Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
175 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
44.37 MB
Просмотров:
95
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Лекция № 4
Основные понятия культурологии
Лекция № 4
Основные понятия культурологии
№2 слайд
Содержание слайда: План:
План:
1. Культура, функции культуры и культурная картина мира
2. Нормы и ценности культуры
2.1. Ценности культуры
2.2. Нормы культуры
2.3. Классификация культурных норм
2.3.1. Привычки и манеры
2.3.2. Этикет
2.3.3. Обычаи, традиции и обряды
2.3.4. Церемония и ритуал
2.3.5. Нравы и запреты
2.3.6. Закон и право
2.3.7. Мода и увлечения
3. Инкультурация
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Культура и культурная картина мира
Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п.
№4 слайд
Содержание слайда: Антропологическое определение культуры состоит в том, что культура есть мир вещей, созданный человеком и противостоящий природе.
№5 слайд
Содержание слайда: Функции культуры
Можно выделить следующие функции культуры:
1) социализации – формирования человека как продукта общества и культуры;
2) познавательную (информационную) – познания мира;
№6 слайд
Содержание слайда: 3) трансляционную – передачи культурных достижений;
4) регулятивную – создания норм поведения;
№7 слайд
Содержание слайда: 5) ценностную – создания системы ценностей, воспринимаемых человеком;
6) знаковую – создания языка культуры;
№8 слайд
Содержание слайда: 7) синтезирующую – соединения больших масс населения в единое целое;
8) смысловую – обретения смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.
№9 слайд
Содержание слайда: К основным функциям культуры относятся функции информационная и социализации.
№10 слайд
Содержание слайда: Культурный ландшафт
Культурный ландшафт – земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты.
№11 слайд
Содержание слайда: Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.
№12 слайд
Содержание слайда: Культурный ландшафт включает в себя агросферу и техносферу.
№13 слайд
Содержание слайда: По мере развития человеческой цивилизации взаимная зависимость природы и культуры усиливается.
№14 слайд
Содержание слайда: Своеобразие культуры
Культура в обществе проявляется в социальных технологиях.
№15 слайд
Содержание слайда: Своеобразие культуры может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности.
№16 слайд
Содержание слайда: Так, по наблюдениям этнографов, народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному.
№17 слайд
Содержание слайда: Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству.
Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые – двух- этажные, а третьи – деревянные.
№18 слайд
Содержание слайда: Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой губернии она родилась.
№19 слайд
Содержание слайда: Культурная картина мира
Своеобразие любой локальной или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине мира (ККМ).
№20 слайд
Содержание слайда: ККМ – это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем, единая для определенной социальной общности.
№21 слайд
Содержание слайда: Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д.
№22 слайд
Содержание слайда: Ядром культурной картины мира является менталитет.
№23 слайд
Содержание слайда: Выражение культурной картины мира
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры.
№24 слайд
Содержание слайда: Так, например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и уважение к умершему.
Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы.
№25 слайд
Содержание слайда: У некоторых народов прощание с покойником растягивается на целые недели.
И, напротив, в современной России, Европе или США похороны занимают всего несколько часов.
№26 слайд
Содержание слайда: Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разную ценность и значение.
№27 слайд
Содержание слайда: 2. Нормы и ценности культуры
2.1. Ценности культуры
Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
№28 слайд
Содержание слайда: Именно в соответствии с ними происходит выбор информации в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, складываются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.
№29 слайд
Содержание слайда: Виды ценностей
Все множество ценностей можно условно классифицировать, акцентируя те сферы жизни, в которых они реализуются:
витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
№30 слайд
Содержание слайда: экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;
№31 слайд
Содержание слайда: социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
№32 слайд
Содержание слайда: политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;
№33 слайд
Содержание слайда: моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
№34 слайд
Содержание слайда: религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;
№35 слайд
Содержание слайда: эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т.д.
№36 слайд
Содержание слайда: Группы культурных ценностей
Из всей системы ценностей человека и общества выделяются культурные ценности, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:
№37 слайд
Содержание слайда: 1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.
№38 слайд
Содержание слайда: Кроме того, эта группа включает уникальные архитектурные сооружения, значительные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.
№39 слайд
Содержание слайда: 2) доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: обычаи, нравы, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые объединяют общество, способствуют росту взаимопонимания между людьми.
№40 слайд
Содержание слайда: Обе группы культурных ценностей составляют стержень любой культуры, определяя ее неповторимый характер.
№41 слайд
Содержание слайда: Различия в восприятии культурных ценностей
Обычно обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями различных культур.
№42 слайд
Содержание слайда: Например, такая социальная ценность, как равенство полов, принимается не всеми государствами.
№43 слайд
Содержание слайда: Страны арабского мира, как известно, отрицают равенство возможностей для женщин.
№44 слайд
Содержание слайда: Они даже были предупреждены в отчёте ООН 2008 г. о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.
№45 слайд
Содержание слайда: 2.2. Нормы культуры
Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения.
№46 слайд
Содержание слайда: Культурные нормы поведения отражаются в понятиях мораль и нравственность.
№47 слайд
Содержание слайда: Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.).
№48 слайд
Содержание слайда: Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
№49 слайд
Содержание слайда: Андрей Яковлевич Флиер делит нормы на:
– институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс);
№50 слайд
Содержание слайда: – этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции);
№51 слайд
Содержание слайда: – конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона.
Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).
№52 слайд
Содержание слайда: Нормы конвенциональные предписывают и разрешают, но оставляют при этом определенную степень свободы для индивида в следовании им.
№53 слайд
Содержание слайда: – эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает наиболее сильное влияние на человека.
№54 слайд
Содержание слайда: Не менее интересна типология у Юрия Никифоровича Солонина и Моисея Самойловича Кагана, нормы подразделяются на 3 основных уровня:
№55 слайд
Содержание слайда: – общекультурные нормы – нормы, которые распространяются на всех членов общества.
№56 слайд
Содержание слайда: К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила общепринятой вежливости, гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом.
Употребляя понятие «общекультурные», авторы имеют в виду нормы, общие для одной культуры.
№57 слайд
Содержание слайда: Нормы специфичные для одной культуры могут показаться неприемлемыми представителям других.
Так, например, французы едят улиток, китайцы едят змей, а жители некоторых племен в Новой Гвинее и людей считают деликатесом.
№58 слайд
Содержание слайда: Однако существуют нормы одинаковые почти для всех культур: уважение к родителям, забота о детях, любовь к родине и т. д.
№59 слайд
Содержание слайда: В наши дни существуют и международные, межкультурные нормы – правила охраны памятников ЮНЕСКО, правила проведения спортивных международных соревнований.
№60 слайд
Содержание слайда: – групповые нормы – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, являющейся лишь частью культуры.
№61 слайд
Содержание слайда: Это могут быть формы обращения военнослужащих друг к другу, нравы, сложившиеся у фанатов эстрадной звезды, правила светского этикета.
Такие нормы могут вступать в противоречие с общекультурными нормами.
№62 слайд
Содержание слайда: – ролевые нормы – предписывают как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью (роль отца, руководителя, мужа, покупателя).
№63 слайд
Содержание слайда: Социальная роль – совокупность функций, которые подлежат исполнению, согласно неписанным традициям, обычаям.
Человек за свою жизнь исполняет множество ролей.
№64 слайд
Содержание слайда: Интересно, что если изменяются нормы поведения, характерные для одной роли, то это вызывает изменение и в других ролях (чем больше одобряется работа женщины, тем более привычным становится выполнение мужчиной домашних обязанностей).
№65 слайд
Содержание слайда: Перечисленные выше классификации лишь дополняют друг друга, но не исключают.
№66 слайд
Содержание слайда: При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных группах, в разные исторические периоды расходятся между собой.
№67 слайд
Содержание слайда: Нарушение столового этикета, этикета деловой встречи вызывает неловкость, ставит в затруднительное положение, но не влечет за собой жесткого наказания.
№68 слайд
Содержание слайда: В случае неисполнения обязательных норм (к примеру, правовых) могут применяться более серьезные санкции.
№69 слайд
Содержание слайда: Иногда допускается вариативность норм: человек может выбирать из набора стандартных образцов, существующих традиций.
Возможны ситуации, когда предусмотрена полная свобода действий, например, в домашней обстановке.
№70 слайд
Содержание слайда: Культурные универсалии
Культурные нормы и ценности являются культурными универсалиями.
№71 слайд
Содержание слайда: Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
№72 слайд
Содержание слайда: В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.
№73 слайд
Содержание слайда: Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.
№74 слайд
Содержание слайда: Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью.
Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.
№75 слайд
Содержание слайда: Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных культурах.
№76 слайд
Содержание слайда: 2.3. Классификация культурных норм
Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грему Самнеру (1840-1910).
№77 слайд
Содержание слайда: Он выделял следующие виды норм: обычаи; нравы; законы.
Они составляют основу нормативной системы культуры.
Следует отметить, что список культурных норм постоянно расширяется и обновляется.
№78 слайд
Содержание слайда: Сегодня типологии культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
№79 слайд
Содержание слайда: Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, последовательность примет такой вид.
– табу;
– законы;
– нравы;
– традиции;
– обычаи;
– привычки.
№80 слайд
Содержание слайда: 2.3.1. Привычки и манеры
Привычка – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.
№81 слайд
Содержание слайда: Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения.
Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти) – они свидетельствуют о плохих манерах.
№82 слайд
Содержание слайда: Манеры
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Они основаны на привычках.
№83 слайд
Содержание слайда: Примером может служить жест, обозначающий внимание к собеседнику, состоящий в том, что слушатель вытягивает шею и одновременно поворачивает голову, подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему.
В Австрии это один из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей.
№84 слайд
Содержание слайда: Но в других центрально-европейских странах он распространен меньше.
Так, в северной Германии считается учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо, как того требуют от солдата, получившего приказ.
№85 слайд
Содержание слайда: Значение жестов
Смысл жестов учтивости понятен только представителям данной культуры.
№86 слайд
Содержание слайда: Японские жесты учтивости, при которых слушающий подставляет ухо и иногда сгибается в церемониально в поклоне, немцу могут показаться проявлением жалкого раболепия.
А на японца холодная вежливость европейца произведет впечатление непримиримой враждебности.
№87 слайд
Содержание слайда: 2.3.2. Этикет
№88 слайд
Содержание слайда: 2.3.3. Обычаи, традиции и обряды
Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.
К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.
№89 слайд
Содержание слайда: У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса и др.
№90 слайд
Содержание слайда: Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
№91 слайд
Содержание слайда: Обычай бинтования ног
Бинтование ног – обычай, практиковавшийся в Китае (особенно в аристократической среде) с начала X до начала XX вв.
Полоской материи девочкам привязывали к ступне все пальцы ноги, кроме большого, и заставляли ходить в обуви малого размера, отчего ступни значительно деформировались, иногда лишая возможности ходить в будущем. Такие ноги традиционно назывались «золотыми лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты, к тому же считалось, что принадлежащей к высокому обществу даме не следует ходить самостоятельно.
№92 слайд
Содержание слайда: Обычай встречи Нового года
Примерами могут быть и обычаи встречи Нового года в разных культурах.
№93 слайд
Содержание слайда: Так, итальянцы считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год.
№94 слайд
Содержание слайда: Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель.
Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду.
№95 слайд
Содержание слайда: Новый год в Испании и Португалии
В Испании и Португалии
по обычаю в новогоднюю ночь с каждым ударом часов съедают по виноградине (свежей или засушенной) и загадывают желания:
двенадцать ударов – двенадцать заветных желаний на каждый месяц нового года, поскольку виноградную лозу там считают символом изобилия, здоровья и семейного очага.
№96 слайд
Содержание слайда: Новый год в Болгарии
В Болгарии в канун Нового года приобретают кизиловые палочки – непременный атрибут новогоднего праздника.
Первого января дети, подходя к родным и близким, слегка ударяя палочками, поздравляют с праздником.
№97 слайд
Содержание слайда: С последним ударом часов уходящего года во всех домах на 3 минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев, которые заменяют тосты.
Болгары радуются, если за столом кто-то чихнет. Говорят, это приносит удачу.
№98 слайд
Содержание слайда: Новый год на Британских островах
На Британских островах имеет большое распространение обычай «впуска Нового года». Это как бы символический рубеж перехода от прошлой жизни к новой, к будущему.
№99 слайд
Содержание слайда: Обычай впуска Нового года заключается в том, что когда часы бьют двенадцать, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.
№100 слайд
Содержание слайда: Новый год в Шотландии
В Шотландии праздник Нового года называют Хогмани.
По обычаю, на новогоднюю ночь поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам, сжигая, таким образом, старый год и приглашая новый.
№101 слайд
Содержание слайда: Шотландцы считают, что от того, кто войдет первым в их дом в новом году, зависит удача или неудача в семье на весь следующий год.
Большую удачу, по их мнению, приносит темноволосый мужчина, который вносит в дом подарки.
№102 слайд
Содержание слайда: Новый год в Бирме и Тайланде
Поскольку в Бирме и Таиланде наступление Нового года приходится на самое жаркое время, его приход отмечается фестивалем воды.
Люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. Но обливание водой никого не обижает, ведь этот ритуал – пожелание счастья в Новом году.
№103 слайд
Содержание слайда: Новый год во Вьетнаме
В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды.
По преданию, на спине карпа плавает бог, который в Новый год отправляется на небеса, чтобы поведать там, как живут люди на Земле.
№104 слайд
Содержание слайда: Новый год на Кубе
На Кубе перед Новым годом все наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытые окна на улицу.
№105 слайд
Содержание слайда: Это означает, что старый новый год счастливо закончился и кубинцы желают друг другу, чтобы и новый был таким же ясным и чистым, как вода.
№106 слайд
Содержание слайда: Часы в Новый Год на Кубе бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми.
№107 слайд
Содержание слайда: Традиция
Традиция – все то, что унаследовано от предшественников.
В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.
№108 слайд
Содержание слайда: Основными компетенциями культурных традиций являются трансляция социального опыта и регуляция межличностных отношений.
№109 слайд
Содержание слайда: Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага.
№110 слайд
Содержание слайда: Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке.
Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.
№111 слайд
Содержание слайда: Примеры традиций
Примером может служить традиция приглашения на обед друзей и знакомых.
В Азии сразу после обеда принято попрощаться и уходить.
Если кто-то поступает не так, то это значит, что он еще хочет есть.
№112 слайд
Содержание слайда: И, напротив, если так поступить в Европе или Северной Америке, то это будет расценено как невоспитанность и неуважение.
Такое поведение будет означать, что вы пришли в гости только пообедать.
№113 слайд
Содержание слайда: Обряды
Разновидностью традиции является обряд.
Он характеризует не избирательные, а массовые действия.
№114 слайд
Содержание слайда: Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции.
Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
№115 слайд
Содержание слайда: Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, имянаречение), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).
№116 слайд
Содержание слайда: Примеры обрядов
Амазонское племя индейцев сатеремаве использует для проведения обряда инициации мальчиков-подростков рукавицу, заполненную муравьями-пулями, чей яд в 20 раз сильнее укуса обычной осы.
Многие мальчики во время обряда теряют сознание, а их тела сотрясаются в конвульсиях. Боль от укуса муравья действует не менее 24 часов.
№117 слайд
Содержание слайда: Обряд раскуривания трубки мира
В качестве примера можно привести распространенный у народов Северной Америки обряд раскуривания трубки мира.
Трубка мира – священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие.
Наиболее древние обряды, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия.
№118 слайд
Содержание слайда: Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу.
Наиболее почитаемый человек – военный предводитель, вождь или старейшина – раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину.
Тот делал несколько затяжек и передавал соседу.
№119 слайд
Содержание слайда: Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями.
№120 слайд
Содержание слайда: Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали обряд, аналогичный ритуалу вызывания дождя: садились по кругу и раскуривали трубку мира.
Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие обряды во время церемоний заключения перемирия, так и называли священную трубку индейцев – «трубка мира».
№121 слайд
Содержание слайда: Иллюстрация 8
№122 слайд
Содержание слайда: 2.3.4. Церемония и ритуал
Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.
№123 слайд
Содержание слайда: Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
Коронование – яркий пример важной для общества церемонии.
№124 слайд
Содержание слайда: Иллюстрация 9
№125 слайд
Содержание слайда: Ритуал
Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.
№126 слайд
Содержание слайда: Ритуал обладает символическим значением.
Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет.
Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала.
№127 слайд
Содержание слайда: Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы.
Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов – ожидание команды «Взлет разрешен».
№128 слайд
Содержание слайда: Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п.
Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.
№129 слайд
Содержание слайда: Пример ритуала
История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.).
Ходить по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах.
№130 слайд
Содержание слайда: Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары.
№131 слайд
Содержание слайда: На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.
№132 слайд
Содержание слайда: 2.3.5. Нравы и запреты
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.
Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
№133 слайд
Содержание слайда: От этого слова происходит понятие «нравственность» – этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества.
Латинское слово «moralis» означает «нравственный».
№134 слайд
Содержание слайда: Табу
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм.
№135 слайд
Содержание слайда: В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.
№136 слайд
Содержание слайда: Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
№137 слайд
Содержание слайда: 2.3.6. Закон и право
Закон – это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
№138 слайд
Содержание слайда: Слово «право» (jus) получило своё название от латинского juslitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела.
№139 слайд
Содержание слайда: Норма, право и обычай
Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая.
№140 слайд
Содержание слайда: Конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы.
Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.
№141 слайд
Содержание слайда: По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены.
Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное.
Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.
№142 слайд
Содержание слайда: В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире.
В традиционном Китае разводы были редкими.
Существовала норма – отрицательное отношение к ним.
Высшей ценностью являлось продолжение семьи.
№143 слайд
Содержание слайда: Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
№144 слайд
Содержание слайда: 2.3.7. Вкус, увлечения и мода
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний.
Здесь нет свободы выбора.
Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.
№145 слайд
Содержание слайда: Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.
Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.
№146 слайд
Содержание слайда: Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.
№147 слайд
Содержание слайда: Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.
У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.
№148 слайд
Содержание слайда: Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
№149 слайд
Содержание слайда: Мода
Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо.
Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы – в одежде, питании, поведении и т. п.
№150 слайд
Содержание слайда: Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются.
Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду.
№151 слайд
Содержание слайда: Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением.
№152 слайд
Содержание слайда: В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы.
Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы – символ массовой культуры.
№153 слайд
Содержание слайда: Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.
№154 слайд
Содержание слайда: В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных социальных норм – мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения.
№155 слайд
Содержание слайда: Мода – периодическая смена образцов массового поведения.
№156 слайд
Содержание слайда: Обычай ориентирован на традиции, а мода – на современность, обновление нововведения.
№157 слайд
Содержание слайда: 3. Инкультурация
Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией.
Инкультурация – это усвоение индивидом системы определенных представлений.
№158 слайд
Содержание слайда: Содержание процесса инкультурации
Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
№159 слайд
Содержание слайда: Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
№160 слайд
Содержание слайда: личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
№161 слайд
Содержание слайда: социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
№162 слайд
Содержание слайда: восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
№163 слайд
Содержание слайда: Стадии инкультурации
В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).
№164 слайд
Содержание слайда: Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей.
№165 слайд
Содержание слайда: В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.
№166 слайд
Содержание слайда: Инкультурация и воспитание
Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.
№167 слайд
Содержание слайда: По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок.
№168 слайд
Содержание слайда: Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки.
Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично.
№169 слайд
Содержание слайда: Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут.
Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.
№170 слайд
Содержание слайда: Вторичная стадия инкультурации
Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, и характеризуется принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
№171 слайд
Содержание слайда: На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе,
№172 слайд
Содержание слайда: он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.
№173 слайд
Содержание слайда: Результат инкультурации
Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры.
Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет».
№174 слайд
Содержание слайда: Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба.
№175 слайд
Содержание слайда: Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура.
Он получает доступ к дискуссии и творчеству.