Презентация Структура и состав современного культурологического знания онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Структура и состав современного культурологического знания абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 28 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Экономика и Финансы » Структура и состав современного культурологического знания



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    28 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    594.50 kB
  • Просмотров:
    74
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Тема лекции Тема лекции
Содержание слайда: Тема лекции: Тема лекции: Структура и состав современного культурологического знания Вопросы лекции: 1.Структура культурологического знания. 2.Культура как социальный феномен. Время – 2 часа

№3 слайд
.Кравченко А.И. Культурология
Содержание слайда: 1.Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М., 2007. 1.Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М., 2007. 2. Культурология: Учебное пособие для вузов./ Под ред. Г.Д. Драча.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. 3. Ермишина Н.Д. Культурология: Учеб. пособие.- М., 2004. 4. Культурология XX век: Словарь.- СПб.: Университет. Кн., 1997. 5.Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты.- М.: Аграф, 1999.

№4 слайд
Термин культурология впервые
Содержание слайда: Термин «культурология» впервые появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально – научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации. Термин «культурология» впервые появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально – научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.

№5 слайд
Культурология- гуманитарная
Содержание слайда: Культурология- гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О. Шпендлер, О. Конт, Т. Шарден, П. Сорокин, Ю. Лотман и др. Культурология- гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О. Шпендлер, О. Конт, Т. Шарден, П. Сорокин, Ю. Лотман и др.

№6 слайд
Предметом культурологии
Содержание слайда: Предметом культурологии Предметом культурологии Являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.

№7 слайд
Объектом культурологии
Содержание слайда: Объектом культурологии Объектом культурологии Являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно- исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально- культурной среде.

№8 слайд
Понятие Культура -
Содержание слайда: Понятие «Культура»- центральное в культурологии. Понятие «Культура»- центральное в культурологии. В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

№9 слайд
В XIX веке установились
Содержание слайда: В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»; В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»; 1) уровень общего состояния ума; 2) уровень интеллектуального развития целого общества; 3) совокупность художественно- творческой деятельности; 4) способ жизни материального и духовного плана.

№10 слайд
Культура- исторически
Содержание слайда: Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.

№11 слайд
Функции культуры Функции
Содержание слайда: Функции культуры: Функции культуры: Культура- многофункциональная система: 1) освоение и преобразование окружающего мира- одна из главных функций; 2) познавательная; 3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации; 4) образовательная; 5) воспитательная; 6) коммуникативная (общение); 7) нормативная (регулятивная); 8) психологическая разрядка.

№12 слайд
Структура культуры Структура
Содержание слайда: Структура культуры Структура культуры Материальная культура- предметно- объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи». К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др. Духовная культура- эмоционально- чувственная сторона деятельности человека.

№13 слайд
Формы духовной культуры Формы
Содержание слайда: Формы духовной культуры: Формы духовной культуры: 1)Одна из ранних- миф- особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой. В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30000 лет) возникают: Тотемизм- поклонение животному миру. Фетишизм- поклонение неживой природе. Анимизм- одухотворение живой и неживой природы. Язычество- многобожие. 2) Религия- особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой. 3) Философия (примерно VI до н.э.)- наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления. 4) Наука- система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека. 5) Искусство- деятельность человека по законам красоты и гармонии. 6) Нравственность- деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.

№14 слайд
Массовая и элитарная
Содержание слайда: Массовая и элитарная культуры. Массовая и элитарная культуры. Массовая (общедоступная) культура- рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики, стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Они должны иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности. Элитарная культура- культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись.

№15 слайд
Главные подходы определения
Содержание слайда: Главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе : антропологический, социологический и философский. Суть первого: признание равноценности всех культур на земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.

№16 слайд
Суть второго выявление
Содержание слайда: Суть второго: выявление специфических признаков культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого- либо общества. При этом подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не по хаотическому пути развития. К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения. Суть второго: выявление специфических признаков культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого- либо общества. При этом подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не по хаотическому пути развития. К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.

№17 слайд
Суть третьего. Данный подход
Содержание слайда: Суть третьего. Данный подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность. Суть третьего. Данный подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность.

№18 слайд
В философской трактовке
Содержание слайда: В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности. В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности. 1. Культура- это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).

№19 слайд
. Римский оратор и философ
Содержание слайда: 2. Римский оратор и философ Цицерон (1 в. До н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции XIX- начала XX в. получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни. 2. Римский оратор и философ Цицерон (1 в. До н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции XIX- начала XX в. получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.

№20 слайд
Культура делится Культура
Содержание слайда: Культура делится: Культура делится: -На материальную- культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.; - На духовную- интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.

№21 слайд
В соответствии с конкретными
Содержание слайда: В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека. В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.

№22 слайд
Общепринятым считается
Содержание слайда: Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

№23 слайд
Есть виды культуры, которые
Содержание слайда: Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему- экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры. Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему- экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.

№24 слайд
Общепринятым считается
Содержание слайда: Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

№25 слайд
Функции культуры Функции
Содержание слайда: Функции культуры Функции культуры 1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности; 2. Трансляции (передачи) социального опыта или информационная, это функция исторической преемственности; 3. Познавательная (гносеологическая). Культура накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира; 4. Регулятивная (нормативная)- дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом; 5. Семиотическая (знаковая)- дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуру и свободно жить в ней. Язык- важнейший знак культуры. Специфические языки культуры- музыка, живопись, языки, ЭВМ и т.п.; 6. Ценностная (аксиологическая)- формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

№26 слайд
Культурные ценности- это те
Содержание слайда: Культурные ценности- это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как более значимые для жизни данного общества. Культурные ценности- это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как более значимые для жизни данного общества.

№27 слайд
Культурные ценности
Содержание слайда: Культурные ценности: Культурные ценности: В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей: 1)общечеловеческие, или общезначимые,- ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы; 2)локально- групповые- конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.); 3)сословные, или социально- классовые,- интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе; 4)индивидуально- личностные- предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социальной среде.

№28 слайд
Если за основу берется
Содержание слайда: Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют: Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют: -на мировую- синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, заселявших и населяющих Землю; - на национальную- синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.

Скачать все slide презентации Структура и состав современного культурологического знания одним архивом: