Презентация Мотивы одиночества в лирике Лермонтова (на примере стихотворений Утес, Листок) онлайн
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
67 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
612.50 kB
Просмотров:
78
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: «Листок», «Утес»
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
№2 слайд
Содержание слайда: Поэтическая разминка
-Прочитайте строчки,
- назовите автора
- название стихотворения
№3 слайд
Содержание слайда: Поэтическая разминка
1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
3. Выхожу один я на дорогу…
№4 слайд
Содержание слайда: Поэтическая разминка
4. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
№5 слайд
Содержание слайда: Узнай стихотворение
5. Один и без цели по свету ношуся давно я
6.“На севере диком стоит одиноко...”
7. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить…
№6 слайд
Содержание слайда: Лексическое значение
Одиноко
одинокий
один
одиночество
№7 слайд
Содержание слайда: М.Ю.Лермонтов
Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка).
Акварель.1837г.
№8 слайд
Содержание слайда: М.Ю.Лермонтов
№9 слайд
Содержание слайда: М.Ю.Лермонтов.
Художник П.П.Кончаловский.
№10 слайд
Содержание слайда: Проверка ДЗ
Что же было задано на сегодня?
Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?
№11 слайд
Содержание слайда: Цели урока
- Выявить ключевые образы стихотворений
-роль изобразительно-выразительных средств языка
- дать интерпретацию поэтического текста
№12 слайд
Содержание слайда: Цели урока
- попытка проникнуть в творческую лабораторию
- сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней
№13 слайд
Содержание слайда: Словарная работа
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
№14 слайд
Содержание слайда: Основные мотивы лирики
М.Ю. Лермонтова:
мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества…
№15 слайд
Содержание слайда: Тема урока:
«Мотив одиночества
в лирике
М.Ю.Лермонтова».
№16 слайд
Содержание слайда: Эпиграф
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…
М .Ю.Лермонтов
№17 слайд
Содержание слайда: Эпиграф
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…
(М. Ю. Лермонтов)
№18 слайд
Содержание слайда: Терминологический диктант
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Необычный порядок слов в предложении.
Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли.
Повторение однородных согласных звуков.
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
№19 слайд
Содержание слайда: «ключ»
Композиция.
Инверсия.
Антитеза.
Аллитерация.
Эпитет.
Олицетворение.
Метафора.
№20 слайд
Содержание слайда: Краткий анализ поэтического текста
Какова композиция стихотворения?
Как называется противопоставление образов, настроений?
Для чего автор именно так выстроил композицию?
Каков мотив?
Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
№21 слайд
Содержание слайда: «Утес»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса – великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне
№22 слайд
Содержание слайда: Творческая лаборатория
«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…»
Велимир Хлебников
№23 слайд
Содержание слайда: Образы, характеры героев лирических героев
- Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?
№24 слайд
Содержание слайда: Качества, свойства
«Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности
№25 слайд
Содержание слайда: Роль эпитетов
- Какова роль эпитетов в стихотворении?
№26 слайд
Содержание слайда: Роль эпитетов
Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
- Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.
№27 слайд
Содержание слайда: «Утес»
« Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности
№28 слайд
Содержание слайда: Энциклопедическая страничка
Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.);
природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.
№29 слайд
Содержание слайда: О цвете
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.
В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
У многих народов он символизировал небо и вечность.
Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
№30 слайд
Содержание слайда: Образы, герои, характеры
КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ?
- МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и «УТЕС» БЫТЬ ВМЕСТЕ?
№31 слайд
Содержание слайда: «Тучка» и «утес»
Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения – мотив одиночества.
№32 слайд
Содержание слайда: Позднее творчество
« Листок»
1841 год
№33 слайд
Содержание слайда: Мироощущение двух поэтов
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- В чем различия между настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения Лермонтова «Листок»
№34 слайд
Содержание слайда: Композиция
- Как построено это стихотворение?
- Какова композиция стихотворения?
- Сколько строф в стихотворении?
№35 слайд
Содержание слайда: Антитеза
- стихотворение построено на антитезе.
Противопоставление – антитеза –
оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.
№36 слайд
Содержание слайда: Композиция
Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка
Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары
Третья и четвертая - диалог
№37 слайд
Содержание слайда: Особенности лексики стихотворения
В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?
№38 слайд
Содержание слайда: Листок
« оторвался от ветки родимой
«жестокою бурей гонимый»
« засох, увял он от холода, зноя и горя»
« приюта молит»
«странник прижался»
«бедный листочек»
« до срока созрел»
№39 слайд
Содержание слайда: Изобразительно- выразительные средства языка
- Найдите изобразительно- выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции ?
№40 слайд
Содержание слайда: Листок
« оторвался от ветки родимой - олицетворение
«жестокою бурей гонимый» -олицетворение
« засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора
« приюта молит» - олицетворение
«странник прижался» -олицетворение
№41 слайд
Содержание слайда: Листок
«докатился до Черного моря»
«вырос в отчизне суровой»
«один и без цели»
«пришелец»
№42 слайд
Содержание слайда: Листок
Погибающий
Бесприютный
Страдающий
Одинокий
Несчастный
Одиночество
№43 слайд
Содержание слайда: Чинара
«молодая», « с ней шепчется ветер»
« ветви лаская»
« поют ей райские птицы»
«листья изумрудные»
№44 слайд
Содержание слайда: Изобразительно- выразительные средства
- Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?
№45 слайд
Содержание слайда: Творческая лаборатория
№46 слайд
Содержание слайда: Изобразительные средства
«Листья изумрудные»- эпитет
«сынам свежим» -метафора
«солнцем любима» - олицетворение
№47 слайд
Содержание слайда: Чинара
№48 слайд
Содержание слайда: Листок и чинара
№49 слайд
Содержание слайда: Аллегория
Образ листка - это аллегория.
№50 слайд
Содержание слайда: Аллегория
Иносказание.
Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).
№51 слайд
Содержание слайда: Краткий анализ поэтического текста
Какова композиция произведения (каково его построение)?
Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
Каков мотив стихотворения?
№52 слайд
Содержание слайда: Как показаны одиночество и бесприютность героя?
№53 слайд
Содержание слайда: Инверсия - обратный порядок слов
« оторвался от ветки родимой
«жестокою бурей гонимый»
« засох, увял он от холода, зноя и горя»
№54 слайд
Содержание слайда: Инверсия
« приюта молит»
«бедный листочек»
« до срока созрел»
« докатился до Черного моря»
№55 слайд
Содержание слайда: Ключевые слова
Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы
№56 слайд
Содержание слайда: Стихотворение «Листок»
Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.
№57 слайд
Содержание слайда: Значение образа моря
- Что символизирует море?
- Почему чинара отказывается приютить странника?
- Какие мотивы звучат в этом стихотворении»
№58 слайд
Содержание слайда: Море
Море символизирует край света, оно сулит гибель листка
№59 слайд
Содержание слайда: Мотивы одиночества, странничества
- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества?
№60 слайд
Содержание слайда: Мотивы одиночества, странничества
«Парус»
«Тучи»
« На севере диком»
«Утес»
№61 слайд
Содержание слайда: Литературная гостиная
№62 слайд
Содержание слайда: Обобщение информации
Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?
С каким новым термином познакомились?
Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?
Что удалось повторить, закрепить?
Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
На сколько каждый из вас поработал?
№63 слайд
Содержание слайда: Лексическое значение
Одиноко
одинокий
один
одиночество
№64 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение.
повторить литературоведческие термины.
Инд..: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. ( Лене)
№65 слайд
Содержание слайда: Индивидуальное творческое задание:
Кириллу, Рите
– Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»
№66 слайд
Содержание слайда: Индивидуальное творческое задание: (Наташе)
- проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой
№67 слайд
Содержание слайда: Значение эпиграфа
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…
(М. Ю. Лермонтов)