Презентация Справедливость как философская проблема Горбатов В. В. НИУ ВШЭ, 2012 онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Справедливость как философская проблема Горбатов В. В. НИУ ВШЭ, 2012 абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 25 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Справедливость как философская проблема Горбатов В. В. НИУ ВШЭ, 2012
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:25 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:2.50 MB
- Просмотров:97
- Скачиваний:2
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Содержание
Содержание и смысл справедливости
Общая и частная справедливость
Виды справедливости
Парадигмы справедливости
Теория общественного договора
Право и справедливость в немецком идеализме
Либеральная теория справедливости Дж. Ролза
Неолиберальная теория справедливости Р. Нозика
№3 слайд
Содержание слайда: Справедливость
Аристотель: правосудность (т.е. справедливость) есть «полная добродетель, [взятая] однако не безотносительно, но в отношении к другому [лицу]. Поэтому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды»
Дж. Ролз: «справедливость есть первая добродетель общественных институтов»
№5 слайд
Содержание слайда: Справедливость как добродетель общества
Платон: справедливость есть выражение идеи государства/общества как такового (безусловный приоритет целого над частями)
«Есть ли у нас для государства зло более того, которое расторгает его и делает многим вместо одного, или добро более того, которое связует его и делает одним?»
Справедливость не есть
воздаяние каждому должного (напр., несправедливо наказывать душевнобольных)
делание добра друзьям и делание зла врагам (делание зла врагам ни в каком случае не может быть справедливым)
то, что сильный считает для себя полезным (взгляд многих софистов), потому что если атлету полезна говядина, то это не значит, что такая пища "полезна и справедлива" для слабейшего физически, а, кроме того, сильный может требовать и неполезного
№7 слайд
Содержание слайда: Виды справедливости
Аристотель: распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда, “достоинством” не все называют одно и то же:
сторонники демократии – свободу,
сторонники олигархии – богатство,
иные – благородное происхождение,
а сторонники аристократии – добродетель
Если отношения уравнивающей справедливости являются бинарными, то распределительная справедливость предполагает тернарные отношения
В первом случае два противостоящих друг другу лица равноправны, во втором – одно из этих трех лиц в качестве начальника налагает на двух других обязательства или предоставляет им преимущества
№9 слайд
Содержание слайда: Парадигмы справедливости
Воздающая (Г. Гегель, И. Фихте, Г. Харт, Дж. Фейнберг)
Возмездие, восстановление равновесия, восстановление права
Оцениваются единичные действия единичных людей
Распределительная (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Бентам, Дж.Ст. Милль – либерализм)
Соразмерное распределение дефициентных благ и рациональное разрешение связанных с ним конфликтов
Оценивается система распределения в целом
Меновая (Ф. Хайек – либертарианство, анархизм)
Все, что требуется от государства, это противодействие обману и насилию, обо всем остальном люди позаботятся сами
Оцениваются единичные взаимодействия (обмены)
№10 слайд
Содержание слайда: Теория общественного договора
Т. Гоббс «Левиафан» (1651)
Естественное состояние – «bellum omnium conta omnes»
Общественный договор заключается из страха ( авторитарная монархия), с ним возникают и права
Дж. Локк «Второй трактат о правлении» (1689)
Индивиды обладают естественными правами (на жизнь, собственность и достижение счастья) от рождения, и способны создать гражданское общество еще до создания государства
Они заключают общественный договор из «общего желания»
Этот договор отчуждает в пользу государя лишь отдельные права, связанные с необходимостью самозащиты, но он же возлагает на него обязанности защищать естественные права индивидов ( либеральная монархия)
Руссо «Об общественном договоре» (1762)
Индивиды в Е.С. обладают интересами, но не собственностью
Договор заключается для общественной пользы, а не для охраны прав собственности
Свобода возможна лишь через прямую демократию и народный суверенитет( либеральная республика)
№11 слайд
Содержание слайда: Теория справедливости Канта
Индивиды не просто автономны (как у Локка или Юма), но и обладают автономной моралью, которая имеет надежный фундамент в их собственном и в то же время универсальном для всех разуме
Общественный договор должен быть приемлем для равных и свободных граждан, каждый из которых руководствуется категорическим императивом
Общество больше не представляет собой «кооперативное предприятие в индивидуальных целях», поскольку в кантовском «царстве целей» нет противоречия между индивидуальным и общественным
Идея равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым («К вечному миру»)
№12 слайд
Содержание слайда: Гегелевская философия права
История – «прогресс духа в осознании свободы»
Всеобщая свобода требует, чтобы субъектив-ные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности — согласована с необходимостью
Гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности»
Преступление является выражением частной воли, отрицающей право
Наказание является «отрицанием отрицания», в котором право должно восстановить себя путем возмездия за его нарушение
№13 слайд
Содержание слайда: «Теория справедливости» Дж. Ролза (1971)
Метод рефлективного равновесия
Наши суждения о справедливости должны находиться в равновесии с нашими же принципами справедливости
Метод гипотетического контрактуализма
«Договор» у Ролза, в отличие от предшествующей договорной традиции, применяется не для легитимации политического режима, но играет эвристическую роль теста на желательность и достижимость принципов
№14 слайд
Содержание слайда: Обстоятельства договора
Объективные
Относительная недостаточность распределяемых ресурсов
Субъективные
Рациональность: индивиды стремятся к максимизации своих благ
Ограниченный альтруизм: индивиды лишены зависти (не являются эгоистами, но вполне «равнодушны к судьбе других»)
Заинтересованность в первичных благах: есть некоторые блага, которых рациональные индивиды не могут не желать: права и свободы, богатство, власть, здоровье, разум и т.д.
Занавес неведения: никто из договаривающихся не знает, как различные альтернативы (статус, интеллект, способности и пр.) смогут повлиять на их частный случай
№15 слайд
Содержание слайда: Справедливость с точки зрения теории игр
Рациональные автономные индивиды должны придерживаться стратегии максимина
Максимин – максимизирует минимальный результат для каждой альтернативы
выбирается наилучший ход игрока 1 при наихудшем (для 1) ходе игрока 2
Минимакс – минимизирует максимальный результат для каждой альтернативы
выбирается наихудший (для 1) ход игрока 2 при наилучшем ходе игрока 1
Если оба игрока ведут себя разумно, то выигрыш игрока 1 должен быть не меньше, чем максимин, и не больше, чем минимакс
Максимакс – максимизирует максимальный результат для каждой альтернативы
выбирается наилучший ход игрока 1 при наилучшем (для 1) ходе игрока 2
№16 слайд
Содержание слайда: Теорема фон Неймана о минимаксе
Дж. Фон Нейман (1928):
Рассматриваются игры с нулевой суммой (выигрыш одного игрока равен проигрышу другого). При этом каждый игрок может выбирать из конечного числа стратегий и считает, что противник действует наилучшим для себя образом
Теорема фон Неймана утверждает, что в такой ситуации существует "устойчивая" пара стратегий, для которых достигаемые минимаксы равны
Устойчивость стратегий означает, что каждый из игроков, отклоняясь от оптимальной стратегии лишь ухудшает свои шансы
№17 слайд
Содержание слайда: Дилемма заключенного
Двух заключенных, А и Б, обвинили в совместно совершенном убийстве, лишили возможности сговора и поставили условие: если сознаются оба, каждый получит пять лет тюрьмы, если сознается один, он получит только год, а другой — десять, если не сознаются оба — каждый получит по два года
№18 слайд
Содержание слайда: Дж. Ролз: общая концепция справедливости
Ролз считает, что участники гипотетического договора выберут следующую общую концепцию справедливости:
«Все первичные общественные блага – свобода и возможности, доходы и богатства, а также условия самоуважения – должны быть распределены поровну, если только неравное распределение каких-либо или всех этих благ не служит благу наименее преуспевающей части общества»
Принцип максимина превращает благо «наименее преуспевающей части общества» в благо, выбираемое всеми. Но является ли оно благом всех?
№19 слайд
Содержание слайда: Принципы справедливости по Ролзу
Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении общей системы равных основных свобод, соотносимой со свободой всех (принцип равной свободы)
Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они:
относились к позициям и должностям, открытым для всех при условии честного равенства возможностей (принцип честного равенства возможностей)
служили благу наименее преуспевающей части общества в соответствии с принципом справедливых сбережений (принцип различия)
(принципы перечислены в порядке их приоритета)
№20 слайд
Содержание слайда: «Анархия, государство и утопия» (1974)
Роберта Нозика
Старая либеральная идея «государство – ночной сторож»
«Оправдано существование только минимального государства, функции которого ограничены узкими рамками – защита от насилия, воровства, мошенничества, обеспечение соблюдения договоров и т. п.»
Любое государство с более обширными полномочиями «нарушает право человека на личную свободу от принуждения к тем или иным действиям и поэтому не имеет оправдания»
№21 слайд
Содержание слайда: Неолиберализм Роберта Нозика
Теория справедливости должна опираться не на понятие «достоинств и заслуг» (merits), а на понятие «правоуполномочения» (entitlement )
Концепция «само-собственности»
«человек вправе решить (или разрешить другому) сделать с собой все что угодно...»
NB: человека вполне можно использовать как средство, если он дал на это свое согласие
Распределительное налогообложение в неминимальном государстве будет эквивалентно использованию людей в качестве средств, т.е. частичному рабству
№23 слайд
Содержание слайда: Аргумент «от Уилта Чемберлена»
Пусть произошло распределение благ в соответ-ствии с некой схемой конечного состояния (Р1)
Представьте великого баскетболиста Уилта Чемберлена, который соглашается подписать контракт лишь при условии, что 25 центов от цены каждого билета достанется лично ему
Предположим, что в этом сезоне игру посмотрел 1 млн. человек и Чемберлен положил в карман $250,000, что гораздо больше всех доходов всех остальных – является такое распределение (Р2) несправедливым?
№24 слайд
Содержание слайда: Принципы справедливости по Нозику
Принцип справедливости приобретения
люди имеют право завладевать собственностью, которая никому не принадлежит
Принцип справедливости передачи
люди имеют право дарить свою собственность другим или добровольно обмениваться ею с другими
Принцип ректификации (исправления)
люди обязаны вернуть незаконно полученное владельцу
№25 слайд
Содержание слайда: Недостатки теории справедливости Нозика
Самоопределение требует не только свободы, но и ресурсов, которыми люди должны обладать в равной степени
Милль: не являясь более рабами по воле закона, громадное большинство населения становятся рабами по воле нищеты, поскольку они прикованы к месту, виду занятий, общине и к воле работодателя и отстранены от радостей жизни по случайному обстоятельству своего рождения
Возможно ли правомерное первоначальное приобретение вообще? (Руссо, Маркс)
Проблема ректификации: неясно, что следует делать, если в длинную цепь приобретений и передач закралась несправедливость
По Нозику, надо дойти до самого начала цепи и проследить, было ли первоначальное приобретение справедливым; но можно ли исправить историческую несправедливость, не нарушая чьих-то прав?
Скачать все slide презентации Справедливость как философская проблема Горбатов В. В. НИУ ВШЭ, 2012 одним архивом:
-
Горбатов В. В. ( НИУ ВШЭ ) 2012 Истина, контрфактический аргумент и дефляционная теория значения. - презентация
-
Истина, контрфактический аргумент и дефляционная теория значения Горбатов В. В. (НИУ ВШЭ) 2012
-
Жизнь и смерть как философская проблема
-
Двоякая роль возможных миров в логической семантике Горбатов В. В. Доклад на конференции «Онтология возможных миров» (ГУ-ВШЭ, 29 октя
-
Универсалистская парадигма в логике и принцип композициональности Горбатов В. В. ст. преподаватель ф-та философии ГУ-ВШЭ. - презента
-
Двоякая роль возможных миров в логической семантике Горбатов В. В. Доклад на конференции «Онтология возможных миров» (ГУ-ВШЭ, 29 о
-
Универсалистская парадигма в логике и принцип композициональности Горбатов В. В. ст. преподаватель ф-та философии ГУ-ВШЭ
-
Метод проектов как эффективный способ развивающего и проблемного обучения
-
Факультатив "Предпринимательский образ мышления" НИУ ВШЭ НН 28/09/2011
-
Философская лекция по теме: «Характеристики воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства