Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
17 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
273.50 kB
Просмотров:
65
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Концепция современного естествознания
Белкова Юлия Александровна
Кафедра физики МГУП
№2 слайд
Содержание слайда: Государственный стандарт
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод.
История естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития.
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.
Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время.
Принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения, взаимодействия; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе.
Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.
№3 слайд
Содержание слайда: Государственный стандарт
Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.
Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика.
Человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Синергетический подход к устройству мира и жизнедеятельности сложных организмов.
Формирование научного мировоззрения журналиста; роль средств массовой информации в популяризации науки.
№4 слайд
Содержание слайда: Объект изучения
Естествознание
все форма живой и неживой природы, включая биологические аспекты жизнедеятельности человека
№5 слайд
Содержание слайда: Научный метод
естественно-научный
стремление к четкости и однозначности понятий;
эмпирическая (наблюдательная и экспериментальная) основа знаний;
инструментальные методы получения информации;
стремление к количественным характеристикам явлений;
логическая (рациональная) основа построения теорий;
редукционизм – способ объяснять сложные явления путем использования представлений о более простых;
представление о принципиальной неполноте научных знаний и о преемственности теорий.
№6 слайд
Содержание слайда: Научный метод
гуманитарный
целостный подход к рассматриваемым явлениями (синтез) – антипод редукционизма;
вынужденно приблизительный, качественный характер информации об изучаемых явлениях, трудность точного математического описания;
интерпретация - личностная (эмоциональная) позиция исследователя по отношению к изучаемому явлению;
особое значение интуитивного, т.е. нелогического подхода к изучению явлений.
№7 слайд
Содержание слайда: Золотая осень
№8 слайд
Содержание слайда: Проблема двух культур
В мае 1959 года в Кембриджском университете (Англия) известный английский писатель и ученый Чарльз Перси Сноу прочитал лекцию «Две культуры и научная революция».
Между традиционной гуманитарной культурой Европы и новой т.н. научной культурой, производной от научно-технического прогресса ХХ века, растет катастрофический разрыв.
По мнению Сноу, вражда «двух культур» может вообще привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы.
№9 слайд
Содержание слайда: Б.Слуцкий «Физики и лирики»
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья –
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
№10 слайд
Содержание слайда: Конвергенция естествознания и гуманитарного знания
Позитивные тенденции к сближению двух культур, обусловленные необходимостью решения комплексных проблем науки, а также глобальных проблем современной цивилизации.
Проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновения целостного мировидения в естествознание.
Культура – это проявление творческого, креативного, начала, вне зависимости от того, в какой сфере это творчество осуществляется, вот почему сближение естественнонаучной и гуманитарной культур объективно закономерно.
№11 слайд
Содержание слайда: Концепции естествознания
Концепции естествознания– это такие фундаментальные научные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках
Научная картина мира – это целостная система представлений об общих законах устройства мироздания.
Смена научной картины мира – научная революция. Иногда говорят, что научная революция – это смена парадигмы.
Парадигма – это особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач.
№12 слайд
Содержание слайда: Первая научная революция
6-4 вв. до н.э. (Аристотель)
рождается наука, как система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей по получению новых знаний.
Аристотель:
создал формальную логику (учение о доказательстве);
дифференцировал научное знание, отделив науки о природе от метафизики (философии) и математики;
создал канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, обоснование решения, аргументы «за» и «против»).
Геоцентрическая картина мира
№13 слайд
Содержание слайда: Вторая научная революция
XVI-XVII вв. Ньютон
Законы Кеплера, Галилея, Ньютона.
Классическое естествознания:
В природе нет случайности. Все в ней закономерно.
Если эти закономерности установлены, то они формулируются в однозначно определенной форме.
Экспериментальное естествознание. Исследователь и прибор не влияют на результаты измерений.
Материя может существовать или в виде вещества или в виде поля.
Гелиоцентрическая картина мира
№14 слайд
Содержание слайда: Третья научная революция
начало ХХ в. Эйнштейн
Теория относительности и квантовая механика
Неклассическое естествознание:
Случайность – это фундаментальное свойство природы.
Нет однозначных закономерностей, описывающих процессы, происходящие в микромире. Есть вероятностный прогноз результатов.
Материя на микроуровне двуедина.
Вселенная не имеет центра
№15 слайд
Содержание слайда: Четвертая научная революция
конец ХХ века
Кибернетика, синергетика
Постнеклассическое естествознание
Принципиально возможно спонтанное (самопроизвольное) возникновение порядка из хаоса в результате процесса самоорганизации.
Существование точек бифуркации – переломных моментов. В точке бифуркации система как бы «выбирает» тот или иной путь развития. После того, как какой-либо вариант выбран, система развивается в выбранном направлении.
Универсальный эволюционизм
№16 слайд
Содержание слайда: Структурные уровни материи
Макромир- мир непосредственно окружающих нас объектов. Наиболее доступен для изучения, объект классического естествознания.
Микромир- область объектов, на много порядков меньших, чем макрообъекты. Объект изучения квантовой физики, требует высокого уровня технического развития общества.
Мегамир- мир очень больших объектов, от планет до Вселенной в целом. Изучается астрономией, астрофизикой, космологией.
№17 слайд