Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
23 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
926.76 kB
Просмотров:
83
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения
на уроках чтения в 4 классе
Автор: учитель начальных классов
Закалашвили Зоя Заликоевна
МБОУСОШ№ 4
п.Росляково
ЗАТО Североморск
Мурманской области
№2 слайд
Содержание слайда: Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.
Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
Совершенствовать выразительность чтения.
№3 слайд
Содержание слайда: Что такое тропы?
Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами.
Название «троп» – от греч. «тропус»,что значит «образное выражение, оборот».
№4 слайд
№5 слайд
Содержание слайда: Фонетические средства
Аллитерация.
Ассонанс.
Звукоподражание.
Интонация.
Ритм.
Пауза.
Рифма.
№6 слайд
Содержание слайда: Лексические средства
Аллегория
Метонимия
Метафора
Сравнение
Олицетворение
Гипербола
Перифраза
Паронимы
Синекдоха
Литота
Оксюморон
Парадокс
№7 слайд
Содержание слайда: Сравнение
Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.
№8 слайд
Содержание слайда: Эпитет
Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.
№9 слайд
Содержание слайда: Метафора
Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ.
№10 слайд
Содержание слайда: Олицетворение
Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека.
№11 слайд
Содержание слайда: Метонимия
Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет.
Конечно, бродит не гармонь ,а гармонист. Почему же поэт назвал человека словом, обозначающим инструмент ?Для того, чтобы читатель сразу понял, что гармонист не только бродит, но играет, причем играет что-то грустное (гармонь одинокая)
№12 слайд
Содержание слайда: Аллегория
Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах
Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощается в образе осла, трусость –в образе зайца, хитрость – лисы.
№13 слайд
Содержание слайда: Гипербола и Литота
Гипербола, или художественное преувеличение.
Литота, или художественное преуменьшение.
№14 слайд
Содержание слайда: Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов?
№15 слайд
№16 слайд
Содержание слайда: Стихотворение Сергея Есенина
«С добрым утром!»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
№17 слайд
Содержание слайда: Лексические средства стихотворения С.Есенина
№18 слайд
Содержание слайда: Как движется взгляд поэта:
что он видит в природе в начале
и в конце стихотворения?
1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
№19 слайд
Содержание слайда: Как поэт изображает эти явления природы?
С помощью каких слов одушевляет явления природы?
Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся.
С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей.
Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.
№20 слайд
Содержание слайда: Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?
Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
«шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.
№21 слайд
Содержание слайда: Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?
«золотые»,
«румянит»,
«зеленые»,
«серебряные»,
«перламутром».
Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.
№22 слайд
Содержание слайда: Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?
Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую.
В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.
№23 слайд
Содержание слайда: Полезные ресурсы
http://www.lit-studia.ru/Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»)
Фон слайдов http://99px.ru/sstorage/53/2011/07/image_533107111329168876414.jpg
http://www.refstar.ru/data/r/id.14046_1.html. Изучение лирики в начальной школе
http://www.litra.ru/
http://kiryakov.ucoz.ru/load/muz/sergej_esenin/cesenin_s_dobrym_utrom/2-1-0-24 Муз.миниатюра С.Есенин «С добрым утром!»
Г.Александрова «Занимательный русский язык»,Издательство «Тригон»,Санкт-петербург,1995 г.
Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133
Ревякин А.И. Сюжет. –В кн.: Словарь литературоведческих терминов. –М., 1974.
Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. –М.: Учпедгиз, 1954.-288с. 43. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев, 1974. - 115с.-119
Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. –М., "Просвещение", 1965.-348с.
Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288с.-127
Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111
Сильман Т.И. Заметки о лирике. –Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с.
Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Г.Г.Савенок. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.-126
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. –М.,1982.-344с.
Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М., Просвещение, 1965. - 184с.-55
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.-574с.