Презентация Методы исторических исследований в научно-исследовательских работах школьников онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методы исторических исследований в научно-исследовательских работах школьников абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 34 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Методы исторических исследований в научно-исследовательских работах школьников
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:34 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:160.69 kB
- Просмотров:113
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Актуальность изучаемой проблемы
Научная актуальность – заполнение пробелов в знании о прошлом, обобщение и систематизация существующих знаний, пересмотр существующих интерпретаций фактов и источников.
Политико-идеологическая актуальность – оправдание или критика существующих политических режимов или конкретных решений, принимаемых этими режимами.
Образовательно-педагогическая актуальность – использование научной и политико-идеологической актуальности в переработке исторических текстов, предназначенных для массового читателя, и переработки учебных планов в учебных заведениях.
Практико-прикладная, коммерческая или производственно-хозяйственная актуальность
№4 слайд
Содержание слайда: Проблема в историческом познании
Неразвитая проблема:
1. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен).
2. задача, которая возникла как закономерный результат процесса познания. Таким образом, проблема – это знание о некотором незнании.
3. это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании: противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить.
4. это задача, решение которой направлено на устранение несоответствия между потребностями познания и наличием средств, для их удовлетворения.
№5 слайд
Содержание слайда: Формулировка проблемы
Система исходных утверждений (описание исходного знания - того, что дано до начала исследования). На этом этапе определяются объект и предмет исследования.
Вопрос или побуждение (“Как установить?”, “Как найти?” и т.п.) и выявление противоречий в уже имеющемся знании.
Указания на возможные пути решения или констатация их отсутствия в неразвитой проблеме. На этом этапе формулируются общие цели исследования и конкретные задачи, выполнение которых необходимо для достижения этих целей.
№6 слайд
Содержание слайда: Проблема как процесс развития знания
Формирование неразвитой проблемы;
Развитие проблемы - путем постепенной конкретизации способов ее разрешения;
Разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.
Неразрешимость исторической проблемы может быть обусловлена либо отсутствием необходимой информации в исторических источниках, либо отсутствием необходимой методики извлечения информации из источника (например, невозможность расшифровать письменность некоторых исчезнувших цивилизаций
№8 слайд
Содержание слайда: 1) Предположение не должно быть логически противоречивым: одни предположения в гипотезе не должны противоречить другим, и не одно выводимое из гипотезы следствие не должно противоречить исходному предположению.
1) Предположение не должно быть логически противоречивым: одни предположения в гипотезе не должны противоречить другим, и не одно выводимое из гипотезы следствие не должно противоречить исходному предположению.
2) Предположение не должно противоречить фундаментальным положениям науки. Второе требование не является абсолютным.
3) Предположение должно быть принципиально проверяемым. В качестве гипотез не признаются догадки, которые в принципе нельзя проверить (обосновать или опровергнуть).
№9 слайд
Содержание слайда: Построение гипотезы
1) Выделение фактов, о которых пока нет однозначной и достоверной информации, или фактов которые не укладываются в прежние теории, и должны быть объяснены новыми теориями.
2) Формулировка предположения, которое описывает или объясняет данные факты.
3) Выведение из сделанного предположения всех вытекающих из него следствий.
4) Сопоставление выведенных следствий с имеющимися достоверными фактами, наблюдениями, результатами экспериментов, признанными научным сообществом научными законами природы и общества.
5) Превращение предположения в теоретическое положение, в достоверное знание, если все выведенные из него следствия подтверждаются опытом и не противоречат известным научным законам. Либо опровержение сделанного предположения, если оно противоречит опыту и общепризнанным законам.
№15 слайд
Содержание слайда: Основные методы исторических исследований
абстрагирование в историческом познании,
сравнительно-исторический метод,
причинно-следственный анализ связей между историческими событиями,
типологизация исторических явлений,
историко-системный анализ,
структурно-диахронный анализ исторических процессов.
№16 слайд
Содержание слайда: Абстрагирование в историческом познании
Абстрагирование (от латинского ab – от и traho – тянуть, влечь) представляет собой всякое мысленное отвлечение от каких-то черт и свойств конкретных объектов и событий.
Сущность – это то общее, что объединяет внешне разные исторические явления (логическая и оценочная компонента)
Индукция (от латинского in-duco – выведение) – выведение абстрактных понятий из конкретных данных, восхождение от частного к общего, от конкретных исторических явлений к их теоретической сущности.
Дедукция (от латинского de-duco – сведение) – сведение абстрактного понятия к конкретным фактам, нисхождение от общему к частному, от теоретической сущности исторических явлений к её конкретным проявлениям в историческом процессе. В практическом исследовании указанные способы абстрагирования тесно переплетены.
№17 слайд
Содержание слайда: Сравнительно-исторический метод
Логической основой сравнения является аналогия
Основными функциями аналогии являются:
1)Объясняющая функция – аналогия служит средством объяснения (точнее пояснения) описываемых явлений. Пояснить в данном случае – означает понять один объект, поставив его рядом с другим. Сопоставляющее описание позволяет заострить внимание на существенных свойствах и характеристиках.
2)Эвристическая функция (от греч. heureka – нашёл) – аналогия позволяет открывать новые факты.
3)Доказательная функция – аналогия позволяет доказать наличие или отсутствие каких-либо явлений.
№18 слайд
Содержание слайда: Типы сравнения
Индивидуализирующие сравнения выявляют уникальности, специфичности, единичности, неповторимости какого-то события (объекта) по каким-либо признакам по сравнению со всеми остальными событиями
Универсализирующие сравнения рассматривают разные исторические события как воплощение одной сущности, проявление одной закономерности, состав одной тенденции.
Вариационные сравнения направлены на выбор для сопоставления исторических событий с целью демонстрации множественности форм (что не исключает включение этих форм в одну общую для них сущностную форму)
Охватывающие сравнения направлены на выявление множественности форм в составе одного события или системы.
№20 слайд
Содержание слайда: Причинно-следственный анализ
в исторической науке
Логической основой причинно-следственного анализа является импликация (лат. implicatio – тесная связь, сплетение) – это логическая операция, выражаемая связками «если A, то B», «из A, следует B», «A влечёт B», где A – причина (условие), B – следствие. Общепринятое логическое обозначение для импликации знак стрелки: АB.
№22 слайд
Содержание слайда: Системный анализ в исторической науке
Система (от греческого systema – целое, составленное из частей; соединение) представляет собой целостную совокупность элементов реальности, взаимодействие которых обуславливает возникновение у этой совокупности новых интегративных качеств, не присущих образующим ее частям.
Совокупность объектов, не рассматриваемую в качестве системы называют конгломератом (от латинского conglomeratio – собирание в кучу).
№23 слайд
Содержание слайда: Социальные системы – это носители новых интегративных качеств, не присущих отдельным индивидам.
Социальные системы – это носители новых интегративных качеств, не присущих отдельным индивидам.
Культурно-исторические, социально-исторические, историко-политические и историко-экономические системы, это носители новых интегративных качеств, не присущих отдельным историческим событиям.
Любое макроисторическое событие является исторической системой.
№24 слайд
Содержание слайда: Структурно-функциональный анализ
Все системы имеют свои компоненты, структуру и функции
Компонентами системы являются подсистемы и элементы.
Структура – это внутренняя организация системы, характеризующаяся формой связи ее компонентов и присущих им свойств.
Функции (от латинского function – исполнение, совершение) – это способы жизнедеятельности социальной системы и ее компонентов.
Среда системы – это внешние по отношению к системе объекты, которые непосредственно или через компоненты системы воздействуют на формирование, функционирование и развитие системы.
№26 слайд
Содержание слайда: Типологизация в исторической науке
Типологизация – метод научного познания имеющий своей целью разбиение (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно определенные классы или типы на основе присущих этим объектам и явлениям общих существенных признаков.
Логическая основа – типологизации – операция деления.
№28 слайд
Содержание слайда: Жёсткая классификация
Жёсткая классификация
Отнесение объекта или явления к различным классам зависит от однозначного наличия или отсутствия классифицирующего признака.
Отнесение объекта или явления к определённому классу является необходимым и означает однозначную принадлежность к данному классу.
Не предусматриваются переходные и смежные формы разделяемых явлений. Интерпретация значимости разных признаков для отнесения объекта к одному классу должна быть непротиворечивой.
№30 слайд
Содержание слайда: Типы исторических процессов
Исторические эпохи состоят из множества исторических ситуаций
Историческая ситуация – это пространственно-временная совокупность или система событий, образующих состояние деятельности и отношений качественно отличающихся от предшествующих и последующих состояний.
Индивидуальные события складываются из деятельности ограниченных по численности групп людей в рамках вышеперечисленных крупных групп.
Исторические микрособытия – это события, которые не поддаются дальнейшему углублению в составляющие их процессы либо из-за кратковременности этих процессов, либо из-за принципиальной невозможности сохранения информации о них в исторических источниках, хотя теоретически любое событие неисчерпаемо.
№32 слайд
Содержание слайда: Экстраполяция – метод научного прогнозирования, состоящий в распространении выводов, получаемых из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Такой перенос будет оправданных если выборка репрезентативна, то есть не слишком мала, свойства выбранных объектов адекватны задаче исследования и этот выбор осуществлен непредвзято.
Метод интерполяции (от латинского inter – между и polio – приглаживаю, выправляю) основан на той же логике, что и метод экстраполяции. Интерполяция – это нахождение промежуточных значений некоторой закономерности (функции) по ряду известных ее значений. Интерполяция более доказательный способ предположения, чем экстраполяция.
№33 слайд
Содержание слайда: Моделирование в исторической науке
Моделью (от латинского modulus – мера, образец) называется объект, который в каком-то отношении сходен с другим объектом - оригиналом, является упрощением последнего и служит целям познания. Использование аналогии и сравнения при моделировании заключается в том, что поведение модели переносится на поведение объекта-оригинала.
Скачать все slide презентации Методы исторических исследований в научно-исследовательских работах школьников одним архивом:
-
Организация и методика Организация и методика научно-исследовательской деятельности школьников
-
Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: обучение педагогов, работа с детьми
-
Научно-исследовательская работа «Своеобразие воплощения образа золотого цвета в произведениях русских писателей и поэтов xx и xx веков в аспекте реализаций народно-сказочных традиций. » Выполнила: ученица 8 класса Дронова Анастасия
-
Метод научного исследования Подготовили: Степанова Екатерина Смагина Любовь Группа 1301
-
Квалификационная работа по теме: «Формирование исследовательских умений и навыков младших школьников в учебно-воспитательно
-
8. СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ. . . Определение цели, задач, предположения (гипотезы), методов ведения исследования. Планирование. Работа в команде
-
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
-
Школьная научно-исследовательская конференция школьников Школьная научно-исследовательская конференция школьников «Диалог на
-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 19» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Республиканский межшкольный
-
На тему "Методологические характеристики научного исследования" - скачать презентации по Педагогике