Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
37 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
35.30 MB
Просмотров:
100
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
Содержание слайда: Народ жив, пока жива его культура –
язык, традиции, народные родники, которые они питают.
№3 слайд
№4 слайд
Содержание слайда: Великий Устюг занимает особое место среди древних городов Русского Севера.
Из поколения в поколение устюжане сохранили не только традиции и обычаи, но и интересную историю костюма устюжской земли.
№5 слайд
№6 слайд
Содержание слайда: Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда
имеет многовековые исторические корни.
№7 слайд
Содержание слайда: Одежду устюжанки-мастерицы изготавливали из местного сырья: льна или конопли.
№8 слайд
Содержание слайда: Изготовление льняного полотна было очень сложным и трудоемким,
поэтому при шитье одежды крестьянка экономно расходовала ткань.
Все детали одежды были прямоугольными или квадратными.
№9 слайд
Содержание слайда: В Великоустюгском уезде впервые начали сочетать ткачество с узорной вышивкой, в которой использовался белый и цветной тамбур,
веревочка или гладь, что делало костюм нарядным и неповторимым.
№10 слайд
Содержание слайда: В одежде обязательно присутствовал орнамент, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение и наделялся определённой силой воздействия. Считалось, что эти узоры обладают глубоким религиозным смыслом и оберегающей силой.
№11 слайд
Содержание слайда: Орнамент был цветочно-растительный, иногда он состоял из человеческих фигур или геометрический - из ромбов, квадратов, зигзагов.
Для окраски орнаментов и одежды использовались природные красители -
красный, черный, белый, синий и желтый цвет.
№12 слайд
Содержание слайда: В великоустюгской вышивке наиболее древнее цветовое сочетание - белого и красного. Красный цвет являлся символом земного плодородия и солнца, а белый означал чистоту помыслов.
№13 слайд
Содержание слайда: Вышивкой с орнаментом украшалась рубаха - «исподка»,
которая носилась под сарафан и шилась из белого льняного полотна.
Рубахи - «поокосницы» или «подольницы» надевали без сарафана с поясом.
Рубахи - «Подольницы» надевали в Егорьев день на первый выгон скота в поле.
№14 слайд
Содержание слайда: Поверх рубахи надевали сарафан, который украшали узорной полосой, тесьмой или кружевом. В некоторых деревнях женщины носили поневу – это домотканая клетчатая юбка, которая была украшена лентами и тесьмой.
№15 слайд
№16 слайд
Содержание слайда: Передники опоясывались под грудь или завязывались на талии. Нарядно выглядели свадебные «нагрудники», которые завязывались выше груди и имели по краям небольшие петли для продевания
пояса-шнура или пуговки.
№17 слайд
Содержание слайда: Сверху передника повязывали пояс.
Их называли в разных деревнях по-разному: «опояски», «кушаки», «покромки», «тельники»
Концы пояса украшали кистями, бусинами или стеклярусом.
№18 слайд
Содержание слайда: Украшением костюма устюжанки была наплечная косынка, концы которой заправляли за «лямы» сарафана. Повседневные косынки изготовляли из пестрой ткани, а свадебные и праздничные – из белого холста. Нижний угол таких косынок украшали орнаментом, вышивкой или пришитыми оборками, благодаря чему костюм устюжанки был ярок и красив.
№19 слайд
Содержание слайда: Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
По нему судили о возрасте и семейному положению.
№20 слайд
№21 слайд
№22 слайд
Содержание слайда: Замужняя женщина убирала волосы под шапочки-повойники, кокошники, борушки. Поверх надевали вязанные, домотканые и покупные платки, шали или полушалки.
№23 слайд
Содержание слайда: шапочка-повойник кокошник борушка
№24 слайд
Содержание слайда: Самый распространённый головной убор в Великоустюгском уезде - сорока. В повседневной жизни женщины носили сороку с завязками, а в праздники она была украшена шитьём или драгоценными камнями из бисера.
Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь.
№25 слайд
Содержание слайда: В разных уголках устюжского края было развито шитье северным жемчугом и золотошвейное искусство, которое использовалось для праздничной одежды и головных уборов. Праздничные уборы крестьянок были такими яркими и блестящими, что их называли "златоглавами".
№26 слайд
№27 слайд
Содержание слайда: Мужской костюм состоял из рубахи и портов. Рубаха была нательной и верхней, которая была длиной до колен и носилась навыпуск, подпоясанная кушаком.
Она имела круглый или прямоугольный вырез. Разрез на горловине делали слева, Подол, низ рукавов и ворот обшивали тесьмой. Бока и рукава рубахи соединялись вставкой — ластовицей, которая отличалась от рубахи по цвету.
№28 слайд
Содержание слайда: Выходная или свадебная рубаха отличалась более богатой вышивкой.
Шила свадебную рубаху невеста с молитвой, зашивая в ее узоре таинственное письмо с пожеланием добра, семейного благополучия и богатства.
№29 слайд
Содержание слайда: Штаны - порты, также были нижними и верхними. Нижние порты шились из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из домотканого сукна или льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Порты были неширокими и довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или на них наматывались онучи - портянки, на которые одевались берестяные лапти.
№30 слайд
Содержание слайда: На поясе порты завязывались шнурком — гашником.
Пояса или кушаки также служили оберегом. К праздничной рубахе надевали
пояса или кушаки из переборного тканья или из шерсти.
№31 слайд
№32 слайд
Содержание слайда: Позже головным убором стал картуз – фуражка с твердым козырьком.
№33 слайд
Содержание слайда: У крестьян головным убором были шапки из войлока - ермолки.
№34 слайд
Содержание слайда: В летний период во время работ крестьяне носили головной убор сшитый из льняной ткани, который назывался «кукель». Это капюшон с накидом на плечи, который использовался на сенокосе для защиты от комаров.
№35 слайд
№36 слайд
Содержание слайда: Литература
Белозерцева И.В. Сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.
Богуславская И.Я. «Мастера Русского Севера. Вологодская земля». Издательство «Планета», Москва, 1987 год.
Горяева Н.А.,Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.
Григорьева Г.А. Каталог «Ткани и одежда Поморья», Архангельск, издательство «Правда Севера»», 2000 год
№37 слайд