Презентация Взаимодействие западноевропейских культур в первой половине XX века онлайн
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
244 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
56.23 MB
Просмотров:
77
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
Взаимодействие западноевропейских культур в первой половине XX века
№2 слайд
Содержание слайда: ПЛАН:
ПЛАН:
1. Европейская культура первой половины XX века: общая характеристика
2. Модернизм и авангард
3. Европейская скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство первой половины XX века
4. Кинематограф как явление культуры
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Европейская культура первой половины XX века: общая характеристика
В XX веке завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной.
№4 слайд
Содержание слайда: После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.
№5 слайд
Содержание слайда: К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты.
№6 слайд
Содержание слайда: Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры.
№7 слайд
Содержание слайда: В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века.
№8 слайд
Содержание слайда: В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности.
№9 слайд
Содержание слайда: В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия.
№10 слайд
Содержание слайда: В биологии начинается становление генетики.
№11 слайд
Содержание слайда: В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной.
№12 слайд
Содержание слайда: Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Анри Пуанкаре, Нильс Бор, Макс Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
№13 слайд
№14 слайд
№15 слайд
№16 слайд
№17 слайд
№18 слайд
Содержание слайда: В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:
№19 слайд
Содержание слайда: – неопозитивизм;
– фрейдизм;
– экзистенциализм;
– феноменология.
№20 слайд
Содержание слайда: Феноменология – наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания.
№21 слайд
Содержание слайда: Неопозитивизм выступает от имени науки.
№22 слайд
Содержание слайда: Его представители Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн.
№23 слайд
Содержание слайда: Неопозитивизм внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания.
№24 слайд
Содержание слайда: Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии.
№25 слайд
Содержание слайда: Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека и на проблемах свободы.
№26 слайд
№27 слайд
Содержание слайда: Самым известными его представителями являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и Мартин Хайдеггер.
№28 слайд
Содержание слайда: Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов Ж.-П. Сартра и А. Камю.
№29 слайд
Содержание слайда: Цитаты Альбера Камю
– Вечно наслаждаться невозможно, в конце концов наступает усталость.
– Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии.
– Без несовершенства неощутимо и счастье!
– Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи. Бессмертие – идея бесперспективная.
– Важный вопрос, который следует разрешить «на практике»: можно ли быть счастливым и одиноким?
№30 слайд
Содержание слайда: Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.
№31 слайд
Содержание слайда: Цитаты Жан-Поля Сартра
– История любой человеческой жизни есть история поражения.
– Ад – это другие.
– Умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность.
– Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл.
– Мне кажется, что у каждого из нас есть своё отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.
№32 слайд
Содержание слайда: У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог», а у Камю – романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе».
№33 слайд
Содержание слайда: В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 1920-х гг. складывались тоталитарные государственные режимы.
№34 слайд
Содержание слайда: Тоталитаризм (лат. totalitas – целый, полный) представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека.
№35 слайд
Содержание слайда: Слово «тоталитарный» было впервые употреблено в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную систему в стране и провозглашал своей целью создание «тоталитарного государства» (Stato totalitario).
№36 слайд
Содержание слайда: Позднее термин «тоталитарное государство» стали употреблять нацистские правители при создании фашистского режима в Германии.
№37 слайд
Содержание слайда: Главными признаками тоталитарного государства являются:
– сращивание партийного и государственного аппарата;
– ликвидация гражданских свобод;
№38 слайд
Содержание слайда: – полный контроль государства над всеми областями человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, политической, семейной);
– создание в стране активно действующего механизма репрессий.
№39 слайд
Содержание слайда: После Второй мировой войны, в условиях «холодной воины», между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления.
№40 слайд
Содержание слайда: Однако социокультурный опыт XX в. показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий.
№41 слайд
Содержание слайда: Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX в. – свободы человека.
№42 слайд
Содержание слайда: На рубеже XIX – XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной.
№43 слайд
Содержание слайда: Рамон Касас (1866-1932) Юная декадентка, 1899
2. Модернизм и авангард
В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX – XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература – декадентские.
№44 слайд
Содержание слайда: Леон Бакст Портрет Зинаиды Николаевны Гиппиус
Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира.
№45 слайд
Содержание слайда: Альбер Марке Маяк в Коллиуре
Модернизм (от фр. modern – новейший, современный) – общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.
№46 слайд
Содержание слайда: Альбер Марке Везувий
Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития.
– декадентством (dekadentia – упадок), т.е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
№47 слайд
Содержание слайда: – авангардом (фр. avantgarde – передовой отряд) – манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
№48 слайд
Содержание слайда: Андре Дерен Портрет Матисса
Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов.
№49 слайд
Содержание слайда: Андре Дерен Просушка парусов
В различных видах искусства это выразилось.
– в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
№50 слайд
Содержание слайда: Андре Дерен Пейзаж с лодкой у берега
– в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
– в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т.д.
№51 слайд
Содержание слайда: Большое влияние на практику модернизма оказали:
– идеи иррационалистического волюнтаризма Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше;
№52 слайд
Содержание слайда: – учение об интуиции Анри Бергсона и Николая Лосского;
№53 слайд
Содержание слайда: – психоанализ 3игмунда Фрейда и Карла Густава Юнга;
№54 слайд
Содержание слайда: – экзистенциализм Мартина Хайдеггера, Жана-Поля Сартра и Альбера Камю;
№55 слайд
Содержание слайда: – теории социальной философии Франкфуртской школы Теодора Адорно и Герберта Маркузе.
№56 слайд
Содержание слайда: Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.
№57 слайд
Содержание слайда: Кроме того, следует различать модернизм как метод и модернизм как течение.
№58 слайд
Содержание слайда: Если модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.
№59 слайд
Содержание слайда: Йозеф Ольбрих Дом Сецессиона, Вена
Стиль «модерн» (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду.
№60 слайд
Содержание слайда: Йозеф Ольбрих Свадебная башня. Дармштадт, Германия
Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства и даже вправе именоваться стилем.
№61 слайд
Содержание слайда: Ван де Вельде Особняк Блуменверф в Эккле близ Брюсселя
Характерными чертами стиля модерн были:
– стремление к эстетизации окружающей человека среды;
– подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
– зрелищность и декоративность.
№62 слайд
Содержание слайда: Ван де Вельде Временное здание Музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937-1954)
Главным его представителями были Хенри Клеменс Ван де Вельде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарльз Хенни Макинтош в Шотландии.
№63 слайд
Содержание слайда: Антонио Гауди Дом Каса Мила, Барселона
№64 слайд
Содержание слайда: Чарльз Макинтош
Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
№65 слайд
Содержание слайда: Антонио Гауди
Храм Саграда Фамилия,
или церковь
Святого Семейства
№66 слайд
Содержание слайда: Чарльз Макинтош Хилл хаус
Модерн во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается.
№67 слайд
Содержание слайда: Антонио Гауди Парк Гуэля, Барселона
Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.
№68 слайд
Содержание слайда: Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются.
№69 слайд
Содержание слайда: Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным.
№70 слайд
Содержание слайда: Можно сказать, что авангард – это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.
№71 слайд
Содержание слайда: Наиболее яркие направления модернизма и авангарда, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в., – это фовизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и кубизм.
№72 слайд
Содержание слайда: Морис де Вламинк Рыбная ловля в Шато
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм (1905-1908).
№73 слайд
Содержание слайда: Морис де Вламинк Цирк
Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля «модерн», испытывая влияние восточного и африканского искусства.
№74 слайд
Содержание слайда: Альбер Марке Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель
Его сторонники – Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке – выступили с утверждениями о конце реализма.
№75 слайд
Содержание слайда: Морис де Вламинк Красные деревья
Они поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создать мир», следуя внутренним желаниям.
№76 слайд
Содержание слайда: Андре Дерен Субботний день
Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выживания.
№77 слайд
Содержание слайда: Морис де Вламинк Барки на Сене
Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.
№78 слайд
Содержание слайда: Анри Матисс Радость жизни
Анри Матисс – глава течения – определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета».
№79 слайд
Содержание слайда: Анри Матисс Музыка
Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты.
№80 слайд
Содержание слайда: Анти Матисс Красные рыбки
Среди его произведений особо выделяются «Радость жизни»,
«Танец»,
«Музыка»,
«Красные рыбаки».
№81 слайд
Содержание слайда: Анри Матисс Танец
Фовизм был открыт обществу.
№82 слайд
Содержание слайда: Анри Матисс Красная комната
Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но и в жизни.
№83 слайд
Содержание слайда: Анри Матисс Лодка
Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир.
№84 слайд
Содержание слайда: Марсель Дюшан Портрет шахматистов, 1911
Дадаизм – авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе.
№85 слайд
Содержание слайда: Ганс (Жан) Арп Танец
Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов.
№86 слайд
Содержание слайда: Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.
№87 слайд
Содержание слайда: «Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре».
№88 слайд
Содержание слайда: «Кто живет для сегодняшнего дня – вечно живет».
№89 слайд
Содержание слайда: «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система – не иметь никакой системы».
№90 слайд
Содержание слайда: Такими были основные лозунги дадаистов.
№91 слайд
Содержание слайда: Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.
№92 слайд
№93 слайд
Содержание слайда: История термина «дадизм»
Термин «дадаизм» придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада».
№94 слайд
Содержание слайда: На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках.
№95 слайд
Содержание слайда: Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.
№96 слайд
Содержание слайда: Марсель Дюшан
Велосипедное колесо
Фонтан
№97 слайд
Содержание слайда: Ман Рэй Силуэт
Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария).
№98 слайд
Содержание слайда: Рене Магритт Падающий вечер
Сюрреализм (1924-1940) – последнее значительное течение европейского авангарда – возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма.
№99 слайд
Содержание слайда: Генри Мур Король и королева
Он получил широкое международное распространение.
№100 слайд
Содержание слайда: Рене Магритт Портрет с трубкой
Основные его представители – писатель Андре Бретон во Франции, художник Сальвадор Дали в Испании, художник Рене Магритт в Бельгии, скульптор Генри Мур в Англии.
№101 слайд
Содержание слайда: Рене Магритт Сын человеческий
Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З. Фрейда.
№102 слайд
Содержание слайда: Он стал воплощением крайних форм субъективизма.
№103 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали Антропоморфный комод
Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях.
№104 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали Постоянство памяти
Главной фигурой сюрреализма является С. Дали.
№105 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали Пылающий жираф
Наиболее известные его произведения – «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны», «Осенний каннибализм».
№106 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната
Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека.
№107 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали Предчувствие гражданской войны
Он не сторонился политики, объявляя себя сторонником революции.
№108 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали Осенний каннибализм
Он также выступал против коммерциализации искусства.
№109 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали Лицо войны
В целом первая половина XX века была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала.
№110 слайд
Содержание слайда: Сальвадор Дали искушение святого Антония
Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.
№111 слайд
Содержание слайда: Пауль Клее Полная луна
Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства.
№112 слайд
Содержание слайда: Эдвард Мунк Крик
Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» (1893).
№113 слайд
Содержание слайда: Макс Пехштейн Перерыв
Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы «Мост» (1905).
№114 слайд
Содержание слайда: Эмиль Нольде Тайная вечеря
Он получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление.
№115 слайд
Содержание слайда: Эрнст Людвиг Кирхнер Улица
Основными его представителями стали художники Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Франц Марк, Пауль Клее.
№116 слайд
Содержание слайда: Франц Марк Животные
№117 слайд
Содержание слайда: В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни.
№118 слайд
Содержание слайда: Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника.
№119 слайд
Содержание слайда: И, как следствие этого, живопись Отто Дикса, Эмиля Нольде и Франца Mapка искажала реальные пропорции, поэзия Франца Верфеля напоминала памфлеты и воззвания.
№120 слайд
Содержание слайда: Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя.
№121 слайд
Содержание слайда: Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.).
№122 слайд
Содержание слайда: Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства.
№123 слайд
Содержание слайда: Главная его черта – обостренно-контрастное видение мира – серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки.
№124 слайд
Содержание слайда: В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» – итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти.
№125 слайд
Содержание слайда: Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма.
№126 слайд
Содержание слайда: Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло.
№127 слайд
Содержание слайда: Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого.
№128 слайд
Содержание слайда: Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.
№129 слайд
Содержание слайда: Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, «эстетику локомотивов, монопланов и автомобилей».
№130 слайд
Содержание слайда: Машина для них казалась прекраснее Ники Самофракийской.
№131 слайд
Содержание слайда: Футуризм был в высшей степени социализирован и политизирован.
№132 слайд
Содержание слайда: Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма.
№133 слайд
Содержание слайда: Большинство придерживалось левых позиций.
№134 слайд
Содержание слайда: Фернан Леже Город
Кубизм (1908-1930) – одно из главных течений авангардизма – возник под влиянием постимпрессионизма Поля Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры.
№135 слайд
Содержание слайда: Жорж Брак Птица в мастерской
Его представители Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Робер Делоне – исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов.
№136 слайд
Содержание слайда: Робер Делоне Эйфелева башня
Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка.
№137 слайд
Содержание слайда: Фернан Леже Строители
Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.
№138 слайд
Содержание слайда: Фернан Леже Аккордеон
Кубизм опирается на современную науку – теории Альберта Эйнштейна, Анри Пуанкаре, Германа Минковского.
№139 слайд
Содержание слайда: Пабло Пикассо Ваза, фрукты и бокал, 1909
Пабло Пикассо – глава течения – заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает.
№140 слайд
Содержание слайда: Пабло Пикассо Скрипка и гитара
Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств».
№141 слайд
Содержание слайда: Пабло Пикассо
Авиньонские девицы
Пикассо также подчеркивал, что в живописи «важны только находки».
№142 слайд
Содержание слайда: Пабло Пикассо Три музыканта в масках
Самыми известными его произведениями являются «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», «Герника», «Голубь мира».
№143 слайд
Содержание слайда: Пабло Пикассо Кирпичный завод в Тортосе,1909
В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации – заводы, трубы, бутылки, зонты и т.д.
№144 слайд
Содержание слайда: Пабло Пикассо Герника
Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства.
№145 слайд
Содержание слайда: Пабло Пикассо Голубь мира
№146 слайд
Содержание слайда: Ренато Гуттузо Человек, пересекающий площадь
Наравне с модернизмом и авангардом, параллельно с ними, существовал и продолжал развиваться реализм, превратившийся в неореализм.
№147 слайд
Содержание слайда: Ренато Гуттузо Распятие,1941. Национальная галерея современного искусства, Рим
Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека.
№148 слайд
Содержание слайда: Эндрю Уайет Ветер с моря
Принцип неореализма нашел свое выражение и в живописи (Ренато Гуттузо, Эндрю Уайет), и в литературе (Генри Миллер, Эрнст Хемингуэй, Анна Зегерс, Эрих Мария Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Жоржи Амаду, Габриэль Гарсия Маркес, Хосе Давид Альфаро Сикейрос.
№149 слайд
Содержание слайда: Ар нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»)
3. Европейская скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство первой половины XX века
ХХ век, в противоположность романтическому ХIХ, искал новые идеи, формы, материалы.
№150 слайд
Содержание слайда: Ар нуво
В Бельгии и Франции изящный стиль «ар нуво», черпавший свои формы в живой природе, царил с 1890-х годов до первой мировой войны.
№151 слайд
Содержание слайда: Ар нуво
«Ар нуво» стал началом стиля модерн, представив его декоративную линию.
№152 слайд
Содержание слайда: Ар нуво
Параллельно развивается конструктивная линия этого стиля с характерной для нее прямолинейностью форм и их ясным построением.
№153 слайд
Содержание слайда: Чарльз Ренни Макинтош, Interior hall of The Hill House, 1903
Новатором этого направления стал шотландец Чарльз Ренни Макинтош.
№154 слайд
Содержание слайда: Чарльз Ренни Макинтош, Library, Glasgow School of Art, 1909
Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.
№155 слайд
Содержание слайда: Густав Климт Афиша первой выставки Сецессиона 1898 года
Мастерство Макинтоша оказало влияние на членов Венского Сецессиона – другой сильной ветви модерна начала ХХ века.
№156 слайд
Содержание слайда: Архитектор Йозеф Хоффман и дизайнер Коломан Мозер основали в 1903 году художественно-промышленное предприятие «Венские мастерские», где создавали новую мебель.
№157 слайд
Содержание слайда: Немецкий модерн назвали «югендштиль».
№158 слайд
Содержание слайда: В 1907 году в Германии был осуществлен переход на машинную технику изготовления мебели: фанерование, сборка и т. д.
№159 слайд
Содержание слайда: Изделия отличались гладкими фанерованными поверхностями.
№160 слайд
Содержание слайда: После первой мировой войны произошел переход к более строгому, утилитарному дизайну, для которого характерно использование новых материалов – стальных труб, гнутовыклейной древесины.
№161 слайд
Содержание слайда: Ведущая роль в европейском дизайне переходит к небольшой группе архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала «Стиль» («De Stile»).
№162 слайд
Содержание слайда: К ним принадлежал Г.Т. Ритвельд, разработавший «аппарат для сидения».
№163 слайд
Содержание слайда: Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией дал толчок развитию новой линии в мебельном дизайне.
№164 слайд
Содержание слайда: Одной из первых в новом направлении была английский дизайнер Эйлин Грей, работавшая в Париже.
№165 слайд
Содержание слайда: Ее творчество предвосхищает интернациональный стиль, характерный для конца 20-х годов.
№166 слайд
Содержание слайда: Немецкая экспериментальная школа – мастерская Баухауз, основанная в 1919 году, объединила в своих стенах архитекторов, дизайнеров, художников.
№167 слайд
Содержание слайда: Работы Вальтера Гропиуса
Целью их творчества стала пропаганда новой эстетики жилища.
№168 слайд
Содержание слайда: Людвиг Мис ван дер Роэ
Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна в Америке.
№169 слайд
Содержание слайда: Марсель Брейер
К этому времени там уже царил интернациональный стиль.
№170 слайд
Содержание слайда: Людвиг Мис ван дер Роэ
В мебели этого стиля традиции имели большее значение, чем декор.
№171 слайд
Содержание слайда: Марсель Брейер
Главная роль в интерьере отводилась передвижной мягкой мебели, которая проектировалась в соответствии с формой и размерами помещения.
№172 слайд
Содержание слайда: Работы Вальтера Гропиуса
Лишь немногие дизайнеры могли выразить себя в этом аскетичном стиле.
№173 слайд
Содержание слайда: Людвиг Мис ван дер Роэ
Архитектор Мис ван дер Роэ проявил свой талант проектировщика мебели до эмиграции.
№174 слайд
Содержание слайда: Людвиг Мис ван дер Роэ
Созданные им в 1927 году на строго математической основе стул, кресло и стол выполнены из металлических трубок.
№175 слайд
Содержание слайда: Людвиг Мис ван дер Роэ
Модели имели артикул «MR» в соответствии с инициалами автора.
№176 слайд
Содержание слайда: Консольное кресло «MR 534», известное как «Weissenhof», наглядно воплотило художественный идеал автора – подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора.
№177 слайд
Содержание слайда: Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века.
№178 слайд
Содержание слайда: Ле Корбюзье Марсельская жилая единица
Знаменитый французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: «Дом – машина для жилья».
№179 слайд
Содержание слайда: Ле Корбюзье Здание Ассамблеи (Palace of Assembly), Индия
Архитектор Ле Корбюзье считается фигурой первой величины среди дизайнеров ХХ века.
№180 слайд
Содержание слайда: Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания.
№181 слайд
Содержание слайда: Однако во Франции проектировщики мебели в большинстве своем продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева.
№182 слайд
Содержание слайда: Этот стиль был назван ар деко.
№183 слайд
Содержание слайда: Он появился в 1925-30-х годах и получил свое название от сокращения названия международной выставки декоративного искусства в Париже (1925 г.).
№184 слайд
Содержание слайда: Если ар нуво был последним проявлением декаданса, то ар деко говорил о новых временах.
№185 слайд
Содержание слайда: В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий.
№186 слайд
Содержание слайда: Жак Эмиль Рульман
Традиционные материалы – дерево, стекло, глина – заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.
№187 слайд
Содержание слайда: Жак- Эмиль Рульманн
Вершиной ар деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака- Эмиля Рульманна, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством.
№188 слайд
Содержание слайда: Жак- Эмиль Рульманн
Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе.
№189 слайд
Содержание слайда: Фрэнк Ллойд Райт Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)
В межвоенный период в США в творчестве Фрэнка Ллойда Райта родилась концепция «органической архитектуры».
№190 слайд
Содержание слайда: Фрэнк Ллойд Райт Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)
Мебель Ф.Л. Райта отразила его творческие концепции пионера современной архитектуры.
№191 слайд
Содержание слайда: Фрэнк Ллойд Райт Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)
Пересечение прямоугольных объемов под прямым углом – один из характерных приемов равновесия композиции, применяемый Райтом.
№192 слайд
Содержание слайда: Позднее, в период ар деко, мебель Райта, не изменяя геометризму, несколько отходит от строгих прямоугольных объемов.
№193 слайд
Содержание слайда: Технологический институт, шт. Массачусетс, США (1946-1947)
В предвоенной Европе концепция «органической архитектуры» Райта получила развитие в творчестве финского архитектора Альвара Аалто.
№194 слайд
Содержание слайда: Эксперименты с гнутым деревом привели Аалто к созданию новых конструкций в мебели.
№195 слайд
Содержание слайда: Майоль Ночь
В первой половине XX века успешно развивается и скульптура.
№196 слайд
Содержание слайда: Бурдель Сафо
В данный период ее представляют ваятели Эмиль Антуан Бурдель и Аристид Жозеф Майоль.
№197 слайд
Содержание слайда: Бурдель Пенелопа
Произведения первого – «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» – созданы по античным сюжетам в классическом духе.
№198 слайд
Содержание слайда: Бурдель Геракл, стреляющий из лука
Женские
статуи второго – «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» – отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.
№199 слайд
Содержание слайда: Майоль Помона Средиземное море
№200 слайд
Содержание слайда: 4. Кинематограф как явление культуры Томас Алва Эдисон в 1891 г. впервые продемонстрировал аппарат для получения движущихся изображений – кинетоскоп (с горизонтальной протяжкой плёнки и индивидуальным объективом для просмотра).
№201 слайд
Содержание слайда: Уильям Диксон в 1894 г. создал первую надежную кинокамеру – кинетограф Диксона.
№202 слайд
Содержание слайда: Братья Огюст и Луи Люмьер сняли первый фильм под названием «Прибытие поезда».
№203 слайд
Содержание слайда: Люмьеры считали, что главная функция их изобретения – запись и сохранение кинохроники для потомков.
№204 слайд
Содержание слайда: Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес.
№205 слайд
Содержание слайда: Студия Жоржа Мельеса в Монтрё
Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены.
№206 слайд
Содержание слайда: Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Фауст и Маргарита»
Жан Мельес в 1896 г. нашел способ создания первых спецэффектов, основанных на стопкадре, покадровой съемке, кадрировании и др. приемов.
В 1897 г. основал собственную студию «Стар фильм»
№207 слайд
Содержание слайда: Афиша фильма Мельеса «Замок Дьявола», 1896год
Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства.
№208 слайд
Содержание слайда: Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является «Путешествие на Луну» (1902 г.)
№209 слайд
Содержание слайда: Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Жанна д’Арк», 1900 год
В эпоху немого кино возникает параллельный монтаж, обозначаемый привычным для литературы приемом «А в это время…»
№210 слайд
Содержание слайда: Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Одна голова хорошо, а четыре лучше», 1898 год
Отношение в обществе к кино меняется – от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства.
№211 слайд
Содержание слайда: Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Последний патрон», 1897 год
В 1908 г. во Франции уже появляется понятие «фильм д'ар» – «художественный фильм».
№212 слайд
Содержание слайда: Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Человек-оркестр», 1900 год
К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции.
№213 слайд
Содержание слайда: Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Человек с резиновой головой», 1902 год
Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино.
№214 слайд
Содержание слайда: В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Дэвид Уорк Гриффит снимает фильм «Рождение нации» (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа.
№215 слайд
Содержание слайда: Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.
№216 слайд
Содержание слайда: В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры.
№217 слайд
Содержание слайда: Формируется стандартная голливудская система: продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. «звёзд», сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя.
№218 слайд
Содержание слайда: Чарли Чаплин в фильме «Огни большого города»
Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.
№219 слайд
Содержание слайда: Чарльз Спенсер Чаплин был любимым актером миллионов, который комическим гротеском подчеркивал трагедию жизни «маленького человека».
№220 слайд
Содержание слайда: Чарли Чаплин в фильме «Золотая лихорадка»
Самые известные фильмы Ч. Чаплина «Золотая лихорадка» (1925 г.) «Огни большого города» (1931 г.).
№221 слайд
Содержание слайда: В немецком кино развивается направление, получившее название экспрессионизм, а в французском – авангард.
№222 слайд
Содержание слайда: Европейские режиссёры ищут и отыскивают новые методы, позволяющие значительно усилить выразительность изображения сцен и объектов в кино, путём использования разных приёмов, влияющих на субъективные впечатления зрителя, расширить возможности киноязыка.
№223 слайд
Содержание слайда: До 1927 г. практически все фильмы были «немыми», они содержали лишь изображение, без звука.
№224 слайд
Содержание слайда: В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов.
№225 слайд
Содержание слайда: Первой на эксперимент решается американская фирма «Warner Brothers», в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает – «Певец джаза».
№226 слайд
Содержание слайда: Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука.
№227 слайд
Содержание слайда: Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино.
№228 слайд
Содержание слайда: Некоторые известные режиссёры и актёры (в т.ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 1930-х практически все фильмы стали звуковыми.
№229 слайд
Содержание слайда: Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную нагрузку в достаточно большой группе фильмов.
№230 слайд
Содержание слайда: В США в результате Великой депрессии вся киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех.
№231 слайд
Содержание слайда: Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишёнными каких-либо примет авторского стиля, что неудивительно, т.к. режиссёр, снимавший фильм, имел самую минимальную свободу.
№232 слайд
Содержание слайда: В послевоенное время (конец 40-х и 50-е) существенный вклад в развитие мирового кино внесли итальянский (с его т.н. неореализмом), а также японский кинематограф (особенно фильмы, которые снял режиссёр Акиро Куросава).
№233 слайд
Содержание слайда: Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука.
№234 слайд
Содержание слайда: Первым сохранившимся цветным фильмом стал короткометражный фильм кинокомпании Эдисона «Танец Лои Фуллер» (англ. Annabelle Serpentine Dance).
№235 слайд
Содержание слайда: Он был снят в чёрно-белом варианте в 1894 году, а в 1895 или в 1896 году был раскрашен вручную (кисточкой раскрашивался каждый кадр).
№236 слайд
Содержание слайда: Эдвард Рэймонд Тернер в 1899 году запатентовал процесс съемки цветного кино.
№237 слайд
Содержание слайда: По технологии Тернера каждый кадр снимался через один из трех специальных фильтров красного, зелёного и синего цветов.
№238 слайд
Содержание слайда: Технология «Кинемаколор» изобретёна в 1906 году, была первой в мире системой цветного кинематографа, имевшая коммерческий успех.
№239 слайд
Содержание слайда: Технология изобретена англичанином Джорджем Смитом.
№240 слайд
Содержание слайда: Система имела недостаток: все цвета создавались путём смешиванния только двух основных цветов (красно-оранжевого и сине-зелёного).
№241 слайд
Содержание слайда: Технология «Техниколор» – один из способов получения цветного кинематографического или фотографического изображения, изобретённый в 1917 году Гербертом Калмусом и Дэниэлом Комстоком.
№242 слайд
Содержание слайда: Уолт Дисней впервые применил технику «Техниколор» в мультфильме «Цветы и деревья» в 1932 году.
№243 слайд
Содержание слайда: 1935 год – появление цветного кино.
Первый полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» (1935 г.) американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна.
№244 слайд
Содержание слайда: «Унесённые ветром» – первая в мире полнометражная цветная кинокартина (222 минуты), снятая по трёхплёночной технологии «Техниколор» в 1939 г. режиссером В. Флемингом и продюсером Д. Селзником.