Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
27 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
151.99 kB
Просмотров:
158
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img0.jpg)
Содержание слайда: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
современного русского литературного языка
№2 слайд![План . Предметная и](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img1.jpg)
Содержание слайда: План
1. Предметная и номинативная точность речи.
2. Проблема лексической сочетаемости.
3. Проблема речевой избыточности.
4. Уместность словоупотребления.
5. Логические ошибки словоупотребления.
6. Чистота речи.
№3 слайд![Лексические нормы - это](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img2.jpg)
Содержание слайда: Лексические нормы
- это правила словоупотребления.
Соблюдение лексических норм – важнейшее условие правильной, точной и выразительной речи.
№4 слайд![Так нельзя говорить Печорин](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img3.jpg)
Содержание слайда: Так нельзя говорить
«Печорин едет в Персию, не найдя
применения своему уму и своей изворотливости (?)»
«Он создал вокруг себя ареал (?) начитанного человека»
«Матрена живет одна в старой избе. Единственные ее сожители (?) – это кошка, мыши и тараканы»
«Андрей Болконский соприкасается (?) с Кутузовым и становится его адъютантом».
№5 слайд![ПАРОНИМЫ вступить поступить](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img4.jpg)
Содержание слайда: ПАРОНИМЫ
вступить – поступить
представить – предоставить
далекий – дальний
человечий – человеческий – человечный
№6 слайд![Как употребить глагол Не](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img5.jpg)
Содержание слайда: Как употребить глагол
Не всегда правильно употребляются глаголы предоставить и представить
Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем- либо»
Глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо»
№7 слайд![КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ НАДЕТЬ](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img6.jpg)
Содержание слайда: КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ
НАДЕТЬ или ОДЕТЬ
Надеваю куртку
- шубу
Надеваю платье на девочку
- наволочку на подушку
Одеть сестренку
- куклу
№8 слайд![Лексическая сочетаемость](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img7.jpg)
Содержание слайда: Лексическая сочетаемость
длинный, длительный, долгий,
долговременный,
долгосрочный, продолжительный
длительный (продолжительный) период;
долгий (длинный) путь;
продолжительные сборы;
долговременный (долгосрочный) кредит.
№9 слайд![Семантика слов ехать пешком](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img8.jpg)
Содержание слайда: Семантика слов
ехать пешком
стеклянный суп
прислониться к ветру
НО
алюминиевые огурцы
№10 слайд![Контаминация неправильное](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img9.jpg)
Содержание слайда: Контаминация
– неправильное объединение элементов похожих по смыслу словосочетаний.
уделить значение
из уделить внимание и придать значение
улучшить уровень
из улучшить качество и повысить уровень
произвести в солдаты
из произвести в офицеры и разжаловать в солдаты
№11 слайд![Речевая избыточность](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img10.jpg)
Содержание слайда: Речевая избыточность
«Правильная механизация нашего строительства является мощным и действенным средством и важнейшей основой резкого повышения производительности труда».
исправить имеющиеся ошибки,
поздравить с достигнутыми успехами,
приветствовать приглашенных гостей
обсудить результаты проведенных выборов.
№12 слайд![- частичное совпадение](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img11.jpg)
Содержание слайда: - частичное совпадение значения слов, образующих словосочетание.
прейскурант цен
неожиданный сюрприз
вернуться обратно
главная суть
заранее предчувствовать
№13 слайд![Тавтология - неоправданное](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img12.jpg)
Содержание слайда: Тавтология
- неоправданное повторение однокоренных слов.
«Независимость родины не зависит от пола человека (?), проживающего на ее территории»
«Вслед за пунктом седьмого номера следовал пункт следующего
содержания, впоследствии изъятый»
№14 слайд![Принцип уместности -](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img13.jpg)
Содержание слайда: Принцип уместности
- требование такого отбора языковых средств, при котором речь отвечает целям и условиям общения.
1. контекстуальную
2. стилистическую
3. личностно-психологическую
№15 слайд![Контекстуальная уместность](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img14.jpg)
Содержание слайда: Контекстуальная уместность
– семантическое несоответствие употребляемого слова общему смыслу высказывания:
«Какие шикарные похороны!»
«Стоят наши березки в подвенечном саване»
– употребление анахронизмов - слов (выражений), не соответствующих данной исторической эпохе:
«Круиз Чичикова по помещикам (?) заканчивается (?) Плюшкиным»
«Лиза была домработницей в доме Фамусова» «Печорин – фанат русских пейзажей».
№16 слайд![Стилистическая уместность](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img15.jpg)
Содержание слайда: Стилистическая уместность
«Когда двое мальчишек в школе говорят между собою, только педант найдет недопустимой реплику:
– Ты опять пару хватанул? Эх ты! То пара, то кол … Срежешься на экзамене, и выставят из школы.
Но если вы увидите … письмо директора родителям, где говорится: «Уважаемые товарищи! Поскольку ваш сын опять хватанул пару, а в табеле у него то пара, то кол, он непременно срежется на экзамене, и я вынужден буду выставить его из школы».
№17 слайд![Личностно-психологическая -](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img16.jpg)
Содержание слайда: Личностно-психологическая
- так называемые слова-табу -лексические единицы, употребление которых запрещено по тем или иным внелингвистическим причинам.
Например, в разговоре о пожилом человеке нетактично и неуместно называть его стариком. В подобных ситуациях мы пользуемся так называемыми эвфемизмами - словами и оборотами, заменяющими табу: слово старик может быть заменено выражением мужчина преклонного возраста.
№18 слайд![Логический сбой а при](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img17.jpg)
Содержание слайда: Логический сбой
а) при сопоставлении несопоставимых понятий:
«Речь героев Шолохова отличается от всех других героев(?)»
Правильно было бы написать, что речь одних отличается от речи других;
б) при подмене понятий:
«Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором (?) национальных блюд»
Видимо, хозяева накормили гостей разнообразными блюдами.
№19 слайд![группы заимствований слова,](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img18.jpg)
Содержание слайда: 4 группы заимствований
слова, являющиеся единственными наименованиями обозначаемых понятий, давно не осознаваемые как иностранные: школа, кровать, баня, слесарь
слова, являющиеся единственными наименованиями обозначаемых понятий, но осознаваемые как иностранные: бюро, офис, штаб, сеанс, монитор
наименования, имеющие исконно русские аналоги со своими оттенками смысла: танцы – пляски, проблема – вопрос, фантазия – воображение, диспут – спор
варваризмы – иноязычные слова, имеющие русские аналоги, совпадающие с ними по значению: голкипер – вратарь, презентация - представление, эксклюзивный – исключительный, саунд-продюссер – звукорежиссер, саммит – встреча в верхах).
№20 слайд![Штамп и Шаблон. в связи с](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img19.jpg)
Содержание слайда: Штамп и Шаблон.
«в связи с необходимостью срочного отъезда …»
«борьба с негативными явлениями …»
«довожу до Вашего сведения …»
«примите наши открытые извинения…»
№21 слайд![Стереотипы В публицистике](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img20.jpg)
Содержание слайда: Стереотипы
В публицистике :
«убедительная победа»
«резкая критика»
«горячая поддержка»
«кровавый переворот» …
В литературе:
«убедительно показывает…» «талантливо раскрывает…»
«ярко изображает…»
№22 слайд![Чистота речи это отсутствие в](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img21.jpg)
Содержание слайда: Чистота речи – это отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности
.
№23 слайд![Главные показатели речи ее](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img22.jpg)
Содержание слайда: Главные показатели речи
ее предметная и понятийная точность
правильность с точки зрения сочетаемости слов
лаконичность, т.е.отсутствие избыточности
уместность
логичность
чистота
№24 слайд![Вывод Слова должно](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img23.jpg)
Содержание слайда: Вывод
Слова должно использоваться в том значении, которое оно имеет и зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.
Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов.
Так, наречие «где –то» имеет одно значение – «в каком – то месте», «неизвестно где»
№25 слайд![Словарь источник знаний Для](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img24.jpg)
Содержание слайда: Словарь – источник знаний
Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется обращаться к толковым словарям русского языка, к специальной справочной литературе.
№26 слайд![Вопросы для самоконтроля .](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img25.jpg)
Содержание слайда: Вопросы для самоконтроля
1. Что такое лексические нормы?
2. Какие требования предъявляются к речи с точки зрения соблюдения лексических норм?
3. Что такое предметная и понятийная точность речи?
4. В чем заключается проблема лексической сочетаемости?
5. Какие типичные ошибки связаны с речевой избыточностью?
6. Что понимается под уместностью словоупотребления?
7. В чем различие речевых и стилистических ошибок, нарушающих лексические нормы?
8. Каковы наиболее важные аспекты проблемы чистоты речи?
9. Какие словари фиксируют существующие в современном русском литературном языке лексические нормы?
№27 слайд![](/documents_5/c582a4be0819342d634f9c1ca67cd977/img26.jpg)