Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
27 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
3.05 MB
Просмотров:
53
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
№3 слайд
№4 слайд
Содержание слайда: Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)
«Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».
(Автор)
№5 слайд
Содержание слайда: Сюжет
Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле!
После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.
№6 слайд
Содержание слайда: Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот”?
Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот”?
Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?
№7 слайд
Содержание слайда: Император НИКОЛАЙ I
При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
Какое?
№8 слайд
Содержание слайда: Что такое щпицрутены?
Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.
№9 слайд
№10 слайд
Содержание слайда: В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов),
за пьянство (300– 500 ударов)
за воровство у товарищей (500 ударов),
за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).
В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
№11 слайд
№12 слайд
Содержание слайда: Композиция рассказа “Человек на часах”
Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)
Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)
Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава
Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)
Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)
№13 слайд
Содержание слайда: Кто он - главный герой?
Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”?
В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь?
Найдите и прочитайте в главе 4
№14 слайд
Содержание слайда: Что испытал солдат
Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?
Что испытал солдат
Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?
(приходил от криков, стонов “в оцепенение”,
“ В ужасе оглядывался”,
“…стал соображать, как спасти”.)
№15 слайд
Содержание слайда: Внутренний конфликт – «искушение»
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
№16 слайд
Содержание слайда: Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:
- спасти человека и нарушить воинскую присягу?
- или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.
Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
№17 слайд
Содержание слайда: За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает?
Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
№18 слайд
Содержание слайда: Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили?
Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
№19 слайд
Содержание слайда: И все довольны?
Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?
Чем награждает Свиньин солдата ?
Как принимает эту награду солдат?
№20 слайд
Содержание слайда: Послесловие: мнение Владыки
…наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…
Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.
… Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…
№21 слайд
Содержание слайда: Из «Поучения Владимира Мономаха»
мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.
№22 слайд
№23 слайд
Содержание слайда: Каково отношение автора к произошедшему?
«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…
Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”
№24 слайд
Содержание слайда: Подведём итоги
Продолжите предложения
Автор осуждает…
(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)
Автор доволен тем, что…
(среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)
№25 слайд
№26 слайд
Содержание слайда: «…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя»
(Н.С. Лесков)
Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?
№27 слайд