Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
19 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
841.00 kB
Просмотров:
37
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Взаимодействие генов
№2 слайд
Содержание слайда: Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
№3 слайд
Содержание слайда: Проблема 1. Каковы причины и результаты взаимодействия аллельных генов?
Взаимодействие генов – совместное действие нескольких генов, приводящее к появлению признака, отсутствующего у родителей, или усиливающее проявление уже имеющегося признака.
Вступать во взаимодействие могут как аллельные, так и неаллельные гены.
№4 слайд
Содержание слайда: Взаимодействие генов
Аллельных
Полное доминирование
Неполное доминирование
Множественный аллелизм
Кодоминирование
Сверхдоминирование
№5 слайд
Содержание слайда: Полное доминирование
№6 слайд
Содержание слайда: Неполное доминирование
№7 слайд
Содержание слайда: Множественный аллелизм
№8 слайд
Содержание слайда: Кодоминирование
Кодоминирование – явление независимого проявления двух доминантных аллелей в фенотипе гетерозиготы, т.е. отсутствие доминантно-рецессивных отношений между аллелями.
Например, при наследовании групп крови у человека.
Ген I имеет три аллеля: IА и IВ кодирует два разных фермента, i0 – не кодирует никакого. При этом аллель i0 рецессивен по отношению к IA и IB , а между двумя последними нет доминантно-рецессивных отношений
№9 слайд
Содержание слайда: Варианты взаимодействия трех аллельных генов
№10 слайд
Содержание слайда: Вывод:
№11 слайд
Содержание слайда: Задачи
1. У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
2. Родители имеют II и III группы крови, а их дочь – I группу. Определите генотипы крови родителей и ребенка. Возможно ли переливание крови родителей их ребенку?
3. В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребенка I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группы, а другая – II и IV. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребенок.
№12 слайд
Содержание слайда: Дополнительные задачи
1. Определите возможные генотипы и фенотипы детей, если мать имеет вторую группу крови, не страдает нарушением цветного зрения, но является гетерозиготой по обоим признакам, а у отца третья группа крови и нормальное зрение (гомозигота по обоим признакам). Дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.
2. Определите возможные генотипы и фенотипы детей, если мать имеет четвертую группу крови и гетерозиготна по гену альбинизма, у отца – первая группа крови, он гетерозиготен по гену альбинизма. Альбинизм – рецессивный аутосомный признак.
№13 слайд
Содержание слайда: Проблема 2: Каковы результаты взаимодействия неаллельных генов?
Комплементарность.
Комплементарность – взаимодействие неаллельных генов, при котором они дополняют действие друг друга, и признак формируется при одновременном действии обоих генов.
Например, у душистого горошка ген А обуславливает синтез пропигмента – предшественника пигмента, а ген В определяет синтез фермента, который переводит пропигмент в пигмент, поэтому окрашенные цветки могут быть только при наличии обоих генов.
Задача: Каковы фенотипы родителей и потомства при скрещивании растений душистого горошка с генотипами ААвв и ааВВ?
№14 слайд
Содержание слайда: Эпистаз.
Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов, при котором один из генов полностью подавляет действие другого гена.
Ген, подавляющий действие другого гена, называется геном-супрессором (ингибитором, эпистатичным геном).
Подавляемый ген называется гипостатичным.
Эпистаз может быть как доминантным, так и рецессивным.
№15 слайд
Содержание слайда: Доминантный эпистаз.
Например, у тыквы доминантный ген Y вызывает появление желтой окраски плодов, а его рецессивная аллель y – зеленой. Кроме того, имеется доминантный ген W, подавляющий проявление любой окраски, в то время как его рецессив w не мешает окраске проявляться, поэтому растения, имеющие в своем генотипе хотя бы один доминантный ген W, будут образовывать белые плоды независимо от аллели Y – y.
Задача: определить фенотипы тыкв с генотипами
Y Y W W - Y Y W w - Y Y w w –
Y y W W - Y y W w - Y y w w –
y y W W - y y W w - y y w w -
№16 слайд
Содержание слайда: Рецессивный эпистаз.
Например, у домовых мышей рыжевато-серая окраска шерсти (агути) определяется доминантным геном А, его рецессивная аллель а в гомозиготном состоянии определяет черную окраску. Доминантный ген другой пары С определяет развитие пигмента, а гомозиготы по его рецессивному аллелю с являются альбиносами (отсутствие пигмента в шерсти и радужной оболочке глаз).
Задача: определить фенотипы мышей с генотипами
ААСС - ААСс - ААсс -
АаСС - АаСс - Аасс -
ааСС - ааСс - аасс -
Если А – ген рыжевато-серой окраски (агути)
а – ген черной окраски
С – ген наличия пигмента
с – ген отсутствия пигмента
№17 слайд
Содержание слайда: Полимерия.
Полимерия – взаимодействие неаллельных генов, при котором на проявление одного признака влияет одновременно несколько генов (при этом, чем больше в генотипе доминантных генов, тем более выражен признак).
Например, у человека количество меланина в коже определяется тремя неаллельными генами А1А2А3. Наибольшее количество меланина характерно для генотипа А1А1А2А2А3А3, что обуславливает темно-коричневый цвет кожи представителей негроидной расы. Для европеоидов характерен генотип а1а1а2а2а3а3. Промежуточные варианты будут определять различную интенсивность пигментации. При этом чем больше доминантов в генотипе, тем темнее кожа.
№18 слайд
Содержание слайда: Плейотропия.
Плейотропия – явление одновременного влияния одного гена на несколько признаков.
Существование этого явления не противоречит классической концепции «один ген – один белок – один признак», т.к. в результате считывания информации с гена образуется некий белок, который может участвовать в различных процессах, происходящих в организме, оказывая таким образом множественное действие.
Например, у овса окраска чешуи и длина ости контролируется одним геном.
У человека ген, определяющий рыжую окраску волос, одновременно обуславливает более светлую окраску кожи и появление веснушек.
№19 слайд