.
Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом.
№13 слайд
Содержание слайда: Старинная обувь - лапти
(мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения.
Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами.
Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши:
пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки).
Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать.
Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.
№14 слайд
№15 слайд
Содержание слайда: Традиционный свадебный обряд
сопровождался причитаниями невесты,
приговорами дружки и других участников.
Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы,
а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа.
В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.
№16 слайд
Содержание слайда: Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю.
Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава).
В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села,
а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.
№17 слайд
Содержание слайда: В фольклоре развита обрядовая поэзия:
В фольклоре развита обрядовая поэзия:
календарная и семейная (причитания невесты,
"корильные" и величальные песни на свадьбе);
песни - семейно-бытовые,
эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа),
исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных.
Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.
№18 слайд
Содержание слайда: Основное традиционное занятие Мордвы
- пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля).
Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство.
Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.
Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.