Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
14 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.45 MB
Просмотров:
72
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
Содержание слайда: Вступление
№3 слайд
№4 слайд
Содержание слайда: Основная часть
Теоретическая часть
Основные положения теории С. Аррениуса и Д. И. Менделеева
Электролитическая диссоциация происходит в результате движения в растворе заряженных частиц – ионов. Причина появления в растворах заряженных частиц была совершенно непонятной. Само название «электролит» (от греч.lysis – разрушение, растворение) предполагало, что ионы появляются в растворе при пропускании через него электрического тока.
В 1887 году С.Аррениус, исследуя электропроводность водных растворов, высказал предположение, что в таких растворах вещества распадаются на заряженные частицы – ионы. Ученые – современники Аррениуса - вначале не поняли его теорию. У многих из них в то время еще не было четкого понимания, чем ионы отличаются от нейтральных атомов. В результате диссертация Аррениуса получила ряд отрицательных отзывов. К числу самых непримиримых противников Аррениуса принадлежал Д.И. Менделеев, создавший «химическую» теорию растворов, он считал, что в растворах происходят, химические взаимодействия между растворенным веществом и растворителем.
№5 слайд
Содержание слайда: СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАСТВОРОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
При образовании раствора в общем случае происходит изменение свойств и растворителя, и растворенного вещества. Сторонники «физической» теории растворов трактовали образование раствора как суммарный результат молекулярного движения и взаимного сцепления частиц. Наоборот, приверженцы «химической» теории подчеркивали преобладающую роль взаимодействия между различными частицами в растворе, полагая, что силы, действующие в растворах, чисто химические. Эти крайние точки зрения дополняют друг друга, поэтому правильнее было бы не противопоставлять их, а объединять.
Понятие о сольватации (частный случай – гидратация) было введено И. А. Каблуковым (1891). В результате различных взаимодействий в растворе могут возникнуть соединения переменного состава между частицами растворенного вещества и растворителя. Такие соединения называются сольватами (для водных растворов - гидратами).
№6 слайд
Содержание слайда: Практическая часть
ХИМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СВАНТЕ АРРЕНИУСА И Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
Для подтверждения основных положений теории Менделеева проведена серия экспериментов:
1.Растворение спирта в воде с уменьшением объема раствора.
Для эксперимента взяли 5 мл этанола и 5 мл воды. После растворения спирта в воде объём раствора составил 9 мл. Это произошло в результате того, что при протекании данной реакции образовалась химическая связь, между катионом гидроксония и этилат – анионом, которые находятся близко друга от друга. Такую реакцию называют гипертермической:
C2H5OH + H2O = C2H5O- ● H3O+
№7 слайд
№8 слайд
Содержание слайда: 2. Растворение серной и хлороводородной кислот в воде, сопровождающееся выделением тепла.
2. Растворение серной и хлороводородной кислот в воде, сопровождающееся выделением тепла.
В ходе эксперимента мы растворяли концентрированную серную кислоту в воде и фиксировали изменение температуры. Исследование тепловых эффектов при разбавлении серной кислоты дало поразительные результаты. Оказалось, что чем сильнее разбавляется серная кислота, тем меньше теплоты выделяется. Дело в том, что вокруг каждого иона образуется многослойная сфера из огромного числа молекул воды – химики образно называют такой слой гидратной шубой иона.
№9 слайд
№10 слайд
Содержание слайда: 3. Растворение безводного медного купороса и воды с изменением цвета.
3. Растворение безводного медного купороса и воды с изменением цвета.
Безводный сульфат меди(II) CuSO4 бесцветен. При растворении в воде происходит гидратация ионов; гидратированные ионы меди имеют голубую окраску .
При взаимодействии раствора с растворителем образуется химическая связь с выделением энергии: 1) либо на разогрев жидкости 2) либо разрыв связей между катионами и анионами.
CuSO4● 5H2O
№11 слайд
Содержание слайда: 4. Растворение солей в воде с изменением температуры.
4. Растворение солей в воде с изменением температуры.
То, что при образовании растворов молекулы растворителя и растворённого вещества не просто перемешиваются, можно продемонстрировать многими опытами. Если суммарная энергия гидратации катионов и анионов при образовании раствора больше энергии кристаллической решетки, растворение будет сопровождаться нагреванием, а если меньше – охлаждением раствора. Именно поэтому при растворении в воде таких веществ как LiCl, безводный CaCl2 и многих других раствор нагревается, а при растворении КCl, К NO3, NН4 NO3 и некоторых других – охлаждается. Охлаждение может быть таким сильным, что стакан, в котором готовят раствор, покрывается снаружи росой и может даже примерзнуть к мокрой подставке.
№12 слайд
Содержание слайда: При tо = 18,5 С
При tо = 18,5 С
№13 слайд
Содержание слайда: Заключение:
1. В течение XIX в. и первой четверти XX в. происходила серьезная борьба двух теорий растворов Аррениуса и Менделеева.
2. К началу XX века возможности теории Аррениуса исчерпаны, все сегодняшние открытия делаются на основе теории растворов Менделеева.
3. Благодаря работам И. А. Каблукова к 1915 году соперничавшие теории объединились в единую теорию.
№14 слайд
Содержание слайда: Список литературы
http://www.himhelp.ru
БЭКМ, 2004 г.
Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. М: Мир, 1986.
К. Зоммер, К. Х. Вюнш, М. Цеттлер. Химия. Справочник школьника и студента.
Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. Издательство химия. 1985.
К. Зоммер, К. Х. Вюнш, М. Цеттлер. Химия. Справочник школьника и студента.
Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. Издательство химия. 1985.