Презентация Пропагандистская направленность официальной советской культуры: «новый человек» советского общества онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Пропагандистская направленность официальной советской культуры: «новый человек» советского общества абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 45 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Искусство и Фото » Пропагандистская направленность официальной советской культуры: «новый человек» советского общества



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    45 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    4.01 MB
  • Просмотров:
    128
  • Скачиваний:
    2
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Пропагандистская
Содержание слайда: Пропагандистская направленность официальной советской культуры «новый человек» советского общества

№2 слайд
Пропаганда в СССР Советская
Содержание слайда: Пропаганда в СССР Сове́тская пропага́нда — пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Проводилась целенаправленно и централизованно под руководством КПСС и официально называлась идеологической работой, просвещением масс и тому подобным. В основе советской пропаганды лежала идеология марксизма-ленинизма. Характер пропаганды менялся по мере исторического развития СССР. Пропаганда велась через средства массовой информации, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства. Она оставила после себя советское культурное наследие. Главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма, добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений.

№3 слайд
Новый человек в СССР Новый
Содержание слайда: Новый человек в СССР «Новый человек в СССР» — формирование нового человека или, может быть, человека нового типа, для послереволюционного советского общества стало центральной проблемой, стоявшей перед советской культурой в 20-х гг. ХХ века. Новому советскому обществу требовался новый человек, то есть такой, который бы соответствовал требованиям этого общества. В этот период в СССР было написано большое количество произведений, в которых описывается идеал нового человека и перечисляются его качества: любовь к обществу (составляющим его людям) и готовность бороться за него, революционный дух, активность и желание участвовать в переменах, дисциплинированность, эрудиция, технические способности и дисциплинированный коллективизм. Примером широкого распространения был идеал нового человека, который предложил инженер Гастев Алексей Капитонович, работавший в то время в Центральном институте труда (ЦИТ). Гастев был сторонником «механизации» человека, уподобления его машине с целью повышения эффективности трудовых процессов.

№4 слайд
Вывод В целом результаты
Содержание слайда: Вывод В целом результаты достаточно спорны. Хотя можно отметить присущий советским людям (многим из них) «некоммерческий подход» к отношениям, стремление найти своё место в жизни, тенденция к самодеятельности во многих областях жизни.

№5 слайд
Создание новой сиситемы
Содержание слайда: Создание новой сиситемы образования. Наука в 30-е гг.

№6 слайд
Создание советской системы
Содержание слайда: Создание советской системы образования  В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов.К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %. В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования.

№7 слайд
Наука в -е годы Советские
Содержание слайда: Наука в 30-е годы Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.  Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др.

№8 слайд
Создание новых научных
Содержание слайда: Создание новых научных центров  ВАСХНИЛ Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина — высшее научно-исследовательское и координационно-методическое учреждение по водному, лесному и сельскому хозяйству СССР. В её систему входили более 150 научных учреждений.25 июня 1929 года выходит Постановление Совета народных комиссаров СССР «Об организации Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина». Эта дата считается днём образования ВАСХНИЛ.В 1949 году академия была награждена орденом Ленина, а в 1979 году — орденом Трудового Красного Знамени.  В 1992 году прекратила своё существование — в связи с распадом СССР и появлением независимой России.

№9 слайд
РНИИ Реактивный
Содержание слайда: РНИИ Реактивный научно-исследовательский институт — основан в 1933 году, став одним из первых в СССР научно-исследовательским учреждением, разрабатывавшим ракетную технику.В стенах института разработана ракетная установка «Катюша». РНИИ создан в Москве по приказу РВС № 0113 от 21.09.1933 года путём слияния московской Группы по изучению реактивного движения (ГИРД) (создана в 1931, руководитель С.П. Королёв) и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) (создана в 1921, руководитель И.Т. Клеймёнов). Первым руководителем института стал военинженер 1-го ранга Иван Терентьевич Клеймёнов. Постановлением Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933 года за подписью Председателя СНК СССР В.М. Молотова организация РНИИ возлагалась на Наркомат тяжёлой промышленности СССР. Разработки:экспериментальные баллистические ракеты и двигатели,авиационные реактивные снаряды РС-82 и РС-132,ракетная установка БМ-13 «Катюша» и др..

№10 слайд
Выдающиеся ученые и
Содержание слайда: Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Престижность военой профессии и научно-инженерного труда

№11 слайд
Революционные события в
Содержание слайда: Революционные события в Петрограде в феврале 1917 года не готовила ни одна партия, ни одна организация. Они были порождены тяготами войны и произошли по причине трудного экономического положения и усталости трудящихся. Началом революции можно считать массовую демонстрацию женщин-работниц, прошедшую 23 февраля (8 марта). Она проходили под лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!» «Верните наших мужей с фронта!». В последующие дни прошли мощные выступления рабочих, в которых участвовали сотни тысяч человек. К 27 февраля соотношение сил в Петрограде изменилось в пользу восставших, особенно после того, как на их сторону стали переходить солдаты Петроградского гарнизона. В ночь на 28 февраля в Таврическом дворце по инициативе меньшевиков и эсеров, был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который взял всю власть в городе в свои руки. Председателем Петроградского Совета был избран меньшевик Н.С.Чхеидзе.

№12 слайд
Практически одновременно с
Содержание слайда: Практически одновременно с Петроградским советом был создан Временный комитет членов Государственной думы во главе с М.В. Родзянко, объявивший себя носителем власти в стране. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству. В его состав вошло 12 человек - представители партии кадетов и октябристов. Председателем правительства стал беспартийный князь Г.Е. Львов. Возникновение двух органов власти, и их своеобразные взаимоотношения, привели к весьма оригинальной ситуации – возникновению двоевластия, которое трансформировалось в безвластие и хаос.

№13 слайд
Ход событий после Февральской
Содержание слайда: Ход событий после Февральской революции имел 2 альтернативы: буржуазно-либеральную (реформаторская – кадеты и буржуазно-демократическая - Керенский); радикальную (генеральско-диктаторская - Корнилов, «однородно социалистическая» - Мартов, большевистская - Ленин). Важнейшим вопросом, который встал перед Советами и Временным правительством, был вопрос о характере войны и определении способов выхода из нее.Петроградский Совет обнародовал знаменитый Приказ № 1. Этот документ заложил основы демократизации армии. По их же инициативе было сформулировано положение о заключении «всеобщего, демократического мира без аннексий и контрибуций». Однако Временное правительство считало, что выход из войны может быть достигнут только на путях ее победоносного завершения.

№14 слайд
Попытки Временного
Содержание слайда: Попытки Временного правительства стабилизировать положение в стране и решить ряд насущных задач оказались неудачными.Главная причина была в том, что война по своему выстраивала логику событий. Все политические партии, пришедшие к власти после Февраля 1917 г., в том числе и демократия оказались заложницами революции, развивавшейся в условиях тяжелой войны, которую вела Россия. Страна не могла выйти из войны, а без ее окончания нельзя было ни созвать Учредительное собрание, ни решить аграрный, рабочий и национальный вопросы. Причем время работало против власти. По мере дальнейшего развития революции в стране нарастал политический и социально-экономический хаос. В августе была предпринята попытка генерала Л.Г. Корнилова ввести в столицу войска и установить военную диктатуру, однако эта попытка провалилась.

№15 слайд
Установление жесткого
Содержание слайда: Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и исскуства

№16 слайд
Первый фактор, который всегда
Содержание слайда: Первый фактор, который всегда необходимо анализировать, когда мы говорим о развитии культуры, искусства, – это роль государства. В 30-е гг. в Советском Союзе существовал тоталитарный режим с жестким контролем верхушки партии, руководства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над сферой культуры. Это приводило к однообразию, к отсутствию политических свобод, к неким трагедиям в жизни людей искусства. С другой стороны, роль государства можно оценивать и как положительную. Жёсткий идеологический контроль действовал в сфере литературы и искусства. До середины 1930-х годов в официальном советском литературоведении господствовал вульгарный социологизм (литературные явления прямолинейно объяснялись экономическими и социальными, например, «ростом натурального хозяйства»)[32], крайности которого с этого времени стали также подвергаться критике. Обязательной для литературоведения стала марксистская позиция, с уделением особого внимания писателям, связанным с освободительным движением, и революционным или «прогрессивным» с марксистской точки зрения тенденциям в литературе. Критике и прямому запрету подвергался созданный российскими и советскими учёными в 1920-е годы формальный метод.  По словам академика Дмитрия Лихачёва, «в науке насаждалось представление, что с самого начала исследования может быть правилен только один путь, одно истинное направление, одна научная школа и, разумеется, только один главный учёный, „вождь“ своей науки». Выбор делался по политическим соображениям схоластического характера и выбранное направление объявлялось «истинно марксистским». Считалось, что в науке есть две точки зрения — правильная марксистская и неправильная, враждебная ей. Аналогичного мнения придерживается академик Эдуард Кругляков, который утверждает, что «в те годы, годы тоталитарного правления, именно там, „наверху“, директивно решалось, что истина, а что нет». Советская власть поставила перед художественной интеллигенцией задачу создания новой пролетарской культуры. Раздавались призывы выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого.

№17 слайд
Социалистический реализм
Содержание слайда: Социалистический реализм — художественный метод советской литературы.  Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Метод социалистического реализма помогает писателю содействовать дальнейшему подъёму творческих сил советского народа, преодолению всех трудностей на пути к коммунизму.  «Социалистический реализм требует от писателя правдивого изображения действительности в её революционном развитии и предоставляет ему всесторонние возможности для проявления индивидуальных способностей таланта и творческой инициативы, предполагает богатство и разнообразие художественных средств и стилей, поддерживая новаторство во всех областях творчества», — сказано в Уставе Союза писателей СССР. Основные черты этого художественного метода наметил ещё в 1905 г. В. И. Ленин в своей исторической работе «Партийная организация и партийная литература», в которой он предвидел создание и расцвет свободной, социалистической литературы в условиях победившего социализма. Этот метод был впервые воплощён в художественном творчестве А. М. Горького — в его романе «Мать» и других произведениях. В поэзии наиболее яркое выражение социалистического реализма — творчество В. В. Маяковского (поэма «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», лирика 20-х годов).

№18 слайд
Создание творческих союзов и
Содержание слайда: Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Переоценка культурного наследия принимала иногда анекдотические формы. Так, сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» клеймилась как чуждая пролетарской культуре за «воспевание мещанского счастья». В 1922 году был создан специальный цензурный комитет – Главлит, который должен был препятствовать проникновению в печатные издания «вредных» идей, «враждебных» выпадов против марксизма и политики большевиков. В 20-е годы писателей делили на пролетарских (Д.Бедный), крестьянских (С.Есенин) и попутчиков (Н.Тихонов, И.Эренбург). В это время существуют различные литературные группы: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) с участием А.Серафимовича, А.Фадеева и т.д., ЛЕФ (левый фронт) под руководством В.Маяковского, Н.Асеева и др., "Серапионо- вы братья", куда входили М.Зощенко, В.Каверин, К.Федин и др. Большой общественный резонанс вызвали произведения М.Булгакова, Б.Пильняка, А.Платонова. . В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Первым председателем его правления стал Максим Горький. Авторы, не принятые в Союз не имели шансов увидеть своё произведение напечатанным. Подобные творческие союзы создавались и в других сферах искусства: Союз художников СССР, Союз советских композиторов СССР, Союз советских архитекторов. Насаждался метод социалистического реализма. Он требовал от творца служить своими произведениями интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Те таланты, которые не вписывались в стиль соцреализма, были в немилости у властей. Жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов. Детская литература была представлена произведениями С.Маршака, А.Гайдара, С.Михалкова. Во весь голос звучали произведения М.Горького, М.Шолохова, А.Толстого, А. Фадеева, В. Маяковского, Я. Купалы, Я. Колоса и др.

№19 слайд
Самым массовым видом
Содержание слайда: Самым массовым видом искусства стало кино. Событиям революции и гражданской войны были посвящены фильмы «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. Фильм «Путёвка в жизнь» стал первым звуковым, а «Груня Корнакова» – первым цветным советским фильмом. Огромной популярностью пользовались комедии: «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга – Волга», «Трактористы», «Свинарка и пастух». В 30-е годы распространялось звуковое кино: "Чапаев" братьев Васильевых, "Броненосец Потемкин", "Александр Невский" С. Эйзенштейна, "Трилогия о Максиме" Козинцева и Трауберга, "Мать" В.Пудовкина, "Мы из Кронштадта" Е .Дзигана, "Щорс" А. Довженко и др

№20 слайд
Литература и кинематограф -х
Содержание слайда: Литература и кинематограф 1930-х годов. Рабселькоры

№21 слайд
В ноябре г. в Сталино прошёл
Содержание слайда: В ноябре 1933 г. в Сталино прошёл Первый вседонецкий съезд писателей и литкружковцев. Как сообщал журнал «Литературный Донбасс» за апрель-май 1934 г., с этого времени литературное движение в Донбассе вышло на новый уровень. Отмечается, что возникло два ведущих центра движения — города Сталино и Луганск. До вседонецкого съезда писателей и литкружковцев 1933 г. в Сталино работало несколько литературных кружков. Самые известные из них — заводской во Дворце культуры им. Ленина, в Центральном доме угольщиков на Рутченково и при клубе им. Шевченко. Большинство молодых литкружковцев представляло себе творчество в тесной связи с литературной организацией «Молодняк». В 1931 — 1932 гг. в Сталинском районе насчитывалось около десятка молодняковских кружков. Главным их недостатком было то, что молодые авторы больше проводили мероприятия, чем писали и учились, поэтому особого творческого роста у них не наблюдалось. А ведь были безусловно одарённые авторы.

№22 слайд
Константин Паустовский
Содержание слайда: Константин Паустовский приезжал на Юзовский завод в качестве приёмщика снарядов, свой приезд в Юзовку он описал в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность»

№23 слайд
В году в Донецке Юзовке
Содержание слайда: В 1911 году в Донецке (Юзовке) родился Леонид Михайлович Жариков (Илья Милахиевич Жариков) (1911—1985), написавший о своей донецкой юности книгу «Повесть о суровом друге»

№24 слайд
С по год в Донецке жил Борис
Содержание слайда: С 1946 по 1954 год в Донецке жил Борис Горбатов, здесь он пишет пьесу «Юность отцов», повесть «Непокорённые», сценарии кинофильмов «Это было в Донбассе», «Донецкие шахтёры».

№25 слайд
Илья Гонимов жил и работал в
Содержание слайда: Илья Гонимов жил и работал в Донецке, он написал повести «Шахтарчук» (1930), «Старая Юзовка» и «На берегу Кальмиуса» (1940).

№26 слайд
Развитие украинского кино
Содержание слайда: Развитие украинского кино фактически началось ещё в 1893 году, когда инженер Иосиф Тимченко за два года до братьев Люмьер разработал аппарат «кинескоп», пригодный для киносъемки и кинопроекции.70 лет своей истории украинское кино было частью советского. В эти времена, несмотря на политику национализации, централизованного госуправления и цензуры кинематографа, украинское кино пережило несколько волн своего расцвета во времена ВУФКУ в 1920-х и «украинского поэтического кино» 1960-х.

№27 слайд
В на Украине появляется
Содержание слайда: В 1930 на Украине появляется первый звуковой фильм — документальная лента Дзиги Вертова «Энтузиазм: Симфония Донбасса», а в следующем году зрители услышали голоса актёров в художественном фильме А. Соловьева «Фронт».

№28 слайд
Украинское кино времен Второй
Содержание слайда: Украинское кино времен Второй мировой войны, частично эвакуировано на восток, было преимущественно подчинено идеологическим задачам военной поры. Вместе с тем, в это время были сняты и настоящие киношедевры. К ним можно отнести фильм «Радуга» Марка Донского по сценарию Ванды Василевской, который с необыкновенной художественной силой передает трагедию оккупированного фашистами украинского села. Фильм получил ряд международных наград, но, несмотря на распространенные слухи, так и не получил «Оскар». Сценарий Александра Довженко «Украина в огне», который Сталин сначала воспринял одобрительно, затем подвергся разгромной критике, а автора — шельмованию. Одной из причин этого, о чём Довженко намекнули, было то, что в сценарии ничего не было сказано о решающей роли Сталина в победе над врагом. Кроме того, в фильмах военных лет по указанию «вождя» пропагандировалась идея быстрой и легкой победы над фашизмом.

№29 слайд
РАБСЕЛЬКОРЫ рабочие и
Содержание слайда: РАБСЕЛЬКОРЫ рабочие и крестьянские корреспонденты, активисты советской печати, сотрудничавшие, наравне со штатными журналистами, с газетами и журналами всех уровней — от центральных до районных, многотиражных и стенных на предприятиях и учреждениях. Поддерживались партийными идеологами, имели свой печатный орган — ежемесячный журнал «Рабоче-крестьянский корреспондент». Особенно массовый характер движение рабселькоров получило в годы первых пятилеток.

№30 слайд
Искусство. Основные
Содержание слайда: Искусство. Основные культурные изменения в Донбассе в 1930-х гг.

№31 слайд
На -е гг. приходятся и первые
Содержание слайда: На 1920-е гг. приходятся и первые попытки создания профессиональной музыкальной среды в Донецком крае. Так, в газете «Диктатура труда» за май 1924 г. содержится рецензия на концерт симфонического оркестра под руководством А. Сикорского в Макеевке. В этой же газете содержится и сообщение о концерте духового оркестра в городском саду г. Сталино. Выдающимся событием в культурной жизни города стали концерты Государственной заслуженной капеллы «Думка».

№32 слайд
Формированию профессиональной
Содержание слайда: Формированию профессиональной художественной жизни на территории Донецкого края способствовали и разнообразные выставки изобразительного искусства. Их основной целью была пропаганда идеалов пролетарской культуры, плановая работа по популяризации изобразительного искусства среди широких масс и объединение всех художественных сил Советского государства. Примером может служить художественная выставка «Десять лет Октября». Экспозицию составили произведения живописи, скульптуры, керамики, графики и текстильные изделия. В выставке было представлено более трех тыс. экспонатов четырехсот советских художников.

№33 слайд
Профессиональный театральный
Содержание слайда: Профессиональный театральный коллектив на территории Донбасса в 20–30-е гг. ХХ в. представляла труппа Мариупольского драматического театра, на базе которого в 1934 г. образован Вседонецкий музыкально-драматический театр. В 1931 г. в Сталино был создан Украинский театр юного зрителя. Можно отметить и активную гастрольную деятельность театральных коллективов на территории Донецкого края.

№34 слайд
Все это свидетельствует о
Содержание слайда: Все это свидетельствует о том, что частью советской политики стало воспитание рабочего класса Донбасса средствами театра, для чего и создавались многочисленные профессиональные театральные труппы даже в городах с небольшой (для урбанизированного региона) численностью населения.

№35 слайд
В общем, к началу -х гг. на
Содержание слайда: В общем, к началу 1940-х гг. на территории Донецкой области работали театр оперы и балета, 6 драматических театров, театр музыкальной комедии и филармония. Штат их коллективов пополнялся благодаря выпускникам нескольких музыкальных училищ, начавших свою деятельность во 2-й половине 30-х гг. Таким образом, в формировании культуры края этот отрезок времени оказался весьма плодотворным и важным: развилась система общего и профессионального образования, расширилась сеть библиотек, заложены основы профессиональной творческой деятельности края.

№36 слайд
Повседневная жизнь советских
Содержание слайда: Повседневная жизнь советских людей в 30-е годы

№37 слайд
Индустриальный рывок начала
Содержание слайда: Индустриальный рывок начала 30-х годов был также в значительной степени достигнут за счет социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашен курс на сплошную коллективизацию, ударивший не только по кулакам, но и среднему крестьянству. Среди крестьян вспыхивали волнения, в ходе которых было убито около 10 тысяч представителей советской власти и колхозных активистов. Параллельно все частные лавки, магазины, мастерские, предприятия перешли в собственность государства.

№38 слайд
В - гг. из-за голода погибло
Содержание слайда: В 1932-1933 гг. из-за голода погибло около 3-4 млн. человек. В результате коллективизации и «ликвидации аграрного переселения» городское население в СССР значительно выросло. Росло население старых городов, стремительно увеличивалось количество городских поселков, возникавших вокруг новых центров промышленности. Государство стремилось регулировать процесс миграции населения: в 1932 г. вводились паспорта, появился институт прописки населения, как крестьян, так и горожан. Колхозникам и единоличникам паспорта были не положены. При этом масштабного жилищного строительства в Москве, Ленинграде не велось. Горожане в основном жили в бараках и коммунальных квартирах в крайне стесненных условиях.

№39 слайд
До конца г. основные продукты
Содержание слайда: До конца 1934 г. основные продукты питания и промтовары распространялись среди населения по карточкам. При этом население распределялось на категории, в зависимости от принадлежности к той или иной группе устанавливался и размер пайка. Лишенцы, урезанные в гражданских правах (представители буржуазии, дворянства, лица духовного сословия), были вне системы распределения и покупали необходимые товары в магазинах. С начала 1935 г. карточная система была отменена, но вместо нее вводились ограничения на продажу товаров в одни руки. 1936 и 1939 гг. были неурожайными, что привело к острой нехватке продовольствия в городах. Ситуация со снабжением городского населения непродовольственными товарами также оставалась непростой, поскольку после свертывания НЭПа фактически не осталось кустарного производства, не хватало обуви и одежды, за ними выстраивались очереди в магазинах. Дефицит рождал появление спекулянтов.

№40 слайд
Индустриализация требовала
Содержание слайда: Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. В 1930 г. была закрыта последняя биржа труда, что означало решение проблемы безработицы. При этом рабочие сталкивались с крайне тяжелыми бытовыми условиями: зачастую спали в палатках, страдали от перебоев со снабжением. В этих условиях власти решили поддержать инициативы рабочих и опереться на трудовой энтузиазм. В августе 1935 г. состоялся рекорд шахтера А.Г. Стаханова, добывшего 102 т. угля за смену. Эти рекорды поддерживались властями мерами материального поощрения, имена ударников труда были известны всей стране. В тоже время в рабочей среде росло социальное недовольство, увеличивался разрыв в оплате труда между рабочими, повышались нормы труда.  Но власти не только поощряли ударников производства, но и ужесточали режим работы на предприятиях в условиях текучки кадров и увеличения брака на производстве. С 15 января 1939 г. в СССР вновь вводились трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. На следующий год был принят указ, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым.

№41 слайд
Особенности быта и
Содержание слайда: Особенности быта и повседневность Донецкого края

№42 слайд
Издавна на территории нашего
Содержание слайда: Издавна на территории нашего края жили трудолюбивые и талантливые люди, умеющие всё необходимое для жизни сделать собственными руками. Они выращивали различные сельскохозяйственные культуры, разводили домашних животных, изготавливали ткани, посуду, орудия труда. Особым уважением всегда пользовался труд пахаря-хлебороба. Обрабатывать землю, сеять и собирать урожай часто приходилось вручную, поэтому главными орудиями хлебороба были плуг и соха, с помощью которых пахали землю. Для изготовления тканей выращивали волокнистые культуры: лён, коноплю. Растительное сырьё долго перерабатывали: вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, ткали. Из шерсти овец пряли пряжу. В настоящее время Донецкий край – крупнейший индустриальный регион, который славится людьми многих промышленных специальностей. Особо уважаем и востребован труд шахтёров, металлургов, энергетиков, строителей. Поэтому основными профессиями нашего края стали шахтёрские – проходчики, забойщики, крепильщики, лесогоны, горнорабочие. Огненной профессией называют труд металлургов. К основным профессиям относят чугунолитейщиков, сталеваров, прокатчиков. В разных отраслях хозяйства большим спросом пользуются профессии токарей, слесарей, фрезеровщиков, электриков, газоэлектросварщиков, водителей и др.

№43 слайд
Особенности быта нашего края
Содержание слайда: Особенности быта нашего края вобрали в себя национальные черты народов, проживающих в нашем крае. Раньше в сельской местности с особой тщательностью относились к выбору места и строительству нового жилья. Традиционно этот процесс начинался с определения места нового дома. Для этого насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она оставалась нетронутой, место считалось хорошим, а если нарушенной – искали новое место. Считалось, что здесь «черти ночью толкутся». Основным строительным материалом был природный камень. Крышу делали из камыша и соломы. Дом белили известью, а печь расписывали различными узорами. Так выглядела традиционная украинская хата. В каждой хате был Красный угол, который ориентировали на юг или восток. Здесь располагался иконостас, украшенный рушниками, устанавливалось молодое дерево или крест, символизирующие космос. Чтобы в доме было благосостояние, в Красный угол клали деньги, под порог – горсть муки, в печной угол – крыло птицы или клок шерсти. В каждой семье всегда пользовались рушниками, которые вышивала хозяйка дома. Их использовали как в быту, так и для убранства дома. Были особые ритуальные рушники для свадеб, крещения детей. «Дом без рушника, что дом без детей», – говорили в народе..

№44 слайд
Традиционными блюдами жителей
Содержание слайда: Традиционными блюдами жителей нашего края всегда были украинский борщ и вареники, русские каши и пироги. На праздники готовили колбасы и другие блюда из мяса. У греков позаимствовали чебуреки.

№45 слайд
Много внимания уделялось
Содержание слайда: Много внимания уделялось народной одежде, которая вобрала в себя элементы традиционного украинского костюма. Главным элементом и мужской, и женской одежды была вышитая рубаха. Орнамент вышивки выполнял роль оберега и имел традиционные для каждой местности черты. Головным убором у женщин были платки и шали, молодые девушки носили венки с разноцветными лентами. Мужской головной убор – соломенная шляпа «брыль», зимой – суконная шапка.

Скачать все slide презентации Пропагандистская направленность официальной советской культуры: «новый человек» советского общества одним архивом: