Презентация Религии народов Сибири и Дальнего Востока онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Религии народов Сибири и Дальнего Востока абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 102 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Религии народов Сибири и Дальнего Востока
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:102 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:3.78 MB
- Просмотров:94
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Сибирь
Обширный географический регион
в северо-восточной части Евразии, ограниченный
с запада Уральскими горами
с востока водораздельными хребтами у Тихого океана
с севера Северным Ледовитым океаном
с юга границей сопредельных государств России
(Казахстана, Монголии, Китая)
№4 слайд
Содержание слайда: Сибирь
В современном употреблении под термином Сибирь, как правило, понимается находящаяся в этих географических рубежах территория Российской Федерации, хотя как историческое понятие, в своих широких границах Сибирь включает в себя и северо-восток Казахстана, и весь Российский Дальний Восток
Сибирь подразделяется на Западную и Восточную
Также иногда выделяют Южную Сибирь (в горной части), Северо-Восточную Сибирь, Среднюю Сибирь
№9 слайд
Содержание слайда: Южная Сибирь
Только для народов Южной Сибири - алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят - исторические условия складывались более благоприятно: менее суровая природа, большая близость к культурным странам - Иран, Китай
У этих народов развились более прогрессивные формы хозяйства - скотоводство, местами земледелие; зарождались ранние формы классовых (патриархально-феодальных) отношений.
К этой группе народов близки были якуты, хотя они живут значительно севернее
№10 слайд
Содержание слайда: Версии происхождения слова «Сибирь»
Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка:
«Сибирь» (сэбэр) дословно можно перевести с тюркского как «мети», «подметай». Возможно, это связано с многочисленными сибирскими метелями и буранами
«Сибирмак» - татарское слово, означающее «очищать»
№12 слайд
Содержание слайда: Версии происхождения слова «Сибирь»
Версии, связанные с какой-либо этнической группой:
По версии З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр». Позднее она стало относиться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска
По версии В. Софронова, от тюркоязычной этнической группы, сейчас известной как сибирские татары, самоназвание которых (сыбыр), по мнению автора версии, фактически означает «местные»
№14 слайд
Содержание слайда: Шаманизм
До проникновения в Сибирь христианства, ислама, буддизма (XVI-XVIII вв.) там сохранялись самобытные формы верований и притом сравнительно долго
Эти верования обычно называют суммарно шаманством (шаманизмом)
Шаманство составляло преобладающую форму религии почти у всех народов Сибири
№16 слайд
Содержание слайда: Особенности шаманизма
могут значительно варьироваться от региона к региону:
Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь
Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана
№17 слайд
Содержание слайда: Особенности шаманизма
Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов
Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны
№22 слайд
Содержание слайда: Экстатическое путешествие шамана
встречается лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
отыскивает душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами
доставляет душу умершего к её новому пристанищу
обогащает свои знания за счет общения со сверхъестественными существами
№30 слайд
Содержание слайда: Камлание
Обычный прием действий шамана - камлание (шаманство, шаманский сеанс)
Он состоит в том, что шаман посредством пения, ударов в бубен, пляски или иными способами доводит себя до состояния экстаза
Люди верят, что в это время душа шамана отправляется в царство духов и вступает там с ними в общение, либо ведет переговоры, либо сражается с ними
№31 слайд
Содержание слайда: Камлание
Предполагают также, что духи иногда сами являются на призыв шамана, входят либо в его тело, либо в его бубен и говорят устами шамана
Шаманский сеанс происходит обычно вечером или ночью, длится несколько часов, и после него шаман чувствует крайнее изнурение, нуждается в отдыхе
№32 слайд
Содержание слайда: Камлание
Цель шаманского камлания - чаще всего лечение больного; но у многих народов шаманы считаются также предсказателями, гадают о пропавших вещах или животных, камлают для удачи на промысле, камлают на похоронах и пр.
Авторитет шаманов у всех народов был прежде очень велик, но обычно окрашен суеверным страхом перед ними
№34 слайд
Содержание слайда: Ступени посвящения
(бурятский шаманизм)
Чтобы стать шаманом, человек должен был, прежде всего, обладать наследственностью - утха (шаманский корень), т.е. иметь предка шамана
Подтверждением его «избранности» являлся какой-либо отличительный знак на теле - тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении
№43 слайд
Содержание слайда: Ступени посвящения
Седьмая ступень: (получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский плащ с железной накидкой)
Имел право делать все необходимые обряды и посвящал в шаманы начинающих
Мог иметь до трех бубнов
Только после седьмого посвящения шаман имел право посвящать в шаманские степени других шаманов
№45 слайд
Содержание слайда: Ступени посвящения
Восьмая ступень: (имеющий все). Имел всю необходимую шаманскую атрибутику и бубны разных размеров. У выдающихся шаманов было по несколько десятков бубнов. Знал глубоко всю шаманскую науку и имел право проведения сложных шаманских обрядов. Мог вызывать дождь и ветер
№46 слайд
Содержание слайда: Ступени посвящения
Девятая ступень: (высший сан посвящения, познавший истину в шаманизме). Мог быть вестником Тэнгэри, способен был проявлять различные чудеса, в т.ч. левитировать - подниматься в состоянии "онго" выше верхушек деревьев, пророчествовать и свободно общаться со всеми духами и путешествовать между всеми мирами
№52 слайд
Содержание слайда: Дух-покровитель шамана
Считается, что такой избранник духов не в силах отказаться от шаманского «призвания» и иногда принимает его против воли
Чаще этот «призыв» сказывается в возрасте полового созревания: человек заболевает, иногда делается как будто помешанным; и болезнь эта рассматривается как «зов» духа
Иногда дух является будущему шаману во сне. Перед принятием шаманской профессии духи «мучают» кандидата, доводят его почти до смерти
№53 слайд
Содержание слайда: Анимистические шаманские верования
У некоторых народов (особенно у нанайцев) есть вера в то, что дух-покровитель шамана - существо противоположного пола: для шамана это его «небесная жена», для шаманки - ее «небесный муж»
Отношения шамана к его духу-покровителю рассматриваются в таком случае как брачные отношения
№54 слайд
Содержание слайда: Духи-помощники шамана
Помимо духа-покровителя у каждого шамана есть духи-помощники
В них заключается его сила. Считается, что дает ему их его дух-покровитель
Если шаман служит своему духу-покровителю, то духи-помощники служат шаману. Они выполняют разные его поручения, помогают сражаться с враждебными духами, узнавать то, что сокрыто от других людей
Чем сильнее шаман, тем больше у него помощников
№58 слайд
Содержание слайда: Шаманы постоянно требовали от тех, кто пользовался их услугами, принесения жертв, по большей части кровавых
Шаманы постоянно требовали от тех, кто пользовался их услугами, принесения жертв, по большей части кровавых
Это было очень разорительно для шаманистов: если человек болел долго, он нередко лишался всего скота, который приходилось приносить в жертву духам по требованию шамана, и становился нищим
№63 слайд
Содержание слайда: Принадлежности шаманства
Все эти вещи как бы знаки достоинства шамана. В то же время им приписывают сверхъестественное или особое символическое значение
Надевая свой ритуальный костюм, шаман якобы становится птицей или оленем
Его бубен - это его верховой конь, олень, бык и т. п.
Каждая деталь костюма, подвеска, нашивка означают какого-нибудь духа
Роспись на бубне имеет какое-то мифологическое значение
№65 слайд
Содержание слайда: Принадлежности шаманства
Материальные принадлежности шаманства неодинаковы у разных народов. Например, есть разные типы бубна
У шаманов дальневосточных народов - легкие узко-ободные
У шаманов всех остальных народов - тяжелые широкоободные: овальные
(в Восточной Сибири), круглые (в Западной Сибири)
Встречаются бубны с росписью (например, у алтайско-саянских народов) и без росписи
№74 слайд
Содержание слайда: Женское шаманство
У более же развитых народов, где преобладали патриархально-родовые или патриархально-феодальные отношения, шаманкам приписывалась обычно меньшая сила, чем шаманам
Но это не везде. Например, у северных якутов шаманки считались более сильными, чем шаманы. Там же встречались другие пережитки прежнего преобладания женского шаманства: в Колымском округе шаман мог камлать не в профессиональном костюме, а в женском одеяний
№78 слайд
Содержание слайда: Родовые и семейные культы
Почти у всех народов Сибири практиковалось почитание родового и, особенно, семейного огня, домашнего очага
Существовали суеверные запреты в отношении очага: нельзя бросать в него что-либо нечистое. Очагу приносили небольшие жертвы, брызгая в него молоко, бросая кусочки пищи и т. п. К нему иногда обращались с настоящими молитвами, прося о покровительстве
Культ домашнего очага находился почти везде в руках женщин. Это явный пережиток материнско-родового строя
№80 слайд
Содержание слайда: Родовые и семейные культы
У эвенков, например, хозяйка дома перед началом семейной трапезы бросала в очаг самые лакомые кусочки еды и говорила: «На, ешь, сыта будь, зверя дай, чтобы сыто было»
Только у якутов и бурят, достигших наиболее высокого уровня развития, домашний очаг олицетворялся не в женском, а в мужском образе - как хозяин огня
№81 слайд
Содержание слайда: Родовые и семейные культы
У хантов, манси и селькупов каждая семья также имела своих священных покровителей - обычно в виде деревянных кукол с глазами из оловянных кружков:
Их завертывали в тряпки или меховые лоскутки
Им молились, приносили жертвы, считая покровителями промысла
№90 слайд
Содержание слайда: Пережитки тотемизма и культ медведя
Это широко распространенный «миф об умирающем и воскресающем звере» аналогичный мифу об умирающем и воскресающем божестве растительности у земледельческих народов
Люди, не желая лишиться покровительства со стороны убитого зверя, просят его не сердиться на них, выдумывают всякие оправдания: не мы-де тебя убили, а русские и т. п. Так оправдываются охотники перед медведем, убитым даже на охоте
№91 слайд
Содержание слайда: Пережитки тотемизма и культ медведя
В большинстве случаев не видно никакой связи родового культа с шаманством. Гиляки даже как бы подчеркивали различие и несоединимость этих двух форм религии: у них шаман не только никак не участвовал в медвежьем празднике, но и не мог камлать во время его, чтобы не оскорбить священного медведя
№92 слайд
Содержание слайда: Пережитки тотемизма и культ медведя
Но у некоторых народов шаманство, напротив, слилось с родовым культом. Так было у эвенков, бурят, особенно у юкагиров
У последних живые шаманы были служителями родового культа, а умершие - его объектами: по старым юкагирским обычаям, тело умершего шамана разрубали на части и раздавали сородичам, которые свято хранили эти реликвии и молились им
№94 слайд
Содержание слайда: Промысловый культ
Крашенинников (XVIII в.) видел и описал чрезвычайно интересные, видимо родовые, праздники кита и волка у ительменов
Во время такого праздника изготовляли из съедобной травы и сушеной рыбы большие изображения кита и волка, которые потом разрывали на части и съедали
№95 слайд
Содержание слайда: Промысловый культ
Промысловый культ был связан с верой в духов-хозяев, очень характерной для охотничье-рыболовческих народов Северной Азии. Эти хозяева бывают разных рангов
Например, по поверьям юкагиров, у каждого дикого зверя есть свой индивидуальный хозяин, так называемый педьюль. Юкагиры представляют себе его в довольно материальном виде, как хрящевистое затвердение под кожей животного. От воли педьюля будто бы и зависит послать данное животное под выстрел охотника или нет
№97 слайд
Содержание слайда: Промысловый культ
Все духи-хозяева сами по себе не добры и не злы, но они могут быть дружественны или неблагожелательны по отношению к человеку (охотнику, рыбаку) в зависимости от его поведения:
- если он проявляет должное почтение к ним, соблюдает установленные запреты, правила охоты, не совершает излишних жестокостей, убивает животных лишь в необходимом количестве, то хозяева милостивы к нему, посылают ему дичь
- за нарушение правил они гневаются, наказывают охотника, не давая ему добычи
№98 слайд
Содержание слайда: Промысловый культ
Промысловые духи-хозяева существуют в верованиях народов Сибири по большей части совершенно отдельно от шаманских духов, духов болезней, отдельно от семейных и родовых покровителей
- якуты называют духов-хозяев иччи, отличая их как от злых духов-абаагы, так и от благодетельных духов - лйыы. Иччи есть у любого предмета природы; они сами по себе не добры и не злы, но с ними приходится иметь дело охотнику на промысле. Из среды этих хозяев выделяются главные - хозяин тайги Байянай и др., которых особенно почитают охотники, принося им жертвы
- у бурят духи-хозяева эжин
- у алтайцев - ээзи
- у хантов и манси есть вера в лесных духов - унху
№99 слайд
Содержание слайда: У большинства народов Северной Азии предметом почитания были духи разных категорий, но не боги
У большинства народов Северной Азии предметом почитания были духи разных категорий, но не боги
Правда, есть сообщения, что в верованиях некоторых народов присутствовал и образ верховного божества:
- так, обские угры (ханты и манси) верили в небесного бога Нуми-Торыма
- ненцы - в небесного бога Нума (слово это значит просто небо)
Но культа этих богов не было
№100 слайд
Содержание слайда: Только у исторически самых развитых народов Сибири образы великих богов были более отчетливыми, занимали более важное место в культе
Только у исторически самых развитых народов Сибири образы великих богов были более отчетливыми, занимали более важное место в культе
Так, у якутов сложился целый пантеон добрых и злых богов:
во главе светлой части пантеона стоял великий добрый бог Айыы-Тойон (или Аар-Тойон), совершенно не вмешивавшийся в дела людей
во главе темной части - злой Подземный старик (Аллара-Огоньор, он же Арсан-Дуолай)
№102 слайд
Содержание слайда: У западных бурят, видимо под влиянием буддизма, сложился целый пантеон небесных богов - тенгриев:
У западных бурят, видимо под влиянием буддизма, сложился целый пантеон небесных богов - тенгриев:
55 светлых («западных»)
44 темных («восточных»)
Светлые и темные божества непрерывно враждуют между собою
Ниже тенгриев находятся столь же многочисленные ханы (цари)
Еще ниже - земные духи (заяны, эжины и др)
В этих сложных представлениях о богах сказалось не только влияние мировых религий, но и растущая социальная дифференциация в среде самих народов
Скачать все slide презентации Религии народов Сибири и Дальнего Востока одним архивом:
-
Община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Современное состояние, перспективы развития общин КМНС
-
ХРАМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Сделала : Тонкова Анастасия 11 класс
-
"Этнография народов южной Сибири" Электронная экспозиция
-
Природные условия и ресурсы Дальнего Востока (9 класс)
-
Природные ресурсы Дальнего Востока
-
Природные комплексы Дальнего Востока
-
Археологические культуры Дальнего Востока и Америки
-
Проект на уроках литературы Дальнего Востока
-
Первоцветы дальнего востока
-
Религии народов России