Презентация Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа текстов онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа текстов абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 11 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа текстов



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    11 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    97.58 kB
  • Просмотров:
    64
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Контент-анализ как метод
Содержание слайда: Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа текстов

№2 слайд
Контент-анализ от англ.
Содержание слайда: Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты); параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

№3 слайд
Контент-анализ начал
Содержание слайда: Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.

№4 слайд
Объекты исследования
Содержание слайда: Объекты исследования контент-анализа: Объекты исследования контент-анализа: сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

№5 слайд
Контент-анализ включает в
Содержание слайда: Контент-анализ включает в себя: Контент-анализ включает в себя: - выделение системы опорных понятий (категорий анализа); - отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. - (единиц анализа); - статистическую обработку данных. По сути, контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

№6 слайд
К числу его несомненных
Содержание слайда: К числу его несомненных достоинств относятся: К числу его несомненных достоинств относятся: возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных; способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей; допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций; относительная объективность процедур и надёжность результатов; отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых. Контент-анализу присущи и некоторые ограничения: Характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения. Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применить данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.

№7 слайд
Основные этапы
Содержание слайда: Основные этапы контент-анализа 1 этап. Подготовительный. Определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа. Выбор объекта исследования. При контент-анализе документов, специально составленных для целей исследования (например, тексты ответов на открытые вопросы анкеты, тексты интервью и т.д.), анализируются обычно все данные документы. Если же речь идет о документах, не зависимых от исследователя (например, тексты газет, журналов и т.д.), то возникает необходимость в выборке. Построение выборки осуществляется здесь также, как и в других социально-психологических исследованиях. При контент-анализе текстов массовой коммуникации вначале, как правило, выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (например, рубрики, типы публикаций и т.п.). Категории анализа - это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы. Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение его к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Поскольку в процессе контент-анализа происходит соотнесение определенных элементов текста именно с этими категориями, то очень важно, чтобы они были следующими: a) Четко и однозначно сформулированными (у разных исследователей должна быть относительно них высокая степень согласия). b) Исчерпывающими, т.е. охватывающими все части содержания документа, определяемые задачами данного исследования. c) Взаимоисключающими, т.е. одни и те же части содержания документов не должны относиться к различным категориям. Категории могут подразделяться на более мелкие качественные единицы – подкатегории.

№8 слайд
Единицы анализа или
Содержание слайда: Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории. Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории. Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: качественные и количественные. Качественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, как надо считать. К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их референты в тексте или индикаторы (те элементы текста, те единицы содержания, которые служат референтами, качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий). Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета: Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий. Единицы счета (измерения и регистрации) необходимы для осуществления статистических процедур. Они могут и совпадать и не совпадать с качественными единицами анализа или их показателями.

№9 слайд
Таким образом, в качестве
Содержание слайда: Таким образом, в качестве единицы анализа текста может выступать: Таким образом, в качестве единицы анализа текста может выступать: - слово; - предложение; - тема; - идея; - автор; - персонаж; - социальная ситуация; - часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Таким образом, единицами счета могут быть: - число определенных слов или их сочетаний; - количество строк; - количество печатных знаков; - количество страниц; - количество абзацев; - количество авторских листов; - площадь текста.

№10 слайд
II. Составление кодировочной
Содержание слайда: II. Составление кодировочной инструкции. II. Составление кодировочной инструкции. Составление кодировочной инструкции имеет очень большое значение, так как по существу в ней находят свое конкретное выражение основные положения методики исследования. Кроме соответствующего определения категорий и подкатегорий и других единиц анализа в кодировочную инструкцию включаются правила кодирования, оговариваются спорные случаи и т.д. Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком. Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т.п.). Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

№11 слайд
III. Пилотажная кодировка
Содержание слайда: III. Пилотажная кодировка текста. III. Пилотажная кодировка текста. На данном этапе осуществляется кодировка части исследуемого массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции. Кодировка текста представляет собой процедуру непосредственного перевода качественных, смысловых единиц (категорий, подкатегорий) через нахождение их индикаторов в тексте в количественные единицы, т.е. перевод текстов в условные обозначения – коды (цифры или буквы, которыми обозначены в кодировочной инструкции те или иные категории и подкатегории). Подобная пилотажная кодировка дает возможность проверить надежность методики, т.е. испытать ее на обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям исследования) и устойчивость (воспроизводимость результатов). 1) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц доказывается следующим образом. Выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, затем из второго текста – те же единицы плюс заранее не встречавшиеся, из третьего документа – те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т.д. После изучения 3 – 5 очередных текстов, в которых не попадается ни одной новой единицы, ранее не фиксируемой в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого материала исчерпано. 2) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц проводится с помощью экспертов – специалистов по проблематике данного исследования. 3) Обоснованность по независимому критерию выявляется посредством получения аналогичных данных другими методами (опрос, наблюдение, тестирование). Помехами для получения надежных результатов могут служить различные причины: недостатки кодировочной инструкции, низкая квалификация кодировщика и др. Следует отметить, что контент-аналитическое исследование требует от кодировщика особенно большого внимания, терпения, упорства и добросовестности. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию обычно вносятся соответствующие изменения для устранения выявленных помех.

Скачать все slide презентации Контент-анализ как метод количественно-качественного анализа текстов одним архивом:
Похожие презентации