Презентация ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ Раздел I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В БАЗОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИ онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ Раздел I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В БАЗОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИ абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 150 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ Раздел I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В БАЗОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИ
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:150 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:4.71 MB
- Просмотров:100
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: 1. Предмет психологии
Психология – наука о закономерностях развития психики.
Психика – субъективное отражение окружающего мира, необходимое для жизни и деятельности в нём, для управления собственным поведением. Психика отражает как состояния среды, так и собственные состояния субъекта.
Предмет педагогической психологии:
проблемы целенаправленного формирования познавательной деятельности и личностных качеств человека.
№6 слайд
Содержание слайда: 3. Сознание и
познавательные психические процессы
Представители структурализма:
Вильгельм Вундт (1832–1920);
Эдвард Титченер (1867–1927);
Освальд Кюльпе (1862–1915);
Уильям Джеймс (1842–1910).
Представители гештальт-психологии:
Макс Вертгеймер (1880–1943);
Курт Коффка (1886–1941);
Вольфганг Кёлер (1887–1967);
Фриц Пёрлз (1893–1970).
№7 слайд
Содержание слайда: 4. Структурализм, или
экспериментальная психология сознания
1879 г. Германия. Лейпциг.
Создание первой лаборатории экспериментальной психологии.
Предмет исследования: СОЗНАНИЕ как явление внутреннего непосредственного опыта. Сознание – сумма знаемых субъектом в данный момент элементов.
Метод исследования: интроспекция.
№8 слайд
Содержание слайда: 5. Цели и задачи
исследования в структурализме
выявление элементов сознания
(простых и сложных, объективных – ощущения – и субъективных – чувственные представления);
описание их свойств;
анализ ассоциативных связей между ними;
изучение закономерностей ассоциативной памяти и других психических процессов.
№9 слайд
Содержание слайда: 6. Классификация
психических процессов
Универсальные психические процессы обеспечивают возможность любой, в том числе и познавательной, деятельности, это:
память;
внимание;
воображение.
Специфически познавательные психические процессы несут исключительно когнитивные функции, это:
ощущение;
восприятие;
мышление.
№10 слайд
Содержание слайда: 7. Универсальные
психические процессы
Память (непроизвольная и произвольная) – запечатление, сохранение и воспроизведение опыта; произвольная память – результат научения, зависящий от времени научения и пауз между экспериментальными пробами.
Внимание – избирательная (непроизвольная и произвольная) направленность познавательной деятельности субъекта на объект и сосредоточение на нём.
Воображение – процесс преобразования реальности или представления о ней.
№13 слайд
Содержание слайда: 10. Гештальт-психология
о целостности психики
Гештальт-психология – «психология формы».
Единицы сознания – не отдельные элементы, но гештальты.
Гештальт (с нем. яз. – форма, организация, конфигурация) – целостная структура, обладающая особым новым качеством по сравнению с суммой своих частей (пример: φ-феномен, или «гештальт-феномен», феномен кажущегося движения).
Метод гештальт-психологии – феноменологический.
№14 слайд
Содержание слайда: 11. Мышление
в гештальт-психологии
Мышление – познавательный психический процесс опосредованного отражения существенных связей между объектами, происходящий в форме постановки и решения задачи. Мышление создаёт новое знание и возможность прогнозировать развитие ситуации, в практическом плане обеспечивая субъекту выбор оптимального поведения в ней.
Единицей мышления является понятие как опосредованное обобщение, выходящее за рамки чувственного познания.
№16 слайд
Содержание слайда: 13. Специфика
творческого мышления
Мотивом творческого мышления выступает само обнаружение принципа преодоления заложенного в задаче конфликта между исходным фактом и искомым решением.
Метод решения творческой задачи – не в прошлом опыте, а в понимании самого характера заложенного в задаче конфликта. Творческое мышление характеризуется наличием:
инсайта как признака интеллектуальной стадии развития психики,
способностью решать задачи «обходным путём».
№17 слайд
Содержание слайда: 14. Инсайт как признак
интеллектуальной стадии развития психики
Инсайт (от англ. insight, проницательность) – «озарение», мгновенное постижение проблемной ситуации в целях её разрешения.
Инсайт – качественное изменение в поведении, такая целостная организация всех элементов проблемной ситуации, которая позволяет определить и устранить исходное противоречие между условиями и требованиями.
№18 слайд
Содержание слайда: 15. Восприятие
в гештальт-психологии
Восприятие целостно: схватывает не отдельные элементы среды, а целостный образ предмета, отличный от простой суммы его частей.
Характеристики восприятия:
целостность;
структурность;
предметность;
осмысленность;
константность.
Принципы восприятия:
принцип восприятия фигуры на фоне;
принцип заполнения пробелов;
принцип группировки (по близости, сходству и т.д.);
принцип зависимости от перцептивной установки.
№22 слайд
Содержание слайда: 16. Способы “научения”
и развитие познавательной способности
Представители психологии поведения:
психофизиологи
И. П. Павлов (1849–1936)
В. М. Бехтерев (1857–1927);
Э. Торндайк (1874–1949);
Дж. Уотсон (1878–1958),
Б. Скиннер (1904–1990);
Э. Толмен (1886–1959).
Представители когнитивной психологии:
Ж. Пиаже (1896–1980),
№23 слайд
Содержание слайда: 16. Способы “научения”
и развитие познавательной способности
Представители психологии поведения:
психофизиологи
И. П. Павлов (1849–1936)
В. М. Бехтерев (1857–1927);
Э. Торндайк (1874–1949);
Дж. Уотсон (1878–1958),
Б. Скиннер (1904–1990);
Э. Толмен (1886–1959).
Представители когнитивной психологии:
Ж. Пиаже (1896–1980),
Дж. Келли (1905–1966),
Л. Фестингер (1919–1989).
Авторы культурно-исторической теории:
Л. С. Выготский (1896–1934),
№24 слайд
Содержание слайда: 16. Способы “научения”
и развитие познавательной способности
Представители психологии поведения:
психофизиологи
И. П. Павлов (1849–1936)
В. М. Бехтерев (1857–1927);
Э. Торндайк (1874–1949);
Дж. Уотсон (1878–1958),
Б. Скиннер (1904–1990);
Э. Толмен (1886–1959).
Представители когнитивной психологии:
Ж. Пиаже (1896–1980),
Дж. Келли (1905–1966),
Л. Фестингер (1919–1989).
Авторы культурно-исторической теории:
Л. С. Выготский (1896–1934),
А. Н. Леонтьев (1903–1979),
№25 слайд
Содержание слайда: 16. Способы “научения”
и развитие познавательной способности
Представители психологии поведения:
психофизиологи
И. П. Павлов (1849–1936)
В. М. Бехтерев (1857–1927);
Э. Торндайк (1874–1949);
Дж. Уотсон (1878–1958),
Б. Скиннер (1904 - ?);
Э. Толмен (1886 – 1959).
Представители когнитивной психологии:
Ж. Пиаже (1896–1980),
Дж. Келли (1905–1966),
Л. Фестингер (1919 –1989).
Авторы культурно-исторической теории:
Л. С. Выготский (1896–1934),
А. Н. Леонтьев (1903–1979),
А. Р. Лурия (1902–1977),
№26 слайд
Содержание слайда: 16. Способы “научения”
и развитие познавательной способности
Представители психологии поведения:
психофизиологи
И. П. Павлов (1849–1936)
В. М. Бехтерев (1857–1927);
Э. Торндайк (1874–1949);
Дж. Уотсон (1878–1958),
Б. Скиннер (1904–1990);
Э. Толмен (1886–1959).
Представители когнитивной психологии:
Ж. Пиаже (1896–1980),
Дж. Келли (1905–1966),
Л. Фестингер (1919 г.р.).
Авторы культурно-исторической теории:
Л. С. Выготский (1896–1934),
А. Н. Леонтьев (1903–1979),
А. Р. Лурия (1902–1977),
Д. Н. Узнадзе (1886–1950).
№27 слайд
Содержание слайда: 17. Предмет классического
бихевиоризма и требование объективности
Дж. Уотсон под влиянием русской психофизиологии настаивал на необходимости в психологии объективного естественнонаучного метода – прямого наблюдения в экспериментальных условиях, результаты которого можно:
зафиксировать приборами;
воспроизвести в повторном эксперименте.
Новый предмет научной психологии – психическая деятельность, представленная в поведении как в системе реакций (R) на внешние стимулы (S).
№28 слайд
Содержание слайда: 18. Цель, задача и метод
классического бихевиоризма
Цель экспериментов в бихевиоризме – выявить механизмы образования условных интегрированных реакций
Задача – по стимулу предсказывать реакцию и наоборот, что позволит контролировать поведение индивидов, как в процессе их обучения, так и в общественно-политических процессах.
Метод – научение, понимаемое как целенаправленное формирование определённого поведения как у человека, так и у животных .
Оперантное, или инструментальное, научение – «метод проб и ошибок» с применением положительного и отрицательного подкрепления промежуточных результатов научения.
№29 слайд
Содержание слайда: 19. Ограничения
теории классического бихевиоризма
Субъект поведения рассматривался как реактивный автомат, лишённый самостоятельной активности.
Аффективный и когнитивный аспекты поведения вовсе не рассматривались.
Вне сферы научного познания – функциональный аспект понимания эмоций, согласно которому
эмоции – внутренняя детерминанта поведения, побуждающая и организующая деятельность индивида, связующее звено между внутренней сферой потребностей и мотивов и внешней сферой деятельности.
№30 слайд
Содержание слайда: 20. Значение необихевиоризма:
доказана активная роль субъекта в построении своего поведения. Схема [S промежуточная переменная R] заменяет классическую схему [S R];
под промежуточной переменной понимаются имманентные детерминанты поведения: цели, «когнитивные карты» окружающей среды, индивидуальные характеристики субъекта (способности, установки) и приспособительные акты (осознание задачи, выдвижение гипотезы);
новое понимание поведения как типа связи целостного пластичного организма со средой, метод латентного научения;
новое понимание научной объективности: объективно не только то, что даётся в непосредственном наблюдении, но и то, что с необходимостью из него вытекает.
№31 слайд
Содержание слайда: 21. Когнитивная психология
– как психология познания возникла в США в середине XX века на базе гештальт-психологии и необихевиоризма.
Основные положения:
роль знания в поведении субъекта – определяющая;
познавательные процессы структурированы;
личность и эмоции имеют когнитивную структуру.
№32 слайд
Содержание слайда: 22. Концепция
стадиального развития психики
и операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже
Интеллект – средство адаптации в изменчивых условиях окружающей среды.
Механизмы адаптации: ассимиляция и аккомодация.
Стадии развития познавательной функции:
сенсомоторная;
дооперациональная;
две операциональные:
стадия конкретных операций,
стадия формально-логических операций.
Ограничения теории:
возрастное развитие мышления признаётся мало зависящим от обучения;
не учитываются индивидуальные особенности познания;
не учитываются социальные и культурные условия развития мышления.
№33 слайд
Содержание слайда: 23. Теория личностных
конструктов Дж. Келли
концепция «человек как исследователь»;
гипотетическое конструирование образа реальности;
концепция «конструктивного альтернативизма»;
Типы дихотомических по форме личностных конструктов
как способов фиксации опыта:
упредительные;
шаблонные;
открытые.
Свойства конструктов:
имеют диапазон и фокус применимости;
бывают проницаемыми / непроницаемыми;
иерархическая организация конструктов.
№34 слайд
Содержание слайда: 24. Теория когнитивного
диссонанса Л. Фестингера
Исходная мотивация поведения и особенности восприятия новой информации.
Консонанс и диссонанс в познавательной деятельности.
Проблема принятия решения.
Способы редукции напряжения в ситуации диссонанса:
изменение одного из противоречивых элементов когнитивной структуры;
переосмысление информации;
переструктурирование мотивационной сферы.
№35 слайд
Содержание слайда: 25. Составляющие
культурно-исторической теории
Подход к изучению психики на основе положения исторического материализма о роли орудийного труда в антропогенезе (роль знаковых систем).
Интерпретация положения исторического материализма о том, что бытие определяет сознание, как зависимости психических процессов от характера социальной жизни.
Педология как практическая психология развития.
Теория деятельности в рамках культурно-исторической теории.
№36 слайд
Содержание слайда: 26. Культурно-историческая
теория как теория общественно-исторического
происхождения высших психических функций человека
Высшие психические функции человека (ВПФ) – произвольные, то есть связанные с волевой саморегуляцией индивида, – формируются на основе соответствующих непроизвольных функций с помощью освоения знаковой системы.
Знаки – орудия преобразования врождённых психических функций в высшие, культурные, психические функции: произвольная память, произвольное внимание и логическое мышление.
Способность к формированию и сохранению культуры как отличительная особенность человека.
№37 слайд
Содержание слайда: 27. Социальная и культурная
детерминация стадий развития интеллекта
Онтогенез как усвоение общественно-исторического опыта посредством процесса, названного
«интериоризация» - перевод отношений управления и знаковых средств из межличностной сферы во внутриличностную в ходе освоения культуры через речевое общение.
Индивидуальные различия субъектов как фактор специфического протекания познавательных процессов. Зависимость познавательных процессов от темперамента, характера, опыта, потребностей и мотивационной сферы индивида, определяющих направленность и избирательность мышления.
Мотивы мышления могут быть разделены на специфически познавательные и неспецифические.
№38 слайд
Содержание слайда: 28. Деятельность
как направленная
полимотивированная активность субъекта
ВПФ лежат в основе человеческой деятельности. Теория деятельности раскрывает и соотносит в единой структуре:
понятие мотивации деятельности;
понятие цели действия в рамках деятельности.
понятие смысла как психического представления неосознаваемых мотивов.
Диалектическая противоречивость смысла деятельности:
цель действия не всегда совпадает с ведущим мотивом деятельности.
Операции – автоматизированные или никогда не осознававшиеся действия.
Концепция неосознаваемой регуляции сознательных действий в рамках культурно-исторического подхода (Д.Н. Узнадзе)
№39 слайд
Содержание слайда: 29. Типы и формы
регуляции деятельности
Регуляция деятельности может быть внешняя и внутренняя.
Воля и эмоции составляют две формы внутренней регуляции.
Эмоции непроизвольно отражают актуальное состояние потребностей и смысла мотивации.
Волевые процессы представляют собой сознательные усилия по сосредоточению внимания на нужном объекте и обладают способностью задерживать спонтанный аффективный процесс.
Исследования внешней регуляции деятельности:
«Эффект Зейгарник» – эффект создания ситуативной искусственной мотивации. Теоретическое обоснование эффекта через понятия: «квазипотребность», «намерение», «напряжение в мотивационном поле».
№40 слайд
Содержание слайда: 30. Задатки и способности
Задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности организма, определяющие возможность развития органа или функции при оптимальных условиях.
Способности – индивидуальные свойства личности, связанные с её готовностью к успешному освоению и осуществлению определённой деятельности. Могут иметь динамический характер и зависеть от мотивации деятельности индивида.
Способность есть:
результат развития задатков;
результат сознательной и целенаправленной работы личности по формированию (по типу ВПФ) способности при отсутствии или недостаточности задатков.
Развитие способностей и креативности связано с общей динамикой личности и зависит как от мотивации деятельности индивида, так и от наличия общественной потребности.
№47 слайд
Содержание слайда: 31. Креативность
и проблемы воспитания
Классический психоанализ:
З. Фрейд (1856–1939).
Аналитическая (глубинная) психология:
К. Г. Юнг (1875–1961).
Индивидуальная психология:
А. Адлер (1870–1937).
Неофрейдизм:
Э. Фромм (1900–1980),
К. Хорни (1885–1952).
Гуманистическая психология:
А. Маслоу (1908–1970),
№48 слайд
Содержание слайда: 31. Креативность
и проблемы воспитания
Классический психоанализ:
З. Фрейд (1856–1939).
Аналитическая (глубинная) психология:
К. Г. Юнг (1875–1961).
Индивидуальная психология:
А. Адлер (1870–1937).
Неофрейдизм:
Э. Фромм (1900–1980),
К. Хорни (1885–1952).
Гуманистическая психология:
А. Маслоу (1908–1970),
К. Роджерс (1902–1987).
№49 слайд
Содержание слайда: 32. Основные положения
классического психоанализа
З. Фрейд – создатель психодинамической теории личности.
Динамика психических процессов – конфликтное взаимодействие различных мотивов и различных сфер психического, определяющее механизмы поведения.
Предметом психологии, помимо сознания, становится бессознательное, наполненное инстинктивными влечениями и аффективными комплексами;
аффективный комплекс рассматривается как «единица» бессознательного. Это образ имевшей место в личном опыте, но «забытой» психотравматической ситуации, все элементы которой, в том числе незначительные и случайные, связаны воедино интенсивной негативной эмоцией.
грёзы и сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы – формы проявления бессознательного, доступные методу интерпретации вольных ассоциаций (основному методу классического психоанализа);
проявления бессознательного в поведении – результат внутриличностного конфликта между Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я). Функция Эго (Я) – разрешение этого конфликта.
№50 слайд
Содержание слайда: 33. Защитные
механизмы личности
З. Фрейд – создатель психосексуальной теории личности.
Либидо – энергия эротических (витальных в широком смысле) влечений.
Возрастные этапы развития индивида связаны со сменой зон фиксации либидо.
Продуктивное (идентификация с фигурой отца) или непродуктивное преодоление Эдипова комплекса в раннем детстве определяет нормальное или невротическое развитие личности взрослого.
Классический психоанализ рассматривает причинную мотивацию развития личности.
Защитные механизмы личности формируются как невротическая реакция на внутриличностный конфликт между природным влечением и культурным запретом, как способ, оттягивая решение проблемы, избавиться от тревоги.
Сублимация либидо – единственный среди множества защитных механизмов личности, открывающий возможность продуктивного разрешения внутриличностного конфликта.
В этом случае конфликт выступает в качестве движущей силы личностного развития. Вся история и структура цивилизации, по З. Фрейду, являются продуктом сублимации эротических и агрессивных влечений.
№51 слайд
Содержание слайда: 34. Критика концепций
классического психоанализа
Психосексуальная теория не является универсальным объяснительным принципом динамики личности.
На личность человека не распространяются механически законы функционирования энергетической системы.
З. Фрейдом недооценена когнитивная составляющая человеческой психики и её целевая установка.
Чрезмерная «психологизация» социальной истории в классическом психоанализе.
№52 слайд
Содержание слайда: 35. Аналитическая психология –
основа глубинных теорий психоанализа
К. Г. Юнг под либидо подразумевал универсальную энергию психической жизни, питающую в том числе «религиозный инстинкт» человека.
В дополнение к концепции «индивидуального», прижизненно формируемого и наполненного аффективными комплексами бессознательного в классическом психоанализе Юнг разработал концепцию «коллективного бессознательного».
Коллективное бессознательное – сокровищница видового и исторического опыта человечества, латентно представленная в психике каждого человека; это «пакет программ», из которых далеко не все будут активированы в ходе жизни отдельного индивида.
Архетип – «единица хранения» коллективного бессознательного, заложенная в видовых человеческих инстинктах дообразная модель восприятия или интуитивного поведения в типовых ситуациях.
Архетипический образ – первичная форма осознания архетипа, понятие, родственное понятию «мифологема».
№53 слайд
Содержание слайда: 36. Психологические
типы К.Г. Юнга
Путь «индивидуации», путь личностного становления, осуществляется посредством последовательной интеграции в сознание архетипов и зависит от психологического типа человека.
Психологический тип определяется сочетанием доминирующих в сознании Эго-установки (экстраверсия или интроверсия) и одной из четырёх Эго-функций (мышление, чувство, ощущение или интуиция).
Психологический тип – вариант компенсаторного баланса противоположных, доминирующих, одна – на осознаваемом уровне, другая – на бессознательном, установок и функций. В норме таков механизм поддержания психического равновесия.
Основных психологических типов – восемь (16 – с учётом двух возможных для каждого основного типа вспомогательных Эго-функций).
На основе типологии Юнга создан и широко применяется на практике личностный опросник Майерс-Бриггс (MBTI).
Энергетическая компенсация – основной закон глубинной психодинамики.
№54 слайд
Содержание слайда: 37. Индивидуальная психология –
основа социальных теорий психоанализа
Стремление к совершенствованию как способ преодолеть естественное детское чувство неполноценности – нормальная, целевая мотивация развития личности.
Индивидуальный жизненный стиль личности – результат эффективного преодоления ею чувства неполноценности.
В целом динамическая теория личности А. Адлера рассматривает способность индивида сознательно обнаружить свой уникальный путь самосовершенствования.
Комплекс неполноценности формируется в детстве, в условиях гипо- или, напротив, гиперопеки со стороны воспитателей как результат безуспешных попыток индивида компенсировать свои физические или психические недостатки.
Комплекс превосходства и стремление личности к безграничной власти – невротическая компенсация ею непреодолённого комплекса неполноценности.
№55 слайд
Содержание слайда: 38. Неофрейдизм:
социальная типология характера
Социальный характер – связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества, по Э. Фромму.
Продуктивный социальный характер – идеальное состояние психического и социального здоровья личности, возможное только в совершенном обществе.
Непродуктивные типы социального характера:
рецептивные,
эксплуатирующие,
накапливающие,
рыночные.
Э. Фромм обнаружил четыре ориентации в процессе социализации соответственно:
мазохистская,
садистская,
деструктивная,
безразличная.
№56 слайд
Содержание слайда: 39. Неофрейдизм:
социокультурная теория
Основные положения теории К. Хорни:
Этиология невроза – в нарушении социальных отношений между ребёнком и родителями, приводящем к фрустрации потребностей ребёнка в безопасности;
фрустрация этих потребностей приводит к возникновению базальной враждебности и базальной тревоги, определяющих три стратегии межличностного поведения: «к людям», «от людей», «против людей»;
в психологии половых ролей определяющее значение имеют социокультурные влияния.
К. Хорни и другие теоретики постфрейдистского направления придавали особое значение проблеме педагогического воздействия при формировании функций Эго и их коррекции.
№57 слайд
Содержание слайда: 40. Теоретические истоки
гуманистической психологии
Философия экзистенциализма:
Человек всегда находится в процессе становления;
«Я есть мой выбор». Человек познаёт себя в каждом принятом им решении. Каждый ответственен за то, кто он есть и кем становится.
Социально ориентированные школы психоанализа:
Приоритет волевого и целеустремлённого Эго-начала;
Уникальный жизненный стиль личности как метод и результат самосовершенствования.
3. Аналитическая психология:
Концепция «индивидуации» Юнга в основе гуманистической концепции самоактуализации личности;
все потребности человека имеют инстинктивную природу.
Гештальт-психология:
представление о целостности психики.
№58 слайд
Содержание слайда: 41. Иерархия
человеческих потребностей
Базовое положение теории А. Маслоу: личность и её поведение определяются степенью удовлетворения иерархически выстроенных потребностей пяти уровней:
Физиологические (удовлетворяются примерно на 85%).
В безопасности (на 75%).
В принадлежности и любви (на 50%).
В признании другими и в самоуважении (на 40%).
В самоактуализации (на 10% всего у 1% населения).
Причины депривации потребностей пятого уровня:
неосознавание собственных возможностей;
бездумное следование социальным нормам среды;
боязнь успеха и раскрытия своих способностей из-за преобладания потребностей второго уровня (в безопасности, в избегании риска).
Потребности первых четырёх уровней – дефицитарные. Дефицитарная мотивация состоит в том, чтобы просто снять обусловленное базовыми инстинктами нервное напряжение.
Потребности пятого уровня, или метапотребности, носят бытийный характер. Бытийная мотивация – это мотивация личностного роста и интеллектуального познания.
№59 слайд
Содержание слайда: 42. Гуманистическая
теория о самоактуализации
Самоактуализация – беспредельный процесс удовлетворения метапотребностей, т.е. поиск и реализация уникального личностного стиля, своего подлинного призвания.
Типичные черты личности, достигшей стадии самоактуализации (по А. Маслоу):
эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней;
основополагающее принятие жизни;
спонтанность, естественность;
служение чему-либо;
потребность в уединении;
волевая автономия и активность;
непредвзятость в суждениях;
способность к «высшим переживаниям»;
ощущение всего человечества как братства;
способность к бытийной любви, «разборчивость» в близких отношениях;
демократичность;
умение отличать добро от зла, средства от цели;
философское чувство юмора;
креативность;
склонность к культурной трансценденции;
несовершенство, несмотря на постоянное преодоление дихотомий и стремление к целостности.
№60 слайд
Содержание слайда: 43. Феноменологический
подход в гуманистической теории
Субъективный опыт человека (то есть феномены его судьбы) – единственная точка отсчёта в понимании его поведения и в определении его целей, полагал К. Роджерс.
Личность – нечто цельное и уникальное, инстинктивно устремлённое к самореализации.
Основное отличие человека от животных – свобода выбора собственного пути и созидательность.
Самоактуализация осуществляется посредством организмического оценочного процесса.
Отказ от самоактуализации – предательство себя. Метаболезни (депрессивные невротические расстройства и др.) – наказание за измену призванию.
Действительная реальность существует только в индивидуальной интерпретации;
Счастье – на пути становления полноценно функционирующей личностью, только счастливый в этом смысле человек – социально полезен.
№61 слайд
Содержание слайда: 44. Феноменологический
подход в практике наставничества
В основе практического воспитательного метода К. Роджерса – феноменологический принцип: личность и её поведение определяются уникальностью каждого человека.
Воспитание – это помощь в обнаружении подлинного Я, в продвижении сознания воспитанника от Я-концепции или Идеального Я к его реальной творческой сущности.
Требования со стороны наставника:
слушайте себя, будьте открыты актуальному переживанию;
принимайте себя и доверяйте себе;
сделав выбор, будьте готовы защитить его и нести ответственность за последствия принятого решения.
Требования к самому наставнику:
будьте спонтанны и искренни;
принимайте своего подопечного и демонстрируйте ему позитивное принятие;
развивайте в себе способность к эмпатии.
№62 слайд
Содержание слайда: 45. Принципы
эмпатической коммуникации
Цель воспитательного воздействия – способствовать процессу самоактуализации молодого индивидуума.
Условия эффективности воспитательного воздействия:
Позитивное внимание со стороны воспитателя (по формуле «ты хороший, я хороший»).
Безусловное принятие (без «условий ценности» – безо всяких «если»).
Применение методик:
«активного слушания»;
«обратной связи» – демонстрации собеседнику (вербально, мимически, пантомимически), что он услышан, верно понят, что все события его жизни и все идеи интересны наставнику, дают ему пищу для размышления.
Критерий эффективности воздействия – взаимное духовное обогащение обоих участников педагогического диалога.
№66 слайд
Содержание слайда: 46. Общие и дифференциальные закономерности возрастного развития
Проблемы идентичности и периодизации возрастного развития:
Э. Эриксон (р. 1918),
М. Кле;
Роль культуры в возрастном развитии личности:
Л. С. Выготский (1896–1934),
А.Р. Лурия (1902–1977),
Р. Бенедикт (1887-1948),
№67 слайд
Содержание слайда: 46. Общие и дифференциальные закономерности возрастного развития
Проблемы идентичности и периодизации возрастного развития:
Э. Эриксон (р. 1918),
М. Кле;
Роль культуры в возрастном развитии личности:
Л. С. Выготский (1896–1934),
А.Р. Лурия (1902–1977),
Р. Бенедикт (1887-1948),
М. Мид (1901–1978),
№68 слайд
Содержание слайда: 46. Общие и дифференциальные закономерности возрастного развития
Проблемы идентичности и периодизации возрастного развития:
Э. Эриксон (р. 1918),
М. Кле;
Роль культуры в возрастном развитии личности:
Л. С. Выготский (1896–1934),
А.Р. Лурия (1902–1977),
Р. Бенедикт (1887-1948),
М. Мид (1901–1978),
Дж. Брунер (р. 1915);
Стадии и модели развития познавательной сферы:
Ж. Пиаже (1896–1980),
№69 слайд
Содержание слайда: 46. Общие и дифференциальные закономерности возрастного развития
Проблемы идентичности и периодизации возрастного развития:
Э. Эриксон (р. 1918),
М. Кле;
Роль культуры в возрастном развитии личности:
Л. С. Выготский (1896–1934),
А.Р. Лурия (1902–1977),
Р. Бенедикт (1887-1948),
М. Мид (1901–1978),
Дж. Брунер (р. 1915);
Стадии и модели развития познавательной сферы:
Ж. Пиаже (1896–1980),
Р. Мак-Колл.
№70 слайд
Содержание слайда: 47. Периодизация
возрастного развития
Этапы становления личности (по Э. Эриксону):
раннее детство;
детство;
возраст игр;
младший школьный возраст;
отрочество;
молодость;
зрелость;
старость.
Каждый этап отмечен нормативным» внутренним конфликтом и завершается нормативным кризисом, в ходе которого данный конфликт окончательно преодолевается на основе личностного выбора.
Возможны прогрессивный и регрессивный варианты разрешения внутреннего конфликта. Регрессивный выбор на предыдущем этапе затрудняет «правильный» выбор.
№71 слайд
Содержание слайда: 48. Нормативные
кризисы в развитии личности
Нормативный кризис развития (возрастной кризис) – непродолжительный период онтогенеза при переходе индивида на очередную стадию развития, характеризующийся резкими изменениями в эмоциональной сфере, в сфере социальных отношений индивида, в его характере и самосознании.
Внутренний конфликт – столкновение разнонаправленных интересов, потребностей, целей, мотивов, ценностей и смысловых представлений личности.
Факторы, определяющие характер протекания кризиса:
индивидуальные и типологические особенности личности;
влияние социальной среды;
воспитательное воздействие (для ранних возрастных этапов);
наличие осознанной мотивации развития.
№72 слайд
Содержание слайда: 49. Отрочество
как психофизиологический феномен
Отрочество – этап развития между детством и достижением статуса взрослого члена общества (в современном западном обществе – приблизительно между 11 и 21 годами жизни).
Начало отроческого, или подросткового, периода совпадает с началом «пубертата», а конец определяется не столько физиологическими, сколько социокультурными факторами.
№73 слайд
Содержание слайда: 50. Специфические
трудности подросткового кризиса
интенсивные психофизиологические изменения;
вынужденная изоляция подростков от мира взрослых, инфантилизация их, обусловленная характером образовательной системы и адресной индустрией развлечений;
необходимость расставаться с молодёжной субкультурой и особой подростковой идентичностью при переходе на новый этап;
интериоризация конфликта между системой ценностей воспитателей и актуальными требованиями социума;
внешний прессинг социальных институтов.
№74 слайд
Содержание слайда: 51. Важнейшие итоги
развития в отрочестве
завершение формирования самосознания;
качественный скачок в интеллектуальном развитии;
формирование взрослой идентичности;
установление новых значимых межличностных отношений;
освобождение от тотального контроля со стороны взрослых;
завершение физиологического формирования.
№75 слайд
Содержание слайда: 52. Прогрессивные исходы
внутреннего конфликта в отрочестве
Признаки формирования позитивной взрослой идентичности как главной цели личностного развития в отрочестве:
осознание личностью себя в чёткой временной перспективе;
уверенность в собственных силах;
фиксация социальных ролей личности;
стремление к получению образования и профессионального опыта;
ясная гендерная позиция с соответствующим полоролевым поведением;
осознание своего актуального положения в иерархии власти/подчинения и в создании реалистических карьерных планов;
достижение стабильной мировоззренческой позиции.
№76 слайд
Содержание слайда: 53. Регрессивные исходы
внутреннего конфликта в отрочестве
Признаки невротического развития личности подростка и проблем в формировании взрослой идентичности:
невозможность разграничения прошлого, актуального и будущего себя;
излишняя рефлективность;
перманентное ролевое экспериментирование;
стагнация действия;
бисексуальность самосознания и полоролевого поведения;
социальная маргинальность;
мировоззренческая неопределённость, смешение ценностей и духовных ориентиров.
№77 слайд
Содержание слайда: 54. Культурная
обусловленность возрастного развития
Психические процессы и функции, а также механизмы, направления и результаты личностного роста не универсальны.
Вариативность формирования личности и её психологических характеристик исторически и культурно обусловлена для каждого этноса, для каждой субкультуры.
Специфические возрастные особенности восприятия, памяти, воображения, мышления представителей разных социумов среди прочих факторов сами определяют уникальность той или иной культуры.
№78 слайд
Содержание слайда: 55. Фундаментальные
направления возрастной психологии
В психоанализе и в когнитивной психологии изучаются универсальные механизмы возрастного развития.
Культурно-историческая и этнопсихологические школы утверждает культурную обусловленность самой возрастной периодизации развития.
Основатели этого направления –
Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия,
Р. Бенедикт,
М. Мид.
№79 слайд
Содержание слайда: 56. Роль ценностных
ориентаций в когнитивном развитии личности
Язык и «критерии значимости» являются двумя типами культурных факторов, обуславливающих познавательное развитие индивида.
При обсуждении «критериев значимости», иными словами, при обсуждении ценностной ориентации, исследователь Дж. Брунер сосредоточился на проблеме различия между коллективистской и индивидуалистической ориентациями.
Образовательные институты в Западной культуре могут играть решающую роль в переходе от изначальной коллективистской ориентации к индивидуализации мышления.
№80 слайд
Содержание слайда: 57. Роль языка
в когнитивном развитии личности
Обучение в высшей школе качественно меняет направление познавательного развития подростков. Значение слов рассматривается как изменяющееся от говорящего к говорящему – рождается понимание психологической относительности.
В этом понимании латентно содержится отделение взрослеющим человеком себя и своей точки зрения от других с их точками зрения. Высшая школа оказывается общественным институтом, в рамках которого протекают завершающие этапы этого процесса.
№82 слайд
Содержание слайда: 59. Сферы
развития подростка
Четыре «сферы развития», в которых проявляются возрастные изменения:
сексуальность;
когнитивное развитие;
собственно сфера социализации;
сфера формирования и осознания идентичности, где
идентичность – субъективное ощущение непрерывной самотождественности, восприятие целостного образа Себя в многообразии своих социальных связей, комплекс когнитивных представлений о своём жизненном пути.
№83 слайд
Содержание слайда: 60. Стадии
развития когнитивной сферы
Согласно теории Ж. Пиаже, мышление основано на восприятии в раннем детстве, когда преобладают:
сенсомоторная (преобладающая до 2-х лет) стадия;
дооперациональная (от 2-х до 7 лет) стадия;
на стадиях:
конкретных операций (7 – 12 лет);
формальных операций (с 12-ти лет);
– мышление уже оперирует представлениями.
№85 слайд
Содержание слайда: 61. Формально-логическое
мышление и интеллект как личностная ценность
Формально-логическое мышление Ж. Пиаже определял
как высший уровень развития человеческого интеллекта,
как способность формулировать абстрактные гипотезы.
Формально-логическое мышление характеризуется возможностью практического использования
четырёх логических операций:
идентичность (воспроизведение найденного способа решения задачи);
отрицание (отказ от известного пути);
реципрокность (нахождение альтернативного решения, приводящего к искомому);
коррелятивность (обнаружение непричинных связей и их использование).
№86 слайд
Содержание слайда: 62. Основные положения
критики концепции Ж. Пиаже
Переход к формально-логическому мышлению большинства подростков 14–15 лет Пиаже полагал в целом не зависящим от школьного образования. Однако темп когнитивного развития является не столько возрастной характеристикой, сколько связан с особенностями и интенсивностью стимуляции интеллекта подростка в семье и в образовательных учреждениях.
Пиаже и сторонники его школы создали теорию, не учитывающую параллельного формирования в отрочестве иных типов человеческого мышления: символического и образного, а также практического интеллекта, между тем именно они позволяют соотносить субъективную реальность с объективной картиной мира.
№87 слайд
Содержание слайда: 63. Модели формирования
интеллекта в отрочестве
Большая часть людей подтверждают в своём развитии гипотезу стабильности IQ, однако удалось зафиксировать ещё четыре модели формирования интеллекта в период взросления:
интеллект человека, достигнув максимума в предпубертатный период, в отрочестве заметно снижается,
интеллект, снизившись в начале школьного обучения, в отрочестве неожиданно возрастает.
Модели №№ 3 и 4 описывают вундеркиндов, превращавшихся в заурядных людей по мере взросления.
Вывод: отрочество и юность – переломный период как в развитии интеллекта, так и в формировании представлений человека о возможностях собственного интеллекта.
№88 слайд
Содержание слайда: 64. Идентичность подростка
и последствия педагогической некомпетентности преподавателя
Рост IQ студента может остаться незамеченным из-за сформировавшихся предубеждений в отношении него,
Снижение IQ, тяжело переживаемое самим учащимся, может быть ошибочно принято за недостаток усидчивости и повлечь незаслуженные порицания.
И то и другое чревато тяжёлой психической травмой, которая сама окажется негативным фактором не только обучения, но и личностного развития молодого человека.
Коммуникативная некомпетентность преподавателя усугубляет дистресс у учащихся.
№89 слайд
Содержание слайда: 65. Когнитивный синтез
как фактор формирования идентичности
Когнитивный синтез определяет:
возможность построения гипотез,
новые отношения индивида со временем,
рефлексия формируется как новоприобретённая особенность сознания,
подросток начинает строить планы взрослой жизни.
Гипотетическое будущее, которое рисует в своём воображении подросток, в своей реализации, к сожалению, не подчиняется формальной логике.
№90 слайд
Содержание слайда: 66. Кризисы идентичности
Идентичность, по Э. Эриксону, – чувство постоянства и протяжённости Я, вера в ценность своей социальной роли, результат примирения противоречий жизненного опыта, связующее звено между прошлым и будущим.
Возрастные кризисы суть кризисы идентичности: сложившееся на предыдущем этапе представление человека о себе рушится, приходя в несоответствие с осознаваемыми внешними и внутренними переменами.
Восстановление идентичности – единственный способ выхода из нормативного возрастного кризиса.
№91 слайд
Содержание слайда: 67. Этапы и области
формирования идентичности
– они соответствуют решениям, принятым в ситуации выбора между:
осознанием себя в чёткой временной перспективе и невозможностью разграничения прошлого, актуального и будущего себя;
уверенностью в себе и излишней рефлективностью;
фиксацией социальных ролей и перманентным ролевым экспериментированием;
стремлением к образованию и стагнацией действия;
ясной гендерной позицией с соответствующим половым поведением и бисексуальной неопределённостью;
осознанием себя в иерархии власти / подчинения и маргинальностью;
стабильной мировоззренческой позицией и смешением ценностей.
№92 слайд
Содержание слайда: 68. Аспекты исследования
процессов взросления подростка
М. Мид исследовала:
вхождение подростка в общество взрослых, отраженное в динамике его трудового вклада в жизнь семьи и общины;
динамику социальных и родственных связей подростка по мере его взросления;
влияние культуры на характер ожидаемых половых ролей;
влияние культурного идеала на характеристики темперамента и психологического типа взрослого члена общества;
наличие или отсутствие подросткового кризиса со всеми его признаками, характерными для европейской цивилизации.
№94 слайд
Содержание слайда: 70. Негативные факторы
взросления, по М. Кле
М. Кле отрицал понятие «нормативности» возрастных кризисов, полагая аномальными негативные факторы взросления человека в Западном обществе:
вынужденную изоляцию подростка от мира взрослых:
в современной образовательной системе;
в индустрии развлечений;
возникновение на этой почве молодёжной субкультуры;
необходимость последующего отказа от самостоятельной подростковой идентичности, сложившейся в условиях возрастной сегрегации.
№95 слайд
Содержание слайда: 71. Важнейшие
психологические задачи юности
установление социальных связей, обеспечивающих успешность человека в жизни,
формирование идентичности.
И. Кон подчёркивает, что осознание идентичности
(к 17– 25 годам) невозможно без удовлетворения потребности в достижениях.
Задача преподавателя – сделать так, чтобы основной ареной стремления к успеху стала для студента его познавательная деятельность и подготовка к будущей деятельности профессиональной.
№96 слайд
Содержание слайда: 72. Уровни и стадии
морального развития, по Колбергу
На доконвенциональном уровне развития
(в детстве) присутствует гетерономная мораль
и индивидуализм.
Второй уровень – конформной морали:
стадия собственно конформности (поступки определены желанием нравиться и поддерживать добрые отношения),
стадия осознания социальной системы.
Третий уровень автономных моральных принципов:
стадия социального договора,
стадия универсальных этических принципов .
№97 слайд
Содержание слайда: 73. Семейные
воспитательные модели
Элдер описал семь «моделей родительской власти»:
автократичная (подросток полностью отстранён от участия в принятии касающихся его решений),
авторитарная (подросток имеет право только совещательного голоса),
демократичная (родители имеют право утвердить или отклонить самостоятельно принятые решения подростка),
эгалитарная (полное равноправие в обсуждении семейных проблем),
разрешающая (подросток имеет право принимать ответственные решения, но обязан информировать о них родителей),
попустительская (подросток сам дозирует доступную его родителям информацию о принятых им решениях),
игнорирующая (родители не заинтересованы в информации о принятых подростком решениях).
№98 слайд
Содержание слайда: 74. Три измерения
подростковой идентичности, по Р. Томэ
«состояние Я» (при ответе на тест «Кто я?» в раннем отрочестве преобладают ответы, относящиеся к
пассивному Я: «кем я являюсь» – и
активному Я: «что люблю, чем занимаюсь»;
на пороге юности «состояние Я» чаще характеризуется абстрактными категориями и субъективным Я-состоянием);
формальный социальный статус (он важнее, по данным Томэ, для юношей) и личностные качества (наиболее важные для девушек);
оценочное измерение идентичности (при ответах на тест испытуемыми подчёркивалась социальная желательность или нежелательность собственных черт характера).
№99 слайд
Содержание слайда: 75. Сферы активности
личности и статусы идентичности
Идентичность, по Марсия, – структура интенций, привычек и активных следов предшествующих идентификаций. Она пронизывает три основные сферы активности личности:
идеологическую (реализация религиозных и политических убеждений),
профессиональную,
психосексуальную.
Статусы идентичности подростков:
реализованная идентичность,
статус моратория,
статус диффузии,
статус предрешённой идентичности.
№101 слайд
Содержание слайда: 76. ВУЗ как социализирующая
среда и сфера самоактуализации
Социализация – интеграция индивида в общество, приобретение им опыта, необходимого для исполнения социальных ролей (по М. Херсковицу). Социализация – более универсальный процесс, чем связанная с ним
инкультурация – освоение принципов миропонимания и поведения, присущих данной культуре. Инкультурация позволяет сохранять и, вместе с тем, развивать наследие предков, поэтому
осуществляется в два этапа:
детство и юность (когда культурные нормы усваиваются безоценочно и без возможности выбора);
зрелость (когда элементы культуры воспринимаются и транслируются потомкам избирательно, в индивидуальной творческой интерпретации).
№102 слайд
Содержание слайда: 77. Культурная трансмиссия
Культурная трансмиссия – механизм воспроизведения групповых норм и ценностей, включающий социализацию и инкультурацию.
В зависимости от преобладающего агента трансмиссии она может быть:
вертикальная прямая (передача культуры от родителей к детям);
вертикальная «непрямая» (от любых взрослых к юному поколению);
горизонтальная (при которой агентами трансмиссии выступают сверстники).
№103 слайд
Содержание слайда: 78. Традиции
университетского образования
Х. Вольф и В. Лейбниц стали авторами новой модели развития науки, оформившейся к концу XVIII в. в Германии, её основные положения – следующие:
принцип единства научного исследования и преподавания внутри самоуправляющегося университета;
истина не есть данность, её можно и должно искать;
цель преподавания – побудить слушателей к поиску,
сделать их равными участниками процесса познания;
свобода в науке есть свобода излагать свои мысли с кафедры, выбрать предмет обучения и направление научного исследования согласно своим интересам;
приоритет живого общения профессоров и студентов.
№105 слайд
Содержание слайда: 79. Специфика
учебных программ в США
Изучение психологии студента считается приоритетным в образовании и профессиональной деятельности преподавателя.
С помощью преподавателей-консультантов каждый студент составляет для себя индивидуальную программу, которая включает разные типы курсов:
базовые вводные курсы,
основные курсы профилирующих дисциплин,
курсы по выбору, позволяющие более глубокое изучение отдельных аспектов основных курсов,
до четверти от общего числа предметов факультативных курсов, в том числе и выходящих далеко за рамки будущей специализации,
дисциплины повышенной сложности, которые должны изучить претенденты на «красный» диплом сверх общей программы.
Ориентация на специализированную профессиональную деятельность в избранной студентом научной или практической сфере, для чего осуществляется совместная научная работа преподавателей и студентов.
№106 слайд
Содержание слайда: 80. Цели
Болонского процесса
Болонская декларация подписана в 1999 году
29 министрами образования европейских государств.
Задачей подписания было создание единого европейского образовательного пространства, руководимого едиными принципами.
Основные цели Болонского процесса:
создание европейского образовательного проекта,
поддержание конкурентоспособности европейского образования по сравнению с образованием в США,
обеспечение возможностей реформирования и модернизации европейской системы образования.
№107 слайд
Содержание слайда: 81. Уровни человеческих
потребностей, по А. Маслоу
Основные физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, сне, жилище и др. Деньги, высокий заработок, обеспечивает удовлетворение этих потребностей.
Потребности в безопасности. Этим потребностям отвечают такие стимулы, как гарантированная работа, социальное страхование, перспективы финансовой состоятельности.
Потребность в социальной общности, в любви и принадлежности. Разнообразные проявления социума способствуют удовлетворению этой потребности.
Потребности в уважении и самоуважении. Сама работа и социальный престиж положения может быть более важным мотивом, чем деньги.
Потребности в самореализации (самоактуализации). Это не состояние, но процесс раскрытия своих потенциальных возможностей, нахождения своего места в жизни.
№109 слайд
Содержание слайда: 83. Метод
мотивирующего соучастия в работе
включает:
необходимость принятия во внимание голоса выполняющего задание при решении проблемы,
необходимость согласия его с окончательным решением;
совместное принятие решений, использование индивидуальной и коллективной «мудрости»;
делегирование прав, совместное выявление проблем;
создание механизмов для налаживания сотрудничества.
№110 слайд
Содержание слайда: 84. Теория
мотивационной гигиены Герцберга
Факторы социо-организационной среды, сопутствующие удовлетворенности деятельностью:
гигиенические, или «регуляторы мотивации»: гарантия сохранения свободы научной и педагогической деятельности преподавателя, его социальный статус, условия труда, межличностные отношения, зарплата, поощрение реализации личностных склонностей и научных интересов.
собственно мотивационные факторы: трудовые успехи, признание заслуг, сам процесс работы, степень ответственности, статусный и профессиональный рост.
№111 слайд
Содержание слайда: 85. Принципы
положительных подкреплений деятельности
по Т. Питерсу и Р. Уотермену
вознаграждение должно быть:
конкретно,
безотлагательно,
достижимо,
носить нерегулярный и непредсказуемый характер,
включать «неосязаемое, но многозначительное» личное поощрение от лица, осуществляющего контроль.
№112 слайд
Содержание слайда: 86. Мотивирование
педагогической деятельности
обогащение содержания работы учёного, осуществляющего параллельно с основной научной также и педагогическую деятельность;
применение гибких организационных форм;
учёт ценности индивидуального творческого подхода в педагогической деятельности;
реализация новых форм организационного взаимодействия, в том числе неформальное общение руководства ВУЗа с профессорско-преподавательским составом.
№113 слайд
Содержание слайда: 87. Принципы
личностной мотивации деятельности
Стремление к цели не исключает возможности жить сегодняшним днём.
Основная ответственность за собственную мотивацию к профессиональной деятельности лежит на самом человеке.
В своём развитии всё и все проходят через ряд кризисов.
Мотивация к профессиональной
деятельности – лишь часть мотивации к жизни.
№114 слайд
Содержание слайда: 88. Метапотребности
личности
Под метапотребностями Маслоу понимал следующие:
в правде, благости, красоте, цельности,
в преодолении дихотомии,
в восприятии уникальности, совершенства, завершенности, справедливости, порядка,
в проявлении таких качеств, как живость, простота, вольность, игривость, самодостаточность,
в осмысленности,
в осознании необходимости,
в ощущении многообразия и подвижности жизни.
Удовлетворение этих потребностей людьми в процессе их самоактуализации и создает метамотивацию, в частности, профессиональной деятельности.
№115 слайд
Содержание слайда: 89. Самоактуализация
личности
Профессионалы, движимые метамотивацией, субъективно воспринимаются как увлеченные люди, служащие своему предназначению, обретшие свое призвание.
Их профессиональная деятельность – воплощение сущностных ценностей личности, а не только средство достижения внешних целей. В своей работе они любит то, что ценно для них как для личности. Это и составляет суть самоактуализации.
Метагедонизм – такое отношение к удовольствию, при котором отсутствует противоречие между наслаждением и долгом: стремление человека соблюсти свои высшие интересы полезно всем.
№116 слайд
Содержание слайда: 90. Метапатология,
или «фрустрация идеализма»
А. Маслоу назвал так эмоциональное заболевание, вызванное депривацией метапотребностей, когда при удовлетворении базовых потребностей не происходит удовлетворения высших.
Симптомы метапатологии:
тоска, апатия, безразличие, отчаяние,
чувство собственной бесполезности и незначительности,
цинизм, отчуждённость,
вандализм,
склонность к агрессии.
Факторы депривации метапотребностей:
внутренняя амбивалентность,
«встречные оценки».
№118 слайд
Содержание слайда: 91. Методы академической
риторики: компетентностный подход
Академическая риторика – важнейшее условие формирования профессиональной идентичности студентов.
Формирование профессиональной идентичности студентов – это:
системное переструктурирование их когнитивной и мотивационной сфер в процессе образования,
создание личностной установки демонстрировать конкретные профессиональные компетенции на практике,
создание мотивации к дальнейшему самообразованию.
№119 слайд
Содержание слайда: 92. «Новая риторика»
о механизмах речевого воздействия
Цель и основная задача риторики – формирование этоса путём введения и снятия языковых нарушений. Фигуры и тропы, классические инструменты оратора, – образцы подобных нарушений.
Риторическая фигура – необычный оборот речи, усиливающий её эмоциональное воздействие.
Троп – разновидность фигуры, использование слова или фразы в переносном значении.
Этос – особое аффективное состояние слушателя в результате воздействия сообщения оратора.
№120 слайд
Содержание слайда: 92. «Новая риторика»
о механизмах речевого воздействия
Метаболы, в их числе риторические фигуры и тропы, – отклонения от «нулевой ступени» языкового кода, необходимое условие порождения этоса.
Виды метабол:
Метаплазмы;
Метатаксис;
Метасемемы;
Металогизмы
Теория метабол в сочетании с теорией этоса раскрывает стратегию речевого убеждения в «новой риторике».
№121 слайд
Содержание слайда: 93. Студенты
о преподавателях: данные опроса
Наиболее высоко ценимые качества преподавателя
(по данным С.Д. Смирнова):
широкий кругозор,
увлечённость предметом и знание его,
интерес к личности студента,
уважение, терпимость,
понимание, доброжелательность,
Справедливость.
Непростительные недостатки преподавателя:
низкий уровень культуры,
невежество,
нетерпимость, унижение достоинства студента,
фальшь в отношениях со студентом, высокомерие,
жестокость, злость, агрессивность.
№122 слайд
Содержание слайда: 94. Атрибуции
в педагогическом общении
Каузальная атрибуция («приписывание причины») – ошибочная интерпретация причин поведения студента в условиях недостаточности информации об этих причинах.
Ошибки атрибуции зависят от того,
уникально или типично интерпретируемое действие,
социально приемлемо оно или нет,
от принципа отбора причин:
обесценивание – невнимание к причинам, имеющим альтернативу,
усиление – чаще приписывается чем-либо подкреплённая причина,
от позиции субъекта восприятия (участник или наблюдатель).
№123 слайд
Содержание слайда: 95. Типы
приписываемых причин
личностные (зависящие от представлений о личности того, кому приписывают причины);
обстоятельственные (зависящие от интерпретации ситуации, в которой оказался тот, кому приписывают причины);
объектные (причина приписывается объекту, на которое направлено действие).
Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, участник – объектную или обстоятельственную.
Приписываются не только причины, но и намерения, чувства, качества, ответственность за что-то, поэтому говорят не только о каузальной атрибуции, но об атрибутивных процессах вообще.
№124 слайд
Содержание слайда: 96. Фундаментальные
ошибки атрибуции
Причины фундаментальных ошибок:
ложное согласие («своя точка зрения – норма»);
неравные статусные позиции;
большее доверие к фактам, чем к обстоятельствам;
ложные (стереотипные / произвольные) корреляции;
игнорирование «неслучившегося»;
культурные факторы;
локус контроля индивида (во внутреннем или во внешнем мире он ищет причины успехов и неудач).
№125 слайд
Содержание слайда: 97. Мотивационные
ошибки атрибуции
Стремление сохранить самооценку в ходе приписывания причин поведения другому.
В случае своего успеха случившемуся приписываются внутренние причины, в случае неуспеха – внешние (в отношении других лиц возможны варианты).
Успехам более успешных приписываются внутренние причины, их поражениям – внешние.
Успехам менее успешных приписываются внешние причины, их неудачам – внутренние.
№126 слайд
Содержание слайда: 98. Стили
педагогического общения
авторитарный;
личностный;
либеральный.
В условиях компетентностного подхода к образованию наиболее эффективен личностный стиль:
в условиях благожелательного сотрудничества преподавателя со студентами он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого и ответную реакцию на интерактивное взаимодействие.
Этот стиль позволяет использовать в гармонии сильные стороны характера и интеллекта как преподавателя, так и студента.
№127 слайд
Содержание слайда: 99. Диалогическое общение
в теории Э. Бёрна
Единицей общения двух людей, по теории Э. Бёрна, следует считать трансакцию, состоящую из «трансактного стимула» (со стороны одного участника диалога) и «трансактной реакции» (ответа другого участника диалога).
Такой обмен репликами может происходить в одном из Эго-состояний собеседников или осуществляться одновременно на двух уровнях.
Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребёнок.
Виды трансакций:
простые дополнительные трансакции;
пересекающиеся трансакции;
скрытые трансакции (сразу на двух уровнях).
Скрытые трансакции в диалоге – признак наличия игры.
№128 слайд
Содержание слайда: 100. Результативность
педагогического общения
О компетентностной результативности образования свидетельствуют общие умения студента:
установка на решение профессиональных проблем вне зависимости от возможных изменений на рынке труда;
готовность к гибкому стратегическому планированию;
сочетание синтетических и аналитических способностей мышления, в том числе при оценке эмпирических данных.
№129 слайд
Содержание слайда: 101. Развитие
творческого мышления
Существуют конкретные методики сообщения знания в форме развития креативности:
поощрение интуиции и способности к рискованному поведению, то есть здоровой уверенности в себе;
студента нужно научить доверять самому себе, не бояться ошибок,
наставник в момент фрустрации студента, вызванной неудачей, должен уметь навести на поиск более эффективного решения задачи.
предостережение от интеллектуального конформизма;
негативные эмоции студента должны быть связаны с допущенной им ошибкой, а не с реакцией преподавателя.
№130 слайд
Содержание слайда: 102. Методы
поощрения креативности
совместная с преподавателем исследовательская деятельность.
тьюторская опека, помощь в получении знаний, выходящих за пределы программы обучения в данном вузе.
уже сам по себе научный поиск студента заслуживает симпатии в межличностных отношениях с преподавателем как положительного подкрепления.
№132 слайд
Содержание слайда: 103. Методики
формирования креативности
применение проблемных методов обучения;
применение «эвристических подходов» (задание самостоятельно выявить закономерность, сформулировать тему исследования и т.п.);
использование заданий открытого типа (не имеющих единственно правильного решения/ответа);
стимуляция воображения;
поощрение чувствительности студента к противоречиям и парадоксам (которые должны представать им не логической ошибкой, но катализатором новых идей);
правильная подача обратной связи преподавателем студенту.
№133 слайд
Содержание слайда: 104. Обратная связь
как обучающий механизм
Обратная связь – вид социального знания, получаемый в субъект-субъектных отношениях, сведения, получаемые человеком относительно своего мнения, поведения и облика, желательно при условии соблюдения принципа «здесь и теперь».
Под подачей обратной связи понимается намеренное вербальное сообщение другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты лицом, дающим обратную связь.
Основные виды обратной связи:
аппаратурная обратная связь (просмотр и прослушивание видео- и аудиозаписей);
личностная обратная связь.
№134 слайд
Содержание слайда: 105. Межкультурная
педагогическая коммуникация
Межкультурная коммуникация – вербальное и невербальное общение субъектов, принадлежащих к различным лингвокультурным сообществам, на языке-посреднике или на языке одного из субъектов-коммуникаторов.
В педагогическом межкультурном общении и преподаватель, и студент должны учитывать возможность специфических ошибок коммуникации.
Дискурсивные неудачи коммуникации, по Д.Б. Гудкову:
Этикетные, например, незнание социально-ролевого употребления местоимений.
Ошибки стереотипов поведения
а) языковых стереотипов;
б) ментальных стереотипов.
Энциклопедические ошибки (незнание культурных реалий).
Идеологические ошибки (ошибки интерпретации).
№136 слайд
Содержание слайда: 106. Просветительская
роль ВУЗов в обществе
Доступ к информации и повышению образовательного уровня в постиндустриальном обществе должен быть неограничен, это можно считать национальной задачей.
Поэтому значительна роль ВУЗов как центров постдипломного, дистанционного образования, а также самообразования, не предполагающего получения сертификатов об образовании вольнослушателями.
№137 слайд
Содержание слайда: 107. Перспективные
педагогические технологии
1) модель, построенная на бинарных методах обучения – объяснительных и «поисковых»,
2) конструктивистская и контекстная модели, широко привлекающие практические методы,
3) модель фреймового обучения (М. Кашапов), создающая системное представление о научном и практическом знании,
4) андрагогическая модель, полностью переносящая ответственность за результат образования на обучающегося,
5) личностно-ориентированная и личностная модели нацелены на раскрытие внутренних ресурсов,
6) модель социального научения (А. Бандура),
7) обогащающая, развивающая и формирующая модели, нацеленные на развитие общих и специфических мыслительных способностей студента,
8) деятельностная модель, ориентирующая студента на создание своей индивидуальной программы,
9) инновационная и компетентностная модели.
№138 слайд
Содержание слайда: 108. Компетентностная
модель образования
Компетентность – особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать и реализовывать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Базовое овладение знаниями, умениями и профессиональными навыками в современных условиях должно сопровождаться формированием аналитических, системных и коммуникационных компетенций.
Компетентностный подход предполагает:
обучение «методом погружения»: непосредственное введение в специфику научной деятельности преподавателя с параллельным получением базового образования студентом;
не количественный, а качественный критерий оценки итогов высшего образования и достигнутого профессионализма;
переструктурирование в процессе обучения в университете мотивационной сферы личности, первым следствием чего становится заинтересованность в продолжении образования и самообразования в течение всей жизни человека.
№139 слайд
Содержание слайда: 109. Принципы
компетентностного подхода
обеспечение эмоционального комфорта как преподавателям, так и студентам,
разумное применение практических методик обучения,
стимуляция личностного и профессионального развития,
обеспечение всех видов контроля результатов обучения,
организация самостоятельной научно-исследовательской работы студентов,
регулярное тестирование показателей профессионализма самих преподавателей,
использование обратной связи от студентов («преподавательских рейтингов»).
№140 слайд
Содержание слайда: 110. Задачи
инновационной модели образования
формирование системного профессионального мышления;
структурирование мотивационной сферы будущего специалиста;
воспитание коммуникативной компетентности;
формирование исследовательского отношения к действительности;
повышение качества высшего образования, ориентирующего на творческое решение профессиональных вопросов;
модернизация форм и методов обучения в направлении его вариативности и диалогичности;
выработка чётких единообразных критериев контроля за качеством образования и оценки уровня подготовки специалистов;
общее интеллектуальное развитие студентов.
№141 слайд
Содержание слайда: 111. Критерии
интеллектуального развития, по М. Кашапову
самостоятельность мышления,
быстрота и прочность усвоения учебного материала,
скорость при решении нестандартных задач,
умение отличать существенное от несущественного,
высокий уровень аналитико-синтетической деятельности,
критичность ума,
экономичность мышления,
высокий уровень рефлексии.
Компетентностно ориентированное обучение позволяет применять эти критерии для практической оценки образовательных результатов. Причём составляющие компетентности могут быть как явными, так и латентными, активация которых произойдёт с наступлением перемен во внешних условиях деятельности индивида.
№142 слайд
Содержание слайда: 112. Современные
требования к профессионалу
коммуникативная компетентность специалиста в условиях делового общения,
способность работать в команде,
умение решать нестандартные задачи,
аналитическое владение информационными технологиями,
владение ресурсами саморазвития и самоорганизации.
Профессиональные и личностные компетенции – это базовый пакет требований, которые могут быть предъявлены выпускнику вуза работодателем вне зависимости от его конкретной специальности и ВУЗа, который он закончил, это комплекс способностей применять знания в условиях изменяющегося социума.
№143 слайд
Содержание слайда: 113. Профессионализм
как свойство личности
Развитие профессиональных компетенций есть синергетический эффект наложения профессиональных знаний, умений и навыков на мотивационную и когнитивную готовность личности их использовать.
Поэтому формирование компетенций происходит через моделирование реальных ситуаций, в которых и определяется новая структура личностных и профессиональных качеств молодого специалиста.
№144 слайд
Содержание слайда: 114. Психологическая
компетентность преподавателя ВУЗа
Подготовка профессионала – это не только сообщение ему комплекса знаний и умений, но психологическая задача формирования его личности, воздействие на изменения в его когнитивной и мотивационной сферах.
Поэтому вузовским преподавателям, работающим по инновационной модели, необходима психологическая компетентность, включающая базовое психологическое образование и рефлексию собственного педагогического опыта в ходе тренингов.
№145 слайд
Содержание слайда: 115. Эмпатия –
основа компетентности преподавателя
Построение инновационной системы высшего образования требует подготовки вузовских преподавателей с доминированием гуманистической ориентации в их профессиональной деятельности и в структуре их личности.
В способности к эмпатии прежде всего проявляются коммуникационные компетенции преподавателя.
Эмпатия – эмоционально-когнитивный процесс, предполагающий сопереживание, частичную аффективную идентификацию, способность адекватного коммуникативного реагирования на вербальное и невербальное поведение другого человека и мотивацию к содействию ему.
№146 слайд
Содержание слайда: 116. Уровни развития
эмпатии, по Ю. Гиппенрейтер
Неразвитая эмпатия.
Эмпатия-сопереживание.
Эмпатия-сочувствие.
Конгруэнтная эмпатия.
Задачей развития эмпатии у преподавателей является снятие противоречия между признанием педагогами необходимости эмпатии в межличностных отношениях вообще и отрицанием её необходимости в профессиональной деятельности.
Психологическое образование показывает: эмпатические отношения со студентами не ставят под угрозу педагогическую дистанцию, которая обеспечивает эффективность учебного процесса.
№147 слайд
Содержание слайда: 117. Методы и этапы
развития эмпатии
Методы развития эмпатии:
подготовка в области теории гуманистической психологии на лекциях и в ходе самообразования (с последующим обсуждением в свободном общении),
применение полученных знаний в собственной педагогической деятельности,
практическая отработка эмпатических техник и моделей восприятия в ходе тренингов под руководством специалиста-психолога.
Этапы развития эмпатии, по Е.Д. Макаровой:
диагностический,
информационный,
практический,
креативный.
№148 слайд
Содержание слайда: 118. Развивающая
педагогическая коммуникация
Сообщение – основа развивающей коммуникации, презентация информационного комплекса всех элементов вербального и невербального поведения преподавателя перед студенческой аудиторией. Смысловое восприятие сообщения готовит студентов к восприятию смысла текста или препятствует ему.
Текст – авторское произведение, представляющее собой совокупность знаков, доступное отчуждению в вербальной форме (текст можно записать, сообщение – нет).
Продукты восприятия сообщений оратора (мысли и образы, возникающие у слушателей) преобразуются в новые потребности, мотивы, цели и установки, если сообщение помогает установить межличностный контакт преподавателя со студентами.
№150 слайд
Содержание слайда: 120. Функциональная
классификация невербальных знаков
Невербальные знаки воспринимаются как:
спонтанное невербальное поведение;
символическое невербальное поведение;
эмоциональные действия;
ритуальные действия;
выражение временного состояния;
выражение константных характеристик личности;
коммуникативные средства;
описательно-изобразительные средства;
модальные средства (средства оценки).
Скачать все slide презентации ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ Раздел I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В БАЗОВЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИ одним архивом:
-
Организация деятельности социально-педагогического и медико-психологического центра на основе народных традиций Проект педагог
-
Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
-
Психолого-педагогический анализ проблемы гендерных особенностей развития личности
-
Опыт работы психолога с педагогическим коллективом по проблеме психологической безопасности Педагог-психолог МОУ Дмитровская
-
"Современные психологические теории личности" - скачать презентации по Экономике
-
Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Память
-
Психологические проблемы педагогического оценивания (Морозова Д. М. , 4 курс ППО)
-
Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста педагога
-
Психология личности Методологические основы Презентация курса Автор: С. Л. Белых, канд. психол. наук, доцент каф. общей психологии
-
Формирование приёмов умственной деятельности учащихся Психолого-педагогический семинар