Презентация Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке математики посредством применения современных технологий онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке математики посредством применения современных технологий абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 36 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке математики посредством применения современных технологий
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:36 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:2.49 MB
- Просмотров:109
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда:
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он—совершенный учитель.
(Л.Н. Толстой)
№3 слайд
Содержание слайда: Если вы спросите, в чем польза образования, ответ будет прост: образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки.
Платон
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Образование – процесс, способствующий формированию личности, обладающей приемлемой для себя и общества системой ценностей
№4 слайд
Содержание слайда: Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.
№5 слайд
Содержание слайда: Актуальность заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением. К сожалению, как показывает анализ результатов итогового тестирования учащихся 9, 11 классов за несколько лет, многие выпускники школ не только не обладают данными качествами, но и слабо подготовлены к сдаче ЕГЭ по математике, а значит, и к поступлению в высшие учебные заведения, и к успешному продолжению образования в вузах.
№6 слайд
Содержание слайда: Универсальные учебные действия
Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).
Компетентность – «компетенции в действии» (А.В.Баранников).
УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Ученик – главная действующая фигура образовательного процесса
(И.С.Якиманская)
№7 слайд
Содержание слайда: Уже много лет преподавая курс математики в школе, я пришла к выводу, что именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, ведь она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
Исходя из определения , значение универсальных учебных действий можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения
проблем.
№8 слайд
Содержание слайда: Универсальные учебные действия - это умения:
ставить цель;
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, планировать, анализировать, рефлексировать, давать самооценку познавательной деятельности;
решать учебно - познавательные проблемы;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным критериям; устанавливать причинно - следственные связи;
самостоятельно выполнять различные творческие работы,
участвовать в проектной деятельности;
№10 слайд
Содержание слайда: Обеспечивая формирование универсальных учебных действий я опиралась на принципы:
1. Принцип актуализации межпредметных основ содержания образования.
Определение учебно-познавательной компетентности как ключевой, предполагает, что она относится в целом к общему содержанию образования, ко многим социальным сферам, обладает определенной универсальностью
2. Принцип личностной ориентации содержания образования предполагает направленность на индивидуализацию образования учащихся с учетом их интересов и склонностей.
3. Принцип усиления методологической составляющей содержания образования направлен на обеспечение универсальности и концептуального характера получаемых знаний, изучения основных теорий, законов, принципов, понятий, возможности самостоятельного применения полученных знаний в новых ситуациях.
№11 слайд
Содержание слайда: 4. Принцип обеспечения практической ориентации общего среднего образования предполагает формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения, навыки в реальной жизни для решения практических задач.
5. Принцип усиления содержания образования деятельностного компонента требует определения основных видов и способов учебной деятельности, связанных не только с конкретными образовательными областями, отдельными предметами, из разделами, но и универсальных для многих школьных предметов способов приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, т.е. так называемых общеучебных умений.
№16 слайд
Содержание слайда: Для формирования универсальных учебных дейсвий на уроках математики я выделила 4 этапа
1-этап - вводно -мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках математики создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы.(используется технолгия проблемного обучения)
2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
№17 слайд
Содержание слайда: 3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами , приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
№18 слайд
Содержание слайда: Таким образом, можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.
Один из приемов, которым я пользуюсь в своей работе, - это применение схем и знаковых моделей учебного материала(технология Шаталова В.Ф ) На первом уроке перед началом изучения любой большой темы ученик получает логико- смысловую схему изучения нового материала, где изображены основные разделы темы и связи между ними. Это помогает ученику понять логику изучения всей темы и систематизировать свои знания.
В результате этого я добиваюсь следующего : учащиеся видят, что деятельность учителя спланирована вперед;
по этой схеме ученик учиться ставить цель, учиться планировать свою работу;
учащиеся вкратце знакомятся с содержанием большой темы, с терминами, которые им предстоит усвоить;
учащиеся узнают, что все части большой темы связаны между собой и последовательность и не случайна, а обусловлена этими связями;
Ученик по этой схеме может самостоятельно, с помощью учебника, изучить материал, и если он пропустил урок, то он понимает, какой раздел необходимо изучить самому.
№19 слайд
Содержание слайда: Работа с таблицами, схемами
требует умения анализировать и обобщать, и в результате этого знания учащихся становятся осмысленными и системными.
Применение ИКТ на уроках для меня стало средством формирования универсальных учебных дейсвий
Основные черты урока с применением ЦОР:
1) создаётся и поддерживается высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
экономится и целесообразно расходуется время урока.
Мною выбрана следующая технологическая схема урока:
контроль опорных знаний, умений, навыков (8 мин.);
постановка целей, усвоение новых знаний (20 мин.);
закрепление полученных знаний (15 мин.);
домашнее задание (2 мин.);
№20 слайд
Содержание слайда: Иногда на уроках используются элементы
игровой технологии.
В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Пытаюсь использовать это при проведении дидактических игр на некоторых уроках, особенно в 5-9 классе.
Например, игра «Математическая рыбалка» « Своя игра» при проведении устной работы или «Математическая эстафета» при решении квадратных уравнений различного вида.
№21 слайд
Содержание слайда: Вывод:
с применением в обучении приемов формирования универсальных учебных действий с применением элементов современных технологий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога) уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования школьника в целом.
И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношениями между учителем и учениками и многим другим.
№22 слайд
Содержание слайда: Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.
Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:
является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
№23 слайд
Содержание слайда: Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
№24 слайд
Содержание слайда: Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
№25 слайд
Содержание слайда: Приёмы формирования коммуникативных УД
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
№26 слайд
Содержание слайда: 1.Личностные универсальные учебные действия
– идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,помощь и др.
№27 слайд
Содержание слайда: 1. Личностные универсальные учебные действия, отражающиеотношение к учебной деятельности:
– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
– выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
№28 слайд
Содержание слайда: 1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
– анализировать собственную работу: соотносить план и
совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины;
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
№29 слайд
Содержание слайда: Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы познания окружающего мира по его целям(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
фиксировать их результаты;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
Сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
№30 слайд
Содержание слайда: Познавательные универсальные учебные действия,
формирующие умственные операции
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
Сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
№31 слайд
Содержание слайда: . Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
- составлять план простого эксперимента;
– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
№32 слайд
Содержание слайда: Коммуникативные универсальные учебные действия,
отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
– различать особенности диалогической и монологической речи;
– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя
информацию, полученную из разных источников
№34 слайд
Содержание слайда: Формула успеха:
Увлеченность + видение + действие = успеху
Если у тебя есть увлеченность плюс видение, но нет действия –
Ты – пустой мечтатель
Если у тебя есть видение плюс действие, но нет увлеченности –
Ты – посредственность
Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет правильного видения –
Ты достигнешь цели, но поймешь, что она ошибочна
№35 слайд
Содержание слайда: Список литературы
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (содержит текст федерального государственного образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.
Сайт издательства Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi
Скачать все slide презентации Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке математики посредством применения современных технологий одним архивом:
-
Возможности информационных технологий обучения в процессе формирования и развития универсальных учебных действий
-
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке
-
Возможности информационных технологий обучения в процессе формирования и развития универсальных учебных действий
-
Формирование универсальных учебных умений путём применения проектной технологии в процессе обучения учащихся в начальной школе
-
Формирование универсальных учебных действий на уроках «открытия» новых знаний по технологии деятельностного метода
-
Технология 2 класс Формирование универсальных учебных действий на этапах урока технологии Учитель начальных классов МОУ «СОШ
-
Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий учитель начальных классов Маслова О. В
-
Формирование универсальных учебных действий с использованием информационно-коммуникационных технологий
-
Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий
-
Формирование универсальных учебных действий как метапредметных результатов освоения ООП НОО 14 декабря 2011 г. - презентация