Презентация Методология и этапы развития институционализма онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методология и этапы развития институционализма абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 64 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Экономика и Финансы » Методология и этапы развития институционализма



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    64 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    165.50 kB
  • Просмотров:
    59
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Институционализм.
Содержание слайда: Институционализм.

№2 слайд
Институционализм возник в США
Содержание слайда: Институционализм возник в США на рубеже XIX и XX веков. Институт( институция)- катего-рии политической и правовой надстройки, психология, различные объединения граждан, традиции и др.

№3 слайд
Методология
Содержание слайда: Методология институционализма. 1. Отверг главные постулаты ортодоксального экономического либерализма ( идею гармонии интересов при капитализме, маржиналистские концепции стоимости и цено-образования, оценку свободного предп-ринимательства как основы функ-ционирования рыночной экономики, положения теории потребительского

№4 слайд
поведения, абстрактные схемы
Содержание слайда: поведения, абстрактные схемы равно-весия). Обратился к практическим проблемам. поведения, абстрактные схемы равно-весия). Обратился к практическим проблемам. 2. Использовали историко-гене-тический метод. 3. Требование «социального контроля» над производством, т.е. новый взгляд на роль государства в экономике. 4. Расширение предмета исследования экономической науки за счет изучения влияния институтов.

№5 слайд
Этапы развития
Содержание слайда: Этапы развития институционализма: Первый этап- конец XIX- 30-е годы XX века - ранний (американский) институционализм.

№6 слайд
Представители -Торстейн Бунде
Содержание слайда: Представители: -Торстейн Бунде Веблен ( 1857-1929) - социально-психологический институционализм; - Джон Коммонс (1862-1944)- социально-правовой институционализм; - Уэсли Клэр Митчелл ( 1874-1948)- конъюнктурно-статистический институционализм.

№7 слайд
Второй этап - - -е годы XX
Содержание слайда: Второй этап - 50-60-е годы XX века- поздний институционализм. Представители: Джон Морис Кларк ( 1884-1963); Адольф Огастес Берли ( 1895-1971) и др.

№8 слайд
Третий этап- с -х годов XX
Содержание слайда: Третий этап- с 70-х годов XX века по настоящее время – неоинституцио-нализм. Третий этап- с 70-х годов XX века по настоящее время – неоинституцио-нализм. Представители: Джеймс Бьюкенен ( род. в 1919 году); Гари Беккер ( род. в 1930 году); Рональд Коуз ( род. в 1910 году); Норт Дуглас Сесил ( род. в 1920 году) и др.

№9 слайд
Представители этого этапа
Содержание слайда: Представители этого этапа стремятся использовать традиционные подходы и критерии неоклассической школы (максимизация результата, равновесие, рациональность, эффективность) для анализа институтов, т.е. неэкономи-ческих явлений и процессов (власть, преступность, демографические процес-сы и др.) Представители этого этапа стремятся использовать традиционные подходы и критерии неоклассической школы (максимизация результата, равновесие, рациональность, эффективность) для анализа институтов, т.е. неэкономи-ческих явлений и процессов (власть, преступность, демографические процес-сы и др.)

№10 слайд
Начало институционализму как
Содержание слайда: Начало институционализму как школе экономической мысли было положено выходом в свет в 1899 году книги Веблена «Теория праздного класса». Веблен был учеником Дж.Б.Кларка, который преподавал в университете Карлтона. Теорию Кларка Веблен в дальнейшем объявил абсолютно статичной, несостоятельной и испол-ненной грубого гедонизма, который сводит все существование к конкуренции стяжателей.

№11 слайд
Студентом же Веблена в
Содержание слайда: Студентом же Веблена в Чикагском университете был У.К.Митчелл. Веблен ввел ряд выражений - «демонстративное расточительство», «завистливое сравнение», «преднаме-ренное снижение производительности» и др.

№12 слайд
Профессорскую кафедру он
Содержание слайда: Профессорскую кафедру он называл «санкционированным кла-паном для выделения бесполезного вещества из культурного организ-ма». Веблен умер в августе 1929 года, немного не дожив до биржевого краха 24 октября 1929 года.

№13 слайд
Конец XIX начало XX вв. в США
Содержание слайда: Конец XIX – начало XX вв. в США сопровождались ускоренной урбани-зацией (если в 1870 г. около 80% населения страны проживало в сельской местности, то уже к концу 30-х гг. XX века 60% американцев проживало в городах); растущей концентрацией производства, издержки которой перекладывались на потребителей, фермеров, рабочих.

№14 слайд
Это период взлета домов
Содержание слайда: Это период взлета домов Морганов, Рокфеллеров и др. Принимаются первые антимоно-польные законы, изыскиваются пути их обходить путем судебных проволочек. Отношение общества к банкирам и промышленникам было неоднозначным. В 1890 году Конгрессом была создана специальная комиссия, отчет которой занял 19 томов.

№15 слайд
К числу проблем того периода
Содержание слайда: К числу проблем того периода можно отнести и ускоренный приток иммигрантов. Для понимания происхо-дящего требовалось научное осмысление новых фактов.

№16 слайд
Методология Веблена.
Содержание слайда: Методология Веблена. 1.Социальный дарвинизм (распрост-ранение учения о естественном отборе на область социальных явлений). Веблен считал, что жизнь человека в обществе «есть борьба за существование и, следовательно, представляет собой процесс отбора и приспособления. Эволюция общественной структуры есть процесс естественного отбора институтов».

№17 слайд
. Веблен говорит, что человек
Содержание слайда: 2. Веблен говорит, что человек не «…машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания, он не вибрирует как некий атом желания». Человеком управляют инстинкты, склонности и привычки:

№18 слайд
а родительское чувство
Содержание слайда: а) родительское чувство – альтруис-тический инстинкт, начинающийся с заботы о собственной семье и превращающийся в заботу о человечестве; б) инстинкт мастерства – комплекс влечений, побуждающих человека обрабатывать природные материалы и ведущий к совершенствованию производства);

№19 слайд
в инстинкт праздного
Содержание слайда: в) инстинкт праздного любопытства - основа всякого научного исследования, ведет к открытиям и нововведениям и др. Это важнейшие инстинкты.

№20 слайд
. Экономическая наука не
Содержание слайда: 3. Экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Ее предметом должна стать человеческая деятельность во всех ее проявлениях (что включает не только структуру и организацию хозяйственной жизни, но и всю сферу социальных отношений).

№21 слайд
. Широкое использование
Содержание слайда: 4. Широкое использование историко-генетического метода. Теория неоклассиков статична, в то время как надо исследовать институциональный рост. По мнению Веблена, «…предметом экономической науки является изучение поведения человека в его отношении к материальным средствам сущест-вования, и такая наука …есть исследование живой истории матери-

№22 слайд
альной цивилизации . .
Содержание слайда: альной цивилизации». 5. Технологический детерминизм – на первое место Веблен ставит развитие техники и трудовую деятельность населения, считая, что производство и обмен есть лишь денежное выражение производственного процесса. Культура определяется материальными факто-рами, которые принимают форму институтов и обычаев (т.е. орудиями труда, техникой).

№23 слайд
Многие исследователи общее у
Содержание слайда: Многие исследователи общее у Веблена и Маркса. Однако Веблен считал Маркса наиболее после-довательным представителем клас-сической школы.

№24 слайд
Основные идеи Веблена Он дает
Содержание слайда: Основные идеи Веблена: Он дает следующую перио-дизацию общественного развития: - период ранней и поздней дикости; - период хищного и полу-хищного варварства (Средне-вековье);

№25 слайд
- ремесленная стадия -
Содержание слайда: - ремесленная стадия; - промышленная стадия. На каждой из этих стадий преобладают определенные инс-тинкты. Так, на ремесленной стадии в наибольшей степени проявляется главный инстинкт – инстинкт мастерства. Он ведет к увеличению общественного богатства.

№26 слайд
При переходе от ремесленной к
Содержание слайда: При переходе от ремесленной к промышленной стадии инстинкт мастерства отодвигается на второй план, а его место занимает стремление к прибыли (главное – не произвести качественную вещь, а выручить от ее продажи как можно больше).

№27 слайд
Экономика разделилась на две
Содержание слайда: Экономика разделилась на две сферы: - сфера индустрии (материального производства); - сфера бизнеса (т.е. обращения: все виды коммерческой деятельности, спекуляции, биржевых и кредитных операций и др.) Это два враждебных мира.

№28 слайд
Точка зрения материального
Содержание слайда: Точка зрения материального производства – создание полезных благ – связана с определенным образом мышления (предпочтение полезности). Эта точка зрения объективно способствует общественному прогрессу, но в условиях современного капита-листического общества она приходит в противоречие с точкой зрения бизнеса.

№29 слайд
Точка зрения бизнеса все виды
Содержание слайда: Точка зрения бизнеса (все виды коммерческой деятельности, спекуля-ции, биржевых и кредитных операций) отдает предпочтение стремлению к прибыли. Последнее может тормозить развитие общественного производства (пример – сознательное ограничение предложения для взвинчивания цен).

№30 слайд
Интересы абсентеистских
Содержание слайда: Интересы абсентеистских собст-венников (т.е. собственников фик-тивного капитала) далеки от развития общественного произ-водства: «Мотив бизнеса – денежная выгода. Его метод – купля-продажа. Цель – накопление богатства».

№31 слайд
Носитель абсентеистской
Содержание слайда: Носитель абсентеистской собственности – праздный класс, ничего не создающий и чрезмерно, демонстративно потребляющий. Такой образ жизни посредством рекламы, СМИ навязывается и представителям других слоев общества (погоня за

№32 слайд
престижным уровнем
Содержание слайда: «престижным» уровнем потреб-ления, денежный стереотип поведения и др.) Праздный класс консервативен, выступает против перемен, созданная им «денежная цивилизация» поглощает растущую эффективность производства.

№33 слайд
Праздному классу противостоит
Содержание слайда: Праздному классу противостоит инженерно-техническая интел-лигенция – носитель инстинкта мастерства. Достаточно всеобщей забастовки инженеров, чтобы вызвать «паралич старого порядка».

№34 слайд
Тогда абсентеистские
Содержание слайда: Тогда абсентеистские собствен-ники будут вынуждены отказаться от власти, она перейдет к предс-тавителям инженерно-технической интеллигенции во главе с «советом техников». Установится новый порядок, при которым целью индустриальной системы будет реализация интересов общества.

№35 слайд
Социально-правовой
Содержание слайда: Социально-правовой институционализм Джона Коммонса. Дж. Коммонс – выходец из аристократической семьи, работал преподателем, а также занимался практическими проблемами: местное самоуправление и муниципальные реформы, улаживание трудовых конфликтов.

№36 слайд
Был профсоюзным деятелем,
Содержание слайда: Был профсоюзным деятелем, выступавшим за принудительный арбитраж в трудовых конфликтах, введение 8-часового рабочего дня, считавшим, что рост заработной платы увеличивает покупательную способность трудящихся. Основное произведение Коммонса – «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934 г.)

№37 слайд
Методология Коммонса. .
Содержание слайда: Методология Коммонса. 1. Полемизируя с классиками, утверждает, что люди не всегда рациональны в своем выборе. Часто верх берут иррациональные мотивы поведения (глупость, страсть и др.), а распределение редких благ становится предметом острого конфликта.

№38 слайд
Если бы люди были
Содержание слайда: Если бы люди были рациональны, они осознавали бы свою взаимозависимость, и не требовалось бы третьей силы для установления разумных правил поведения. 2. Психологизация экономи-ческих явлений (на первом месте – обычаи).

№39 слайд
. Эволюционизм. Считал, что
Содержание слайда: 3. Эволюционизм. Считал, что любой процесс должен быть рассмотрен с учетом его исторических корней. 4. Эклектика. 5. Примат права над экономикой. Утверждал, что развитие права лежит в основе экономических процессов. Например, в разложении феодализма и формировании капитализма важную роль сыграли суды.

№40 слайд
Исходная экономическая
Содержание слайда: Исходная экономическая категория у Коммонса – сделка. Всякая сделка включает в себя: конфликт интересов ее участников, осознание взаимозави-симости, урегулирование конфликта. Типы сделок : - рыночные (их участники продавцы и покупатели (потенциальные продавцы и потенциальные покупатели), а также суд, готовый примирить стороны и принудить их к соблюдению «правил игры»);

№41 слайд
- административные выражают
Содержание слайда: - административные (выражают отношения руководства и подчинения, элементы будущего учитываются в виде планов использования ресурсов и выпуска продукции); - распределительные (например, решение о выплате дивидендов, налогообложение, регулирование цен).

№42 слайд
Наибольшее значение в
Содержание слайда: Наибольшее значение в современной экономике имеют рыночные сделки, которые включают в себя сделки с титулами собственности. Коммонс различал 3 вида собственности: вещественная; невещественная (например, долговые обязательства); неосязаемая (ценные бумаги).

№43 слайд
Неосязаемая форма
Содержание слайда: Неосязаемая форма собственности является в настоящее время самой распространенной. Проблема коллективных институтов и коллективных действий. В обществе существуют много-численные противоречия: «между трудом и капиталом, покупателями и продавцами, фермерами и оптовыми покупателями их продукции, заемщиками и заимодавцами,…между различными группами налогопла-тельщиков.»

№44 слайд
Путь от столкновения
Содержание слайда: Путь от столкновения интересов к приемлемому для всех решению лежит через коллективные действия, которые призваны ограничивать действия индивидуальные в целях защиты прав личности. Коллективные институты (профсоюзы, политические партии, корпорации) контролируют индивидуальное поведе-ние в современном обществе.

№45 слайд
Коммонс стремился
Содержание слайда: Коммонс стремился реформировать капитализм на «разумных» основаниях (реформы в области законодательства и создание правительства, представлен-ного лидерами различных коллек-тивных институтов). Такое прави-тельство будет подконтрольно общественному мнению и осуществит демонополизацию экономики. В результате реформ экономика перейдет на стадию административного капитализма.

№46 слайд
Конъюнктурно-статистический
Содержание слайда: Конъюнктурно-статистический институционализм У.К.Митчелла Родился в семье врача со средним достатком, был вынужден освоить профессию механика. Когда много лет спустя школьный учитель спросил одного из сыновей У.К.Митчелла, читает ли его отец лекции в университете, 6-летний ребенок ответил: «О, туда он ходит только говорить, но по-настоящему он делает разные штуки».

№47 слайд
Обучаясь в Чикагском
Содержание слайда: Обучаясь в Чикагском университете, слушал лекции Веблена, позднее, посетив Европу, - лекции Менгера. В своих исследованиях Митчелл руководствовался следующими принци-пами: - необходимость психологического толкования человеческих действий; - отрицание чисто дедуктивных теорий равновесия;

№48 слайд
- необходимость достоверных
Содержание слайда: - необходимость достоверных эмпирических данных и использования статистических методов анализа; - понимание экономической науки как учения об институтах; - необходимость сотрудничества различных общественных наук; - принятие экономического планирования как орудия роста благосостояния.

№49 слайд
Митчелл ввел в экономическую
Содержание слайда: Митчелл ввел в экономическую науку передовые методы обработки данных (динамические ряды, корреляция и др.)

№50 слайд
Центральная проблема у
Содержание слайда: Центральная проблема у Митчелла – проблема экономических циклов. Цикл, по Митчеллу, состоит из 4 фаз: - экспансия; - рецессия; - сужение; - оживление.

№51 слайд
Виды циклов - вековой тренд
Содержание слайда: Виды циклов: - вековой тренд (отражает общую тенденцию развития экономики); - циклические колебания; - сезонные колебания (например, оживление розничной торговли перед Рождеством); - иррегулярные колебания (вызванные войнами, забастовками, стихийными бедствиями, открытием новых источни-ков сырья, внедрением изобретений и др.)

№52 слайд
Циклические колебания Митчелл
Содержание слайда: Циклические колебания Митчелл делит на: - большие циклы (около 50 лет); - средние циклы (8-10 лет); - малые циклы (около 40 месяцев). Митчелл был сторонником антициклического регулирования экономики, во многом предвосхитив выводы Кейнса.

№53 слайд
Особую роль в регулировании
Содержание слайда: Особую роль в регулировании он отводил ФРС: в период подъема резервный банк должен тормозить слишком быстрое расширение производства и рост цен путем повышения учетной ставки и продажи больших пакетов государственных и частных ценных бумаг. В период кризиса и депрессии ФРС должна приостановить спад производства противоположными методами.

№54 слайд
В -е годы XX века Митчелл
Содержание слайда: В 20-е годы XX века Митчелл возглавлял лабораторию при Гарвардском университете, которая занималась прогнозированием измене-ний экономической конъюнктуры. На основе ряда индексов строились кривые: - кривая А (speculation) отражала изменения на рынке ценных бумаг; - кривая В (business) отражала изменения на товарном рынке; - кривая С (money) отражала изменения на денежном рынке.

№55 слайд
По мнению гарвардской школы,
Содержание слайда: По мнению гарвардской школы, существует определенная продолжи-тельность лагов между колебаниями (поворотами) этих кривых (колебания кривой В отстают на 8 месяцев от колебаний кривой А, а колебания кривой С отстают на 4 месяца от колебаний кривой В). Это давало возможность по изменениям кривой А предсказывать и последующие изменения сроком на 1 год.

№56 слайд
При построении своего
Содержание слайда: При построении своего «барометра» гарвардская школа опиралась на данные короткого отрезка времени (1903-1914 гг), причем относящиеся исключи-тельно к сфере обращения. Это сказалось на достоверности прогнозов. Прогноз на 1929 год, выпущенный в январе, гласил: «…1929 год обещает быть годом всеобщего процветания.» Осенью этого года началась Великая депрессия.

№57 слайд
Ранний институционализм
Содержание слайда: Ранний институционализм явился одним из теоретических предшественников возникших в 30-е годы концепций государственного регулирования экономики, экономисты вебленовской школы принимали активное участие в разработке рузвельтовского нового курса. Однако кейнсианская революция в экономической науке и развитие в 40-50-х годах математических методов привели к уменьшению влияния институционализма.

№58 слайд
В послевоенный период
Содержание слайда: В послевоенный период развивалось, главным образом, социологическое направление институ-ционализма. Оно разрабатывало теорию трансформации капитализма.

№59 слайд
Содержание слайда:

№60 слайд
Содержание слайда:

№61 слайд
Разновидностью теорий
Содержание слайда: Разновидностью теорий транс-формации капитализма является теория конвергенции, согласно которой неиз-бежна эволюция мировой системы социализма в сторону капитализма. В условиях плановой экономики естественные экономические законы не действуют, попытки же реформи-рования плановой экономики неизбежно приведут ее на рыночный путь развития.

№62 слайд
Теория индустриальной системы
Содержание слайда: Теория индустриальной системы (Дж. Гэлбрейт) Современная экономика характеризуется: господствующим положением крупных корпораций; наличием во главе корпораций автономной техноструктуры (менедже-ры, руководители производством, сбытом, финансами, корпоративным планированием и др.);

№63 слайд
- активным государственным
Содержание слайда: - активным государственным регулированием (государство осуществ-ляет регулирование тех сфер, которые находятся вне компетенции корпораций (поддержка макроэкономического равновесия, равновесия сбережений и инвестиций и др.) и активно содействует корпорациям с сбыте их товаров, подготовке для них квалифицированной рабочей силы и т.д.)

№64 слайд
Недостатки индустриальной
Содержание слайда: Недостатки индустриальной системы, по Гэлбрейту: слияние и взаимное приспособление интересов военных ведомств и промышленных корпораций, растут военные расходы; индустриальная система пренебрегает некоторыми важными областями общественной жизни ( забота о больных и престарелых, развитие здравоохранения и т.п.)

Скачать все slide презентации Методология и этапы развития институционализма одним архивом: