Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
18 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
43.50 kB
Просмотров:
82
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Специальная психология
Баширова Т.Б. канд.пед.наук, доцент кафедры коррекционно-развивающего обучения ИИПКРО
№2 слайд
Содержание слайда: Нарушение развития
Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению в широкую общественную среду и активной деятельности в ней.
Специальная психология – наука, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями в развитии. Занимается изучением особенностей, закономерностей и механизмов становления и функционирования их психики.
№3 слайд
Содержание слайда: Трудности развития
Это временные или постоянные помехи для полноценного овладения любой психической деятельностью, в том числе и учебной, а также для появления психологических новообразований, составляющих сущность развития.
Помехи могут быть внешними (ухудшенная социальная ситуация развития);
Внутренними, обусловленными спецификой мозговой организации или другими нарушениями функциональных систем организма.
№4 слайд
Содержание слайда: Традиционно сложились следующие разделы специальной психологии:
Специальная психология как совокупность знаний об общих закономерностях нарушений развития, принципах и методах их изучения.
Психология детей и подростков с нарушениями в развитии, задачами которой является изучение специфических особенностей, присущих каждому нарушению в отдельности.
Психологическая дифференциальная диагностика нарушений развития, включающая в себя знания об её задачах, принципах, методах и методиках, диагностических процедурах и диагностических заключениях.
№5 слайд
Содержание слайда: Цель специальной психологии
Определение путей социализации, обоснование адекватных систем обучения и воспитания детей, имеющих нарушения развития, поиск подходов к компенсации разнообразных трудностей, предупреждающих их усугубления.
№6 слайд
Содержание слайда: Задачи специальной психологии
Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с различными видами нарушений в нем.
Разработка диагностических методов и методик, позволяющих своевременно и правильно квалифицировать характер трудностей развития.
Психологическое обоснование коррекционных подходов к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями развития.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей, способствующего коррекции и препятствующего усугублению трудностей развития.
№7 слайд
Содержание слайда: Методологические принципы
Принцип объективности;
Принцип детерминизма;
Принцип системного подхода;
Принцип единства сознания и деятельности;
Принцип развития;
Принцип учета причин нарушенного развития;
Принцип учета первичного дефекта;
Принцип учета возрастных особенностей;
Принцип учета потенциальных возможностей;
Комплексности.
№8 слайд
Содержание слайда: Основные закономерности нарушений развития:
Замедление нормальной интеграции и дифференциации высших психических функций и нарушение межфункциональных взаимодействий в ходе их становления;
Специфика и затруднения в овладении различными видами деятельности;
Дивергенция биологического и социального планов развития;
Поливариативность отклоняющегося развития, связанная с биологической полиморфностью нарушений и вариативностью социальных условий.
№9 слайд
Содержание слайда: Психологические параметры дизонтогенеза
Функциональной локализации;
Время поражения;
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами;
Межфункциональные связи.
№10 слайд
Содержание слайда: Типологизация трудностей развития
Тотальные трудности;
Системные трудности;
Парциальные трудности
№11 слайд
Содержание слайда: Парциальные (отдельные) трудности развития
Это своеобразие формирования отдельных психических функций или компонентов при соответствии отдельных психических функций или компонентов при соответствии возрастным нормативам большинства параметров психического развития и отсутствии в деятельности и поведении отклонений, значительно нарушающих социальную адаптацию.
№12 слайд
Содержание слайда: Виды парциальных трудностей развития:
Трудности «физиологического» характера – связаны с особенностями мозговой организации и мелкими мозговыми повреждениями. Это недостаточность зрительно-моторной координации, разных видов гнозиса, произносительной стороны речи, фонематических процессов, конрструктивного праксиса;
Трудности «квазипсихологического» характера имеют нейропсихологическую основу: конституционально обусловленными особенностями темперамента, спецификой межполушарного взаимодействия, особенностями модальностей восприятия информации и т.д.
Трудности «психологического» характера проявляются в том, что ребенок не овладел определенными знаниями, умениями, навыками, или выработались нежелательные стереотипы поведения в том числе защитные и компенсаторные.
№13 слайд
Содержание слайда: Системные или сложные трудности развития:
Системность нарушений заключается в том, что, во-первых, они проявляются в разных функциональных системах психики, а во-вторых, сочетание разных диагностических признаков-симтомов образует своеобразные симптомокомплексы, которые также системны.
№14 слайд
№15 слайд
Содержание слайда: Типы системных трудностей развития:
Нарушения умственной работоспособности вследствие астенического и церебрастенического синдромов;
Невротические и неврозоподобные расстройства;
Проявления вегетатино-висцеральных дисфункций;
Проявления нерезко выраженных двигательных расстройств;
Нарушения общения вследствие речевых нарушений, нерезко выраженных дефектов слуха, минимальных проявлений РДА;
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения вследствие синдрома ММД, текущих психических заболеваний, последствий внутриутробной алкогольной интоксикации, лишения родительской заботы.
№16 слайд
Содержание слайда: Два типа нарушений работоспособности:
Первая группа (нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью):
- астенические состояния у соматически ослабленных детей;
-церебрастенические состояния;
-астено-невротические состояния соматогенной и церебральноорганической природы;
- астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.
Вторая группа (нарушения работоспособности в связи с расстройствами поведения):
-ситуационные реакции с нарушением поведения;
-невротические и неврозоподобные состояния;
-психогенное патологическое формирование личности;
-невропатии;
-мутизм;
-синдром РДА и др.
№17 слайд
Содержание слайда: Тотальные трудности развития – психический дизонтогенез
В результате дефекта качественно изменяется социальная ситуация развития ребенка;
Ребенок не может соответствовать социально-психологическому нормативу;
Социально-психологический норматив – это система требований, которые общество предъявляет человеку на каждой ступени его развития;
Заключаются в несоответствии большинства показателей психического развития ребенка возрастным нормативам, качественном своеобразии всех сфер его психики;
Результатом становится специфичность и неполноценность формирования любой деятельности и недостаточная адекватность поведения;
Без специальной коррекционно-развивающей работы адаптация к социуму невозможна.
№18 слайд
Содержание слайда: Виды отклоняющегося развития
Общее психическое недоразвитие;
Задержанное психическое развитие;
Поврежденное психическое развитие;
Дисгармоническое психическое развитие;
Искаженное психическое развитие;
Дефицитарное психическое развитие