Презентация Развитие классической школы политэкономии после А. Смита. (Лекция 4) онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Развитие классической школы политэкономии после А. Смита. (Лекция 4) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 40 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Экономика и Финансы » Развитие классической школы политэкономии после А. Смита. (Лекция 4)
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:40 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:949.50 kB
- Просмотров:50
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Труд (не торговля) – источник и мерило богатства
Общественный продукт (не денежный доход) – воплощение богатства
Базовые абстракции КШ:
3 фактора производства (Труд – Земля – Капитал)
кккк
3 общественных класса (Рабочие – Зем/соб – Вл/капитала)
кккк
3 вида доходов (Зарплата – Рента – Прибыль)
№5 слайд
Содержание слайда: О меновой стоимости и потребительной стоимости
Меновая стоимость – как «возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом» (А. Смит)
Потребительная стоимость – как выражение полезности предмета
При оценке величины меновой стоимости в расчет принималась ее «естественная» норма (естественная цена в противовес фактическим ценам)
№6 слайд
Содержание слайда: О естественной и
рыночной цене товаров
Естественная цена – естественный уровень действительной цены, или сумма естественных цен факторов, центр колебаний рыночных цен (отражают объективные условия производства и не зависят от спроса и предложения)-мир классической п/э
Рыночная цена – фактическая цена рынка, отражает соотношение спроса и предложения
№8 слайд
Содержание слайда: СТОИМОСТЬ КАК СУММА ДОХОДОВ
(для капиталистического производства)
Стоимость = Зарплата + Прибыль + Рента
(теория издержек производства)
Вопрос 1: цену выводим из цен (факторов)?
Вопрос 2: как быть с затратами капитала?
Ответ Смита: «Может показаться, что необходима ещё четвёртая часть для возмещения капитала... Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия, хотя бы рабочей лошади, в свою очередь состоит из таких же трёх частей... И потому, хотя в цену хлеба должна входить оплата цены и содержания лошади, в целом цена всё же сводится - непосредственно или в конечном счёте - к трём составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»
№9 слайд
Содержание слайда: Жан-Батист СЭЙ (1767-1832): «Трактат по политической экономии»
Жан-Батист Сэй горячий поклонник и популяризатор идей А. Смита во Франции.
Критиковал Смита за то, что «он приписывает одному только труду способность производить стоимость. …стоимость обязана своим происхождением соединенному действию труда человека, сил природы и капитала».
№10 слайд
Содержание слайда: Сэй Ж.Б.: теория трех факторов производства
Рыночная цена определяется стоимостью товара, величина которой зависит от полезности.
В производстве полезных вещей участвуют 3 фактора производства.
Каждый из факторов вносит свой вклад в создание полезности и стоимости и получает соответствующее вознаграждение.
№12 слайд
Содержание слайда: ЛОГИКА, СЛЕДСТВИЕ и ПАРАДОКС «закона СЭЯ»
Если, по А. Смиту, Q год.прод. = w + p + r (т.е. сумме доходов), то совокупное предложение = совокупному спросу - такова позиция Ж-Б. Сэя !
Следствие – общие кризисы перепроизводства невозможны !
Но кризисы вскоре дали о себе знать!
№13 слайд
Содержание слайда: Гэлбрейт Дж. К. «Экономические теории и цели общества»
«К 30-м годам XX столетия идея, что производство само создает достаточный для себя спрос, уже больше ста лет была святой истиной в области экономики. Ее формальным выражением стал закон рынков Сэя. Принятие или неприятие человеком закона Сэя было до 30-х гг. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков».
№14 слайд
Содержание слайда: ТОМАС Р. МАЛЬТУС
(1766-1834 )
«Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества» (1798)
Исследовал причины существования бедности
Разрыв между динамикой народонаселения (геометрическая прогрессия) и динамикой производства продовольствия (арифметическая прогрессия)
Закон убывающего плодородия почвы
№15 слайд
Содержание слайда: Томас Роберт Мальтус
«Закон убывающего плодородия почвы»: при ограниченности плодородных земель рост производства продовольствия может достигаться лишь путем улучшения ранее занятых земель, но эффект от этого улучшения будет постепенно ослабевать.
Для ограничения рождаемости: препятствия разрушительные (плохое питание, война и т.д., препятствия предупредительные.
№16 слайд
Содержание слайда: Т.Р. Мальтус: «железный закон заработной платы»
Уровень з/п min: рост численности населения и рост предложения труда и снижение з/п ниже прожиточного min.
Показал, что проблема перенаселения может быть реальной.
«…будем иметь 2 млрд. китайцев через 20 лет …»
«..новая индустриальная революция – это еще одна крупнейшая тенденция мировой экономики и политики, порождающая резкое увеличение потребности в первичных ресурсах, то есть в сырье, и во вторичных ресурсах, продовольствии».
№17 слайд
Содержание слайда: Мальтус: проблема реализации совокупного продукта
Низкий уровень заработной платы - нехватка потребительского спроса на рынке
Капиталисты значительную часть дохода сберегают (капитал нельзя увеличить иначе как путем сбережений)
Совокупного спроса капиталистов и рабочих будет недостаточно для реализации всей продукции
Люди не только производители, но и потребители. Спрос – отдельная экономическая проблема!
№19 слайд
Содержание слайда: Дэвид Рикардо (David Ricardo) 1772-1823
«Начала политической экономии и налогового обложения» (1817)
Стремление проникнуть вглубь экономики с помощью метода научной абстракции
Трудовая теория стоимости
Теория ренты
Разработка теории сравнительных преимуществ во внешней торговли
№20 слайд
Содержание слайда: РЕЗЮМЕ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ РИКАРДО
«Подавляющее большинство всех благ, являющих-ся предметом желаний, доставляется трудом»
Область приложения теории - цены воспроизводи-мых товаров, преобладающей части рыночных благ
Труд, затраченный на средства производства (затраты капитала) – участвует в создании стоимости товара.
Единственный источник стоимости - труд – живой труд работника и труд, овеществленный в средствах производства.
№21 слайд
Содержание слайда: РЕЗЮМЕ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ РИКАРДО
Стоимость, созданная трудом – основа для формирования доходов всех классов общества.
Прибыль и рента – вычеты из полного продукта труда работника (капитал и земля – не являются самостоятельными источниками стоимости).
Стоимость не складывается из доходов, а распадается на них (размер получаемых доходов зависит от величины созданной стоимости) – противоречие м/д экономическими интересами рабочих и предпринимателей.
№22 слайд
Содержание слайда: Дэвид Рикардо: теория ренты
Исторический контекст: полемика в Англии вокруг «хлебных законов»
Принцип убывающего плодородия
Теория ренты (дифференциальной ренты как дополнительного дохода с лучших участков)
Рента с худших участков (абсолют-ная рента) предполагается = 0
Цена на продукты земли соответ-ствует условиям производства на худших участках (где рента = 0)
№25 слайд
Содержание слайда: ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
АНГЛИЯ для производства ПОРТУГАЛИЯ
вина -120 чел вина - 80 чел.
сукна – 100 чел сукна – 90 чел.
т.е. абсолютное преимущество у Португалии
НО (сравнительные преимущества):
В Англии: 1ед.вина=120/100 ед.сукна=1,2 ед. сукна
1ед.сукна=100/120 ед.вина=0,83 ед.вина
В Португалии: 1ед.вина=80/90 ед.сукна = 0,88 ед. сукна
1 ед.сукна=90/80 ед. вина = 1,25 ед.вина.
А-П сукно: за 1ед.сукна = 1,25 ед.вина (у себя 0,83 ед.вина)
П-А вино: за 1 ед.вина = 1,2 ед.сукна (у себя 0,88 ед.сукна)
№27 слайд
Содержание слайда: ФРЕДЕРИК БАСТИА (1801-1850)
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРМОНИИ»
Теория «услуг» : под услугой понимает не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое вообще усилие, которое прилагается кем - либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется.
«УСЛУГА капиталиста» - авансирует капитал – «отсрочка» в потреблении
№29 слайд
Содержание слайда: Джон Стюарт Милль «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848)
«Одна из главных интеллектуальных фигур XIX века» Й. Шумпетер
Проводит разграничение между законами производства и законами распределения.
Законы производства – «в них нет ничего, зависящего от воли, ничего такого, что можно было бы изменить».
№30 слайд
Содержание слайда: Д.С. Милль
«Общество может подчинить распределение богатства любым правилам, какие оно считает наилучшими» - возможность реформ (кооперативные предприятия на основе добровольных вкладов рабочих, налог на дар, наследство (ограничить рост крупных состояний…)
«Только в отсталых странах мира рост производства - всё ещё важная цель: что экономически необходимо в наиболее развитых странах - так это лучшее распределение»
«Но наилучшим состоянием человечества было бы такое, когда никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперед».
№31 слайд
Содержание слайда: Карл МАРКС
2001 г. – Великобритания, Интернет-рейтинг ВВС «Великие мыслители»: Карл Маркс - 1 место
2002 г. – Германия, рейтинг «Великие немцы»: Карл Маркс – 3 место (после К. Аденауэра и М. Лютера, впереди Баха, Гёте и Эйнштейта)
2002 г. – Россия, рейтинг «Великие экономисты» по опросу студентов ведущих экономических вузов: Карл Маркс – 3 место (после А.Смита и Д.Кейнса, впереди А.Чубайса и Б.Гейтса)
№32 слайд
Содержание слайда: Карл Генрих МАРКС (1818–1883)
Родился в г. Трир, Германия
Учился в университетах Бонна и Берлина
1842-43 – редактор «Рейнской газеты»
1848 – соавтор «Коммунистического манифеста»
1859 – публикация работы «К критике политической экономии»
1864-72 – руководство Первым Интернационалом
1867 – публикация «Капитала» (1-й том)
№33 слайд
Содержание слайда: Карл МАРКС: философская теория истмата
Общественная формация - определенная совокупность общественных отношений
«Базис» общ. отнош. - экономика - определяется уровнем развития техники (производительных сил-ПС)
«Надстройка» - все общественные отношения (политические, культурные)
Техника(ПС) - определяет характер экономики -экономика определяет характер надстройки
Революционный путь смены общественных формаций
№34 слайд
Содержание слайда: Карл МАРКС: учение о двойственном характере труда
Товар, во-1-х, способен удовлетворять потребности людей (потребительная стоимость), во-2-х, производится для обмена (стоимость)
Как создатель потребительной стоимости труд всегда конкретен (токарь, пекарь)
Как создатель стоимости, тот же труд есть труд вообще, абстрактный, общественно необходимый.
№39 слайд
Содержание слайда: ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Особенность капиталистического производства – наличие особого товара – РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Стоимость товара рабочая сила = жизненным средствам на её поддержание
Потребительная стоимость товара рабочая сила (для покупателя, т.е. владельца капитала) – способность создавать больше стоимости, чем она стоит сама
Прибавочная стоимость – разница между вновь созданной стоимостью и стоимостью товара рабочая сила
№40 слайд
Содержание слайда: СЦЕНАРИИ ЭВОЛЮЦИИ КАПИТАЛИЗМА
Сценарий I тома «Капитала»: Накопление капитала итрудовая частная собственность вытесняется частной собственностью, основанной на эксплуатации чужой рабочей силы и конкуренция капиталов, их концентрация и централизация ипараллельное развитие кооперативной формы труда ицентрализация средств производства достигает такого пункта, когда становится несовместимыми с их капиталистической оболочкой.... Экспроприаторов экспроприируют
иКапиталистическое производство порождает ... свое собственное отрицание. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе кооперации и общего владения землей и… средствами производства
Скачать все slide презентации Развитие классической школы политэкономии после А. Смита. (Лекция 4) одним архивом:
-
Экономические воззрения меркантилистов. Становление и развитие классической политэкономии
-
Функционалистская парадигма и классический этап теории организации. (Лекция 2)
-
Функционалистская парадигма и классический этап теории организации. (Лекция 3. 2)
-
Этапы развития школьного экономического образования в России. Лекция 3
-
Предмет и основные этапы развития экономической науки. Лекция 1
-
Всемирное хозяйство: тенденции развития и их влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Лекция 1
-
Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права
-
Развитие экономической теории в трудах экономистов XIX века: последователи и оппоненты
-
Человек в техносфере. Экономические, социокультурные и экологические последствия развития техники
-
Современные представления о региональном и местном развитии. Лекция 2