Презентация Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 161 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Искусство и Фото » Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    161 слайд
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    38.18 MB
  • Просмотров:
    110
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Лекция Лекция Развитие
Содержание слайда: Лекция № 8 Лекция № 8 Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках

№2 слайд
План План . Неклассический
Содержание слайда: План: План: 1. Неклассический период развития культурологии 1.1. Культурологическая концепция эволюционизма 1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта 1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера 1.1.3. Основные положения эволюционизма 1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена 1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана 1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора

№3 слайд
План План . . Ф. Ницше
Содержание слайда: План: План: 1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни 1.3. Неокантианство (баденская школа) 1.4. Школа диффузионистов 1.5. Теория «идеальных типов» М. Вебера 2. Культурологические теории современности 2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии 2.1.1. Основные положения структурно-функциональной школы 2.1.2. Функциональная теория культуры Б. Малиновского 2.2. Французская школа «Анналов» 2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

№4 слайд
. Неклассический период
Содержание слайда: 1. Неклассический период развития культурологии 1.1. Культурологическая концепция эволюционизма Представители и их труды: 1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867), «Общая история культуры человечества», 1843-1847. 2. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1972), «Первобытная культура», 1871.  3. Льюис Генри Морган (1818-1881), «Древнее общество», 1877. 4. Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), «Золотая ветвь», 1890. 5. Иоганн Бахофен (1815-1887), «Матриархат»,1897.

№5 слайд
Содержание слайда:

№6 слайд
Представители школы
Содержание слайда: Представители школы эволюционистов

№7 слайд
Влияние на эволюционистов
Содержание слайда: Влияние на эволюционистов Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).

№8 слайд
. . . Социокультурная
Содержание слайда: 1.1.1. Социокультурная эволюция О. Конта Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип культуры. 1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.

№9 слайд
. Средневековый тип культуры
Содержание слайда: 2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

№10 слайд
. Новейший позитивный тип
Содержание слайда: 3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.

№11 слайд
. . . Эволюционная теория
Содержание слайда: 1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера Исследовав природу эволюции («Социальная статика», 1850), Герберт Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи. На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.

№12 слайд
Спенсер рассматривает стадии
Содержание слайда: Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации.

№13 слайд
В ходе однолинейной эволюции
Содержание слайда: В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный. Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства науки и техники. Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.

№14 слайд
. . . Основные положения
Содержание слайда: 1.1.3. Основные положения эволюционизма 1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.

№15 слайд
. Человеческий род един,
Содержание слайда: 2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.

№16 слайд
Эволюционное развитие . В
Содержание слайда: Эволюционное развитие 3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции.

№17 слайд
Эволюционисты об единстве
Содержание слайда: Эволюционисты об единстве народов 4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный развивающийся эволюционный ряд.

№18 слайд
Эволюционисты о первобытном
Содержание слайда: Эволюционисты о первобытном обществе 5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.

№19 слайд
. . . Теория матриархата И.
Содержание слайда: 1.1.4. Теория матриархата И. Бахофена Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе.

№20 слайд
Бахофен утверждал, что
Содержание слайда: Бахофен утверждал, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства.

№21 слайд
Три наиболее значительных для
Содержание слайда: Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна и солнце) воплощают определенные этапы развития человеческой истории (например, земля – материнское, солнце – отцовское начало).

№22 слайд
И. Бахофен о переходе от
Содержание слайда: И. Бахофен о переходе от матриархата к патриархату Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утреннюю», когда сын-солнце еще находится во власти матери-земли;

№23 слайд
полуденную
Содержание слайда: «полуденную» (фаллически-дионисийскую), когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу;

№24 слайд
аполлонийская если Дионис
Содержание слайда: «аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство более высокого, духовного порядка.

№25 слайд
Аполлон и Дионис
Содержание слайда: Аполлон и Дионис

№26 слайд
И. Бахофен о роли женщины в
Содержание слайда: И. Бахофен о роли женщины в истории Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни определяет первую ступень человеческой истории.

№27 слайд
И. Бахофен о поэзии истории
Содержание слайда: И. Бахофен о «поэзии истории» Об этом периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой.

№28 слайд
. . . Теория эволюции Л.Г.
Содержание слайда: 1.1.5. Теория эволюции Л.Г. Моргана Льюис Генри Морган в работе «Древнее общество» (1877) изложил свою теорию эволюции.

№29 слайд
Ядром теории Моргана является
Содержание слайда: Ядром теории Моргана является идея об едином прогрессивном пути развития человечества. Морган предложил периодизацию истории, включающую три этапа: дикость; варварство;  цивилизацию.

№30 слайд
На стадии дикости в
Содержание слайда: На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали  охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала  частная собственность, существовало равенство.

№31 слайд
На стадии варварства
Содержание слайда: На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

№32 слайд
Л.Г. Морган об
Содержание слайда: Л.Г. Морган об универсальности материнского рода В «Древнем обществе» Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода, разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, основанная на частной собственности и власти отца.

№33 слайд
Это открытие сыграло
Содержание слайда: Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности.

№34 слайд
Л.Г. Морган о семейно-брачных
Содержание слайда: Л.Г. Морган о семейно-брачных отношениях Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии следующий путь: 1) промискуитет (беспорядочная половая связь со многими партнёрами); 2) кровнородственная семья (половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению );

№35 слайд
пуналуальная семья форма
Содержание слайда: 3) пуналуальная семья (форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сёстрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства); 4) синдиасмическая семья (один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец); 5) моногамия (отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины).

№36 слайд
Несмотря на то что гипотезы
Содержание слайда: Несмотря на то что гипотезы Моргана о существовании кровнородственный семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде и общей логике развития семьи стали общепризнанными.

№37 слайд
. . . Эволюционная концепция
Содержание слайда: 1.1.6. Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора Эдуард Бернетт Тэйлор исходил из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступал против утверждений о регрессе отдельных народов.

№38 слайд
Тэйлор считал, что народы
Содержание слайда: Тэйлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру. Отстаивая однолинейную эволюцию, Тэйлор рассматривал ее как саморазвитие идей; технических изобретений, научных знаний и т.п.

№39 слайд
Э.Б. Тэйлор о культуре и
Содержание слайда: Э.Б. Тэйлор о культуре и религии Э. Тэйлор определял культуру как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев.

№40 слайд
Тэйлор полагал, что культуры
Содержание слайда: Тэйлор полагал, что культуры человеческих коллективов развиваются схожим образом.

№41 слайд
Тейлор считал, что корни
Содержание слайда: Тейлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, доказывал, что монотеизму (единобожию) предшествовал политеизм (многобожие), а на заре человечества религии как таковой не существовало.

№42 слайд
. . Ф. Ницше культура и
Содержание слайда: 1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни Немецким философом Фридрихом Ницше (1844–1900), автором произведений «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», был поднят вопрос о соотношении культуры и жизни. Это направление получило название философии жизни.

№43 слайд
Центральным понятием
Содержание слайда: Центральным понятием философии Ницше является «жизнь», которая считается единственной подлинной реальностью.

№44 слайд
Все прочие явления интересны
Содержание слайда: Все прочие явления интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью – сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека.

№45 слайд
Только благодаря культурным
Содержание слайда: Только благодаря культурным запретам, созданных обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости.

№46 слайд
Культура для Ницше это
Содержание слайда: Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к жизни, который, будучи «больным» существом, не способен самостоятельно выжить в потоке жизни. Поэтому человек и придумывает различные приспособления, защищающие его от потока жизни.

№47 слайд
В основании культуры, как
Содержание слайда: В основании культуры, как считает Ницше, лежат языки и символы. Ф. Ницше считал, что развитие культуры предполагает построение логических конструкций и символизацию.

№48 слайд
Но оборотной стороной этого
Содержание слайда: Но оборотной стороной этого процесса становится стена, воздвигнутая языком и отчуждающая человека от непосредственного переживания, от реальности, что еще больше увеличивает слабость животного-человека.

№49 слайд
Таким образом, в основе
Содержание слайда: Таким образом, в основе культуры лежит отчуждение, особенно заметное в XIX в., завершающимся культурным кризисом. Можно сказать, что для Ницше язык – средство диверсии, разрушающее само бытие.

№50 слайд
Благодаря нему культура
Содержание слайда: Благодаря нему культура структурирует реальность, накладывая на нее схему-сетку норм и ценностей, предопределяя довольно жестко фиксированный образ мира. В этом репрессивная роль культуры.

№51 слайд
Вторым ключевым понятием
Содержание слайда: Вторым ключевым понятием философии Ницше является воля – как некий органичный центр силы. Ницше был атеистом и поэтому высшей ценностью считал биологическую жизнь, характерной чертой которой является присущая всему живому «воля к власти».

№52 слайд
Воля к власти является
Содержание слайда: «Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ от насилия, смирение и аскетизм.

№53 слайд
В ответ на это Ницше высшей
Содержание слайда: В ответ на это Ницше высшей ценностью провозгласил саму «жизнь».

№54 слайд
По его мнению, человечеству
Содержание слайда: По его мнению, человечеству необходимо избавиться от ложных христианских ценностей и утвердить истинные ценности, которыми могут быть только культ силы, индивидуализм, элитарность, аристократизм. Поэтому Ницше признает лишь волю к власти – средство осознания человеком своей особости, стремление управлять своей жизнью.

№55 слайд
Лабиринтный человек,
Содержание слайда: Лабиринтный человек, аристократ духа и сверхчеловек Важное место в концепции Ницше занимает анализ разных типов личностей, связанных с культурой. В основе этого анализа – наличие у людей той или иной воли.

№56 слайд
Большую часть человечества
Содержание слайда: Большую часть человечества составляет нетворческое большинство, обладающее лишь волей к вещам или к символам. Это серая масса, потребляющая то, что создается другими. Ницше называет такой тип личности лабиринтным человеком.

№57 слайд
Для них культура хаотический
Содержание слайда: Для них культура – хаотический набор ценностей. Они испытывают постоянный страх, что сделают что-то не так и пытаются заглушить его, гоняясь за материальной обеспеченностью (вещами) либо за новыми знаниями (символами и образами).

№58 слайд
Поэтому они постоянно
Содержание слайда: Поэтому они постоянно отгорожены от потока жизни стеной культуры, не могут выжить самостоятельно, а значит, нуждаются в руководстве и сильной власти, которая заменяет отсутствующую у них волю к власти.

№59 слайд
Воля к власти рождает
Содержание слайда: Воля к власти рождает людей-львов, аристократов духа, осознающих, что культура не должна строиться на принципах равенства, что в ее основе – различение людей.

№60 слайд
Эти люди безжалостны по
Содержание слайда: Эти люди безжалостны по отношению к другим и к себе, с ними связано изменение стиля жизни, появление новаций.

№61 слайд
Именно аристократическая
Содержание слайда: Именно аристократическая культура является той «закваской», которая не дает успокоиться культуре и человеку. Но эти люди также не свободны полностью, ведь они могут погружаться в поток жизни лишь в моменты творчества.

№62 слайд
Итогом, вершиной
Содержание слайда: Итогом, вершиной человеческого развития станет сверхчеловек, который развернет свою деятельность в будущем.

№63 слайд
Изредка такие люди
Содержание слайда: Изредка такие люди встречаются в наши дни, это те, кто сделал особенно много для смены культурных ориентиров человечества – Цезарь, Александр Македонский, Платон, Сократ.

№64 слайд
С появлением сверхчеловека
Содержание слайда: С появлением сверхчеловека будет связано формирование совершенно новой культуры.

№65 слайд
Для сверхчеловека характерна
Содержание слайда: Для сверхчеловека характерна полная открытость миру, поэтому его прообразом становится ребенок, непосредственно радующийся жизни и всему, что она посылает.

№66 слайд
Сверхчеловек изживет
Содержание слайда: Сверхчеловек изживет отношение к культуре как к игре, правила которой устанавливает природа. Он сам определяет эти правила и берет на себя ответственность за все, что происходит в этой жизни.

№67 слайд
Ведь придуманная лабиринтными
Содержание слайда: Ведь придуманная лабиринтными людьми обычная мораль – чтобы никто не выделялся из серой массы – не для него.

№68 слайд
Понимая это, сверхчеловек
Содержание слайда: Понимая это, сверхчеловек становится имморален. В будущем он будет ориентироваться на этические детерминанты в своей деятельности – любовь, равенство, ответственность, но это будут не христианские ценности, созданные лабиринтным человеком.

№69 слайд
Сверхчеловек наполнит эти
Содержание слайда: Сверхчеловек наполнит эти понятия новым смыслом, ибо равенство возможно только в ответственности – в мире нет богов, которые могли бы освободить нас от того, что мы сами должны делать. Поэтому Ницше говорит о «смерти Бога».

№70 слайд
Важна для Ницше и половая
Содержание слайда: Важна для Ницше и половая идентификация в культуре, в свое время впервые рассмотренная Руссо. Ницше выделял женскую форму усвоения культурных ценностей и женский стиль жизни – аморальный.

№71 слайд
Женщина для него всегда
Содержание слайда: Женщина для него – всегда человек толпы, она не сомневается, не думает, что низводит ее на второстепенное положение. Ради минутной прихоти она готова отвергнуть любые нравственные детерминанты.

№72 слайд
Она не подвержена
Содержание слайда: Она не подвержена аккультурации, в ней много звериного. У нее нет воли, но под видом слабого животного таится жесткая репрессия.

№73 слайд
Выделяет Ницше также мужское
Содержание слайда: Выделяет Ницше также мужское поведение, связанное с ответственностью за род. Мужчина изобретателен, он вводит все культурные новации, изобретает новые формы культурного воздействия. У него есть воля, он быстро поддается аккультурации. Мужчина имморален.

№74 слайд
Он апофеоз культуры, является
Содержание слайда: Он апофеоз культуры, является условием ее существования. Но в то же время он – жертва культуры, так как большая часть мужчин становится лабиринтными людьми, из которых можно сделать все, что угодно.

№75 слайд
Огромное значение в культуре,
Содержание слайда: Огромное значение в культуре, по мнению Ницше, имеет искусство, которое он считал противоядием нигилизму. С помощью искусства можно воспитать и тем самым усовершенствовать человечество. Искусство – это иллюзия, которая непосредственно связана с жизнью и наиболее полно отражает ее сущность.

№76 слайд
Два начала европейской
Содержание слайда: Два начала европейской культуры и ее кризис Значительное место в концепции культуры Ницше занимает его анализ европейской культуры.

№77 слайд
В работе Рождение трагедии из
Содержание слайда: В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он выявил два фундаментальных начала европейской культуры – дионисийское и аполлонийское. Разные полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона.

№78 слайд
Они олицетворяют два
Содержание слайда: Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают всю полноту жизни. Мир Диониса – это стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций. Он выражается через стихию звуков, обращается исключительно к слуху, и связан с первичным трагическим переживанием жизни. Поэтому дионисийское начало воплощается в трагедии и музыке.

№79 слайд
Мир Аполлона связан с
Содержание слайда: Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой. Аполлонийское начало связано с замещением трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных, пластических искусствах.

№80 слайд
Противопоставление
Содержание слайда: Противопоставление аполлонийского и дионисийского начал началось еще в античности, так как, по мнению Ницше, именно греки в полной мере ощутили трагичность бытия, а также скорбь и восторг, являющиеся первопричиной творчества.

№81 слайд
Соединяясь и растворяясь друг
Содержание слайда: Соединяясь и растворяясь друг в друге, эти два начала должны восстановить давно разорванное единство природы и человека. Однажды этого удалось добиться в античной трагедии, в которой оба начала проявляют себя в равной степени. Вновь этого удастся добиться лишь после появления сверхчеловека, который сможет окончательно примирить эти два начала.

№82 слайд
Оценивая состояние
Содержание слайда: Оценивая состояние современной ему европейской культуры, Ницше отмечает, что она находится в состоянии кризиса.

№83 слайд
Показателями кризиса Ницше
Содержание слайда: Показателями кризиса Ницше считает недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, которое является бичом молодежи, вступающей в жизнь уже развращенной и неспособной избавиться от позорных наклонностей, а также алкоголизм, который стал привычкой.

№84 слайд
Свидетельством кризисного
Содержание слайда: Свидетельством кризисного состояния европейской культуры, с точки зрения Ницше, также является широкое распространение декадентского искусства, которое служит не духовному возвышению человека, а направлено на подавление его воли.

№85 слайд
В перспективе европейскую
Содержание слайда: В перспективе европейскую культуру ожидает печальная судьба, но после того как она достигнет низшей точки в своем развитии, начнется новый подъем и цикл повторится.

№86 слайд
. . Неокантианство баденская
Содержание слайда: 1.3. Неокантианство (баденская школа) Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от «наук о природе». Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.

№87 слайд
Науки о природе стремятся
Содержание слайда: Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития. Для естественных наук характерен генерализирующий метод – выделяющий общее в вещах.

№88 слайд
Науки о культуре пытаются
Содержание слайда: Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона. Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод – подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.

№89 слайд
По мнению неокантианцев,
Содержание слайда: По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям. Культура имеет ценностную природу.

№90 слайд
Познание
Содержание слайда: Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности – политической, религиозной, моральной, эстетической.

№91 слайд
По мнению неокантианцев,
Содержание слайда: По мнению неокантианцев, ценности – это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной характер.

№92 слайд
По словам Г. Риккерта, без
Содержание слайда: По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить». Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.

№93 слайд
. . Школа диффузионистов В
Содержание слайда: 1.4. Школа диффузионистов В конце XIX-начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Фридрихом Ратцелем (1844-1904) и Лео Фробениусом (1873-1938).

№94 слайд
Концепции культуры Ф. Ратцеля
Содержание слайда: Концепции культуры Ф. Ратцеля и Л. Фробениуса Ф. Ратцель рассматривал общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями. Нерасторжимая связь между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии. В историю науки Ратцель вошел прежде всего как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма.

№95 слайд
Лео Фробениус выдвигает
Содержание слайда: Лео Фробениус выдвигает теорию «культурного круга». В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, распространяется по всему миру. Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.

№96 слайд
Диффузионисты о культуре как
Содержание слайда: Диффузионисты о культуре как сочетании творчества и заимствования Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования.

№97 слайд
То есть авторы придерживаются
Содержание слайда: То есть авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как сочетание случайностей.

№98 слайд
. . Теория идеальных типов М.
Содержание слайда: 1.5. Теория «идеальных типов» М. Вебера Немецким социологом, историком Максимилианом (Максом) Карлом Эмилем Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные «идеальные типы», представляющие собой образ, схему.

№99 слайд
М. Вебер о соотношении
Содержание слайда: М. Вебер о соотношении религии с типом хозяйственной деятельности Понятие идеального типа – познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религией как существенным компонентом социокультурной системы и хозяйственный деятельностью. Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» того или иного явления.

№100 слайд
М. Вебер об
Содержание слайда: М. Вебер об идеально-типических организациях экономического поведения Вебер выделяет две идеально-типические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений.

№101 слайд
Анализируя эти формы, Вебер
Содержание слайда: Анализируя эти формы, Вебер идеальный тип капитализма описывает как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни.

№102 слайд
В своей работе Протестантская
Содержание слайда: В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер  усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста.

№103 слайд
В протестантизме в
Содержание слайда: В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга.

№104 слайд
. Культурологические теории
Содержание слайда: 2. Культурологические теории современности 2.1. Структурно-функциональное направление в культурологии Структурно-функциональный подход разрабатывали в основном в рамках культурной антропологии такие учёные, как американцы: Алфред Луис Крёбер (1876-1960), Рут Бенедикт (1887-1948), Маргарет Мид (1901-1978); Британцы: Эдвард Эван Эванс-Притчард (1902-1973 ), Бронислав Каспер Малиновски (1884-1942), Альфред Рэдклифф-Браун (1881-1955) и др.

№105 слайд
США представители
Содержание слайда: США: представители структурно-функционально школы

№106 слайд
Великобритания представители
Содержание слайда: Великобритания: представители структурно-функциональной школы

№107 слайд
. . . Основные положения
Содержание слайда: 2.1.1. Основные положения структурно-функциональной школы Для структурно-функционального направления в культурологии характерны: 1. Отказ от принципа историзма, то есть признания развития в том или ином виде;

№108 слайд
. Признание существования
Содержание слайда: 2. Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, «структур», которые одинаковы для всех обществ, народов, культур.

№109 слайд
. Наличие общих функций во
Содержание слайда: 3. Наличие общих функций во всех культурах, которые образуют «функциональное единство» культур.

№110 слайд
Культура в трактовке
Содержание слайда: Культура в трактовке функционалистов Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции.

№111 слайд
Эта функция задана целым,
Содержание слайда: Эта функция задана целым, культурой или её компонентами. Единство общества обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством функций (ритуал, нормы, традиции и т.д.).

№112 слайд
. . . Функциональная теория
Содержание слайда: 2.1.2. Функциональная теория культуры Б. Малиновского Бронислав Каспер Малиновский считал, что культура – вещественная и духовная система, направленная на обеспечение существования человека.

№113 слайд
В поздних работах, особенно в
Содержание слайда: В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке «Научная теория культуры» (1944), Малиновский в систематической форме изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания.

№114 слайд
Б.К. Малиновский о культуре и
Содержание слайда: Б.К. Малиновский о культуре и человеческих потребностях Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на теории потребностей. Для выделения человека из царства животных он делит потребности на: основные и производные, порожденные культурной средой. К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.

№115 слайд
Б.К. Малиновский о культуре
Содержание слайда: Б.К. Малиновский о культуре как о производном окружении Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д. Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура. Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности.

№116 слайд
Б.К. Малиновский об элементах
Содержание слайда: Б.К. Малиновский об элементах культуры и их функциях Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свою функцию.

№117 слайд
Если уничтожить какой-либо
Содержание слайда: Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.

№118 слайд
Б. Малиновский резко осуждал
Содержание слайда: Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур.

№119 слайд
Он подчеркивал, что традиция,
Содержание слайда: Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания».

№120 слайд
Б.К. Малиновский о нарушениях
Содержание слайда: Б.К. Малиновский о нарушениях равновесия культуры В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана. Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация.

№121 слайд
Старейшины утратили
Содержание слайда: Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь. Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места.

№122 слайд
Приглашенные на остров
Содержание слайда: Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семьями.

№123 слайд
Б.К. Малиновский о
Содержание слайда: Б.К. Малиновский о последствиях нарушения культурного равновесия Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса. При запрете обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей.

№124 слайд
Без рисосеяния за счет урожая
Содержание слайда: Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет. Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы.

№125 слайд
Запас риса гарантировал
Содержание слайда: Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться. Таким поддерживающим символом и была «охота за головами».

№126 слайд
Одновременно с запретом этого
Содержание слайда: Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим.

№127 слайд
. . Французская школа Анналов
Содержание слайда: 2.2. Французская школа «Анналов» Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр (1878-1956). Название школы возникло по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Люсьеном Февром и Марком Блоком (1886-1944).

№128 слайд
Принцип тотальной истории
Содержание слайда: Принцип «тотальной» истории Французская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или «глобальную», историю. Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения.

№129 слайд
Ее целью является
Содержание слайда: Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности.

№130 слайд
Тотальная история устраняет
Содержание слайда: «Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на: – политическую, – экономическую, – социальную, – дипломатическую, – военную – и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах.

№131 слайд
Задача историка, по мнению
Содержание слайда: Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей.

№132 слайд
А для этого необходимо
Содержание слайда: А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.

№133 слайд
. . Концепция волнообразного
Содержание слайда: 2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) считал, что в истории человечества нет замкнутых цивилизаций, происходит волнообразное развитие культур.

№134 слайд
Человечество как
Содержание слайда: Человечество как социокультурная суперсистема В своем четырехтомном труде «Социальная  и культурная динамика» (1937-1941) Сорокин рассмотрел человечество как смену социокультурных суперсистем.

№135 слайд
Исторический процесс
Содержание слайда: Исторический процесс представлялся ему как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.

№136 слайд
В культуре следует различать
Содержание слайда: В культуре следует различать два аспекта: – внутренний – смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов, – внешний – материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях.

№137 слайд
По его мнению, все предметы
Содержание слайда: По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов.

№138 слайд
Если люди высоко ставят
Содержание слайда: Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы их получить. Если интересы людей ориентированы на духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество.

№139 слайд
Значения и ценности
Содержание слайда: Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры.

№140 слайд
Поэтому культура не может
Содержание слайда: Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму. П. Сорокин полагал, что культура – симфония, гармония которой складывается с помощью символов и ценностей.

№141 слайд
Два основных типа культуры
Содержание слайда: Два основных типа культуры – идеациональная и чувственная В зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, Сорокин выделяет два основных типа культуры – идеациональную и чувственную культуры.

№142 слайд
Идеациональная культура
Содержание слайда: Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны.

№143 слайд
В этой культуре преобладают
Содержание слайда: В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир лишь сотворенное Богом бытие.

№144 слайд
Этот мир лишь временное
Содержание слайда: Этот мир лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.

№145 слайд
В этом мире вера
Содержание слайда: В этом мире вера господствовала над разумом. Искусство также полностью подчинялось задачам религии, знаки этого искусства, воплощенные в конкретных образах, на самом деле символы ценностей невидимого божественного мира.

№146 слайд
Герои произведений искусства
Содержание слайда: Герои произведений искусства – боги, ангелы и святые. Считалось, что шедевры рождаются по Божьей воле, а художники – лишь инструменты в руках Его.

№147 слайд
Образцом идеациональной
Содержание слайда: Образцом идеациональной культуры служит европейское Средневековье, в котором господствующее место занимала религия.

№148 слайд
Идеальный образец этой
Содержание слайда: Идеальный образец этой культуры – аскет-отшельник, умерщвляющий плоть и в мистическом экстазе приближающийся к Богу.

№149 слайд
От человека требовалось
Содержание слайда: От человека требовалось благочестие и послушание, добивались этого очень жесткими законами, которые строже всего карали богохульство, святотатство и ересь. Наказывали тело, чтобы спасти душу.

№150 слайд
Тициан Вечеллио Венера
Содержание слайда: Тициан Вечеллио Венера Урбинская Чувственная (сенситивная) культура является по своей сути эмпирической, светской, поскольку основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения.

№151 слайд
Тициан Вечеллио Любовь земная
Содержание слайда: Тициан Вечеллио Любовь земная и небесная Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры.

№152 слайд
Поэтому для этой культуры
Содержание слайда: Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм, а наука является ее важнейшим компонентом. Все, что противоречит научным истинам, отвергается.

№153 слайд
В этом типе культуры человек
Содержание слайда: В этом типе культуры человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Аскеза кажется ему противоестественной и чуждой. Его идеал – личное счастье.

№154 слайд
Поэтому для сенситивной
Содержание слайда: Поэтому для сенситивной культуры, которая начинает развиваться в Европе с эпохи Возрождения, характерны теории естественного права, общественного договора, разумного эгоизма и утилитаризма. Естественно, что нравственность людей менее строга, более эгоистична, чем в идеациональной культуре.

№155 слайд
Идеалистический тип культуры
Содержание слайда: Идеалистический тип культуры Между этими двумя типами культуры существует промежуточный третий тип культуры – идеалистический, соединяющий в себе черты двух основных типов.

№156 слайд
В нем чувство
Содержание слайда: В нем чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, опытное познание – интуицией. Наиболее отчетливо это позиция выражена в философии Аристотеля.

№157 слайд
Мысли человека обращены к
Содержание слайда: Мысли человека обращены к идеальному, разумному миропорядку, который возможен и существует в виде отдельных фрагментов здесь, на земле.

№158 слайд
Агесандр, Полидор и Афинодор
Содержание слайда: Агесандр, Полидор и Афинодор Лаокоон и его сыновья Искусство также насыщается как церковным, так и светским содержанием. Его задача – изображение разумного и прекрасного в мире, оставаясь при этом возвышенным и серьезным. В художественных произведениях преобладают аллегорические и идеализированные образы.

№159 слайд
Персонажами произведений
Содержание слайда: Персонажами произведений становятся благородные, героические личности. Даже негативные стороны жизни приукрашиваются и показываются, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.

№160 слайд
Циклическое развитие культуры
Содержание слайда: Циклическое развитие культуры: смерть старой и рождение новой культуры Главный вывод ученого – в истории все три типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов. Идет волнообразное изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому, и от него – к чувственному.

№161 слайд
В начальной стадии развития
Содержание слайда: В начальной стадии развития культуры она экспансивна, энергична, но постепенно теряет запас своих сил и переходит в кризисное состояние. После этого приходится обращаться к другим принципам и двигаться к иному типу культуры.

Скачать все slide презентации Развитие культурологии во второй половине XIX – XX веках одним архивом: