Презентация Дерево в школьном дворе Выполнила ученица 6 «а» класса ТОСШ 2 Дябло Алина онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Дерево в школьном дворе Выполнила ученица 6 «а» класса ТОСШ 2 Дябло Алина абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 26 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Обществознание » Дерево в школьном дворе Выполнила ученица 6 «а» класса ТОСШ 2 Дябло Алина
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:26 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:4.93 MB
- Просмотров:42
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Задача:
Задача:
1.Изучение роли дерева в жизни славян и бурятов.
Культ дерева с древних времен.
2. Рассмотреть условия строительства дома;
место, выбранное для строительства дома;
3 .Определить, согласно классификации место и условия роста дерева около ТОСШ № 2.
4.Исследовать объекты окружающей среды, изучить роль основных видов, выросших в школьном дворе(береза, тополь) с научной точки зрения, с точки зрения устного- народного творчества , народной этики, обрядов и обычаев.
5. Творчески осмыслить особенности дерева, украсившего школьный двор.
6. Определить воздействие природы на окружающую среду, березы и тополя на человека.
№3 слайд
Содержание слайда: Актуальность:
Актуальность:
Экологическая зашита школьного дома в условиях современной жизни.
Определить роль «дома» в обществе, согласно экскурсу в народно-культурный пласт (от язычества до современности).
Отметить значение культа дерева у славян и бурят; сопоставить данное исследование применительно к нашей местности.
Цель:
1.Изучить источники по истории русского и бурятского народа.
2. Изучить особенности дерева , отношение народа к дереву (культ дерева).
3.Исследовать значение «дома» ( от язычества до наших дней).
4. Определить роль школьного « дома» в условиях нашей местности.
5. Создать творческое произведение (стихи о дереве в школьном дворе).
6.Сделать экологическую карту местности (территория школьного двора).
№5 слайд
Содержание слайда: ДЕРЕВО В ТАКСИМО.
ДЕРЕВО В ТАКСИМО.
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни,-
Николай Гумилев.
Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в таких же как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь,- «свободные, зеленые народы», как говорится в том же стихотворении Николая Гумилева.
№6 слайд
Содержание слайда: Существует представление о месте добром и недобром.
Существует представление о месте добром и недобром.
Современные научные изыскания подтверждают: на земле действительно есть места благополучные и неблагополучные для жизни и деятельности человека. Это связано с расположением силовых линий некоторых энергетических полей нашей планеты, а также с факторами «местного значения» (например, родник под землей). В наше время на подобные обстоятельства долго вообще не обращали внимания, предпочитая отмахиваться от «дремучих суеверий», а уж о том, чтобы учитывать их при строительстве, и посейчас речи нет.
Единственно, что возможно в современном обществе - это освящение святой иконой места строительства. Считалось, что переносить «символы обжитости» должны предпочтительнее люди, имеющие детей или же люди молодые. Для школьного «дома» - это доброе явление.
№7 слайд
Содержание слайда: БЕРЕЗА- СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И ВЕРНОСТИ.
БЕРЕЗА- СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И ВЕРНОСТИ.
В лесу выделялись особые «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты или толщины, овеянные местными легендами.
Предания могли, например, говорить, что на самом деле это вовсе не дуб или вековая сосна, а праведный человек, живший когда-то давно и за беспорочную жизнь удостоенный посмертной награды – превращения в благородное дерево. Подобное дерево считали хранителем и помощником человеческого селения, оно «не пропускало» к нему врагов - проходя мимо, те неминуемо должны были ослепнуть или, по крайней мере, сбиться с дороги. Такие деревья и по сей день, украшают наши леса, только теперь их называют памятниками природы.
Современные исследователи пишут, что некоторые породы деревьев по своим биоэнергетическим особенностям и вправду необычайно «доброжелательны» к человеку, «подпитывают» его энергией. Если к такому дереву прижаться ладонями и затылком, ощущается прилив сил, отступает плохое настроение и физическая слабость. Эти – то деревья и почитались в языческие времена: береза, сосна.
№8 слайд
Содержание слайда: А другие породы ( издревле «поганые»), наоборот, ухудшают наше самочувствие и здоровье. Достаточно хотя бы мысленно представить заболоченный черный осинник пополам с ельником, в котором, согласно поговорке, «хоть удавиться»… Не случайно гласит одна из народных легенд, что «на осине Иуда повесился, с тех пор на ней листья дрожат, а под корой - красная кровь»…
А другие породы ( издревле «поганые»), наоборот, ухудшают наше самочувствие и здоровье. Достаточно хотя бы мысленно представить заболоченный черный осинник пополам с ельником, в котором, согласно поговорке, «хоть удавиться»… Не случайно гласит одна из народных легенд, что «на осине Иуда повесился, с тех пор на ней листья дрожат, а под корой - красная кровь»…
К «поганым» причисляют, увы, и тополь, очень распространенный у нас в городах, в поселках. Справедливости ради отметим, что и «поганые» деревья иногда помогают, « снимая» у нас вместе с «темной» Энергией излишнее напряжение, судороги, головную боль.
№10 слайд
Содержание слайда: Народное дерево
НАРОДНОЕ ДЕРЕВО. Почему-то так уж издавна сложилось: одни растения пользовались всеобщим уважением (дубу даже поклонялись), на другие внимания почти не обращали. Например, на тополь. Хотя вроде и было за что его похвалить. Например, за быстроту, с которой он растет,— до шести сантиметров в сутки вырастают некоторые тополя.
В нашей стране около пятидесяти видов тополей, но наиболее распространен черный тополь, или осокорь. Чаще всего он встречается по берегам рек и озер, на заливных лугах. Но хорошо себя чувствует осокорь не только в сырых местах. Недаром же люди взяли его в союзники для борьбы с наступающими песками.
Неподалеку от линии наступающих песков высаживают молодые тополя. Ими как бы огораживают плодородные земли.
№11 слайд
Содержание слайда: На выручку тополю пришли и лесоводы. Они вывели новые сорта дерева, отличающиеся лучшей древесиной.
На выручку тополю пришли и лесоводы. Они вывели новые сорта дерева, отличающиеся лучшей древесиной.
Изменилось отношение к тополю. Теперь он уже не сам по себе растет, о нем заботятся, его пестуют. И все чаще говорят уже не о его недостатках, а о достоинствах.
Сейчас тополеводство стало делом мирового масштаба: с 1947 года при ООН работает специальная тополевая комиссия. Конечно, занимаются люди не только осокорем, существует много видов этого дерева. И у каждого вида есть свои недостатки и свои достоинства. Об этом знали еще древние греки и ценили тополь. Недаром назвали его «популюс», что значит — народное.
№12 слайд
Содержание слайда: Роль дерева в духовной жизни славян.
Посмотришь на березу весной, на ее зеркальное белостволье и оно покажется то колышущимся пламенем свечей, то белоснежной стаей плавно шествующих по лужайке лебедушек, а то и хороводом юных девушек, — столь дивно, чисто и лелейно ее очарование.
Для российского человека нет дерева роднее, чем береза. С самых давних времен поют о ней на Руси песни, складывают сказки, сочиняют стихи.
№13 слайд
Содержание слайда: В стародавние времена березу называли деревом четырех дел: «Первое дело — мир освещать, второе дело — крик утишать, третье дело — больных исцелять, четвертое дело — чистоту соблюдать».
В стародавние времена березу называли деревом четырех дел: «Первое дело — мир освещать, второе дело — крик утишать, третье дело — больных исцелять, четвертое дело — чистоту соблюдать».
И действительно, в древности лучина-лучинушка являлась единственным источником света в долгие темные ночи. «Крик» же в деревне от скрипа всевозможных колес утишался в свое время березовым дегтем. Но две профессии березы — чистоту соблюдать и больных исцелять у дерева остались. И сегодня каждый год заготавливают в лесах березовые метлы и веники. В соблюдении чистоты такой веник и душистый, и гибкий. Но самое главное, он вне всякой конкуренции в русской бане, где не столько страж чистоты, сколько сильное и многостороннее лекарственное средство.
№14 слайд
Содержание слайда: Береза является универсальным лекарем. Не только народная, но и научная литература обращается к ней за помощью. Для излечения разных заболеваний издавна используются чуть ли не все части дерева: и нераскрывшиеся почки, и молодые листья, и наросты чаги-гриба на стволе, и добываемый из бересты сильный антисептик — березовый деготь. В последнее время из отходов березой древесины стали получать ценный заменитель сахара для больных диабетом, так называемый ксилит. Пьют, считая целебным, и березовый сок, который содержит яблочную.
Береза является универсальным лекарем. Не только народная, но и научная литература обращается к ней за помощью. Для излечения разных заболеваний издавна используются чуть ли не все части дерева: и нераскрывшиеся почки, и молодые листья, и наросты чаги-гриба на стволе, и добываемый из бересты сильный антисептик — березовый деготь. В последнее время из отходов березой древесины стали получать ценный заменитель сахара для больных диабетом, так называемый ксилит. Пьют, считая целебным, и березовый сок, который содержит яблочную.
Во времена древнего язычества славяне считали березу своим тотемом, родоначальницей и покровительницей. Ей поклонялись, полагая, что после смерти в березу переселяется душа человека. Места поклонения носили названия священных рощ. Их старательно оберегали и при входе в белоколонные залы старались думать только о добром и прекрасном, оставляя мрачные мысли далеко за опушкой.
№16 слайд
Содержание слайда: По древним славянским верованиям считалось, что на ветвях березы обитают русалки — добрые и мстительные олицетворения растительного, которых, с одной стороны, требовалось добрых зазывать на заколосившиеся поля, с другой — всячески противодействовать появлению на них мстительных существ. Роль оберега возлагалась тогда и на саму берегиню - березу.
По древним славянским верованиям считалось, что на ветвях березы обитают русалки — добрые и мстительные олицетворения растительного, которых, с одной стороны, требовалось добрых зазывать на заколосившиеся поля, с другой — всячески противодействовать появлению на них мстительных существ. Роль оберега возлагалась тогда и на саму берегиню - березу.
Береза встречает россиянина при рождении, качает его в своей колыбели, шепчет молитвы, рассказывает сказки, поет песни, оберегает от бед, согревает в холод, излечивает от болезни и провожает в последний путь.
Низко склоним перед ней свои головы и тихо прошепчем:
— Аллилуя, Богиня-Берегиня! Спасибо за то, что ты есть, что сопровождаешь нас по жизни от рассвета до заката. Пусть обойдут тебя и злой глаз, и коварная сталь, и огонь, и засуха.
Аллилуя, белый пояс! Аллилуя, березонька!
№17 слайд
Содержание слайда: Всегда на новом месте.
Всегда на новом месте.
Есть на Крайнем Севере невидимая, но очень важная пограничная линия. Бюджет климата здесь таков, что для леса жизнь севернее этой черты — дело немыслимое. Влияет многое: сильные ветры, мерзлота в почве, но главное — общий недостаток тепла. Холод и ветер тополям страшны не меньше, чем ивам, их собратьям по семейству ивовых. И столь смелое продвижение тополевого авангарда в глубь тундры не случайно. Тополь — житель речных пойм. Он растет по островам и низким берегам рек. Северные реки несут с юга массу тепла. Этого тепла тополям хватает, чтобы продвинуться в тундру. Но только вдоль русла реки. Ни на шаг в сторону на морозную, продуваемую ветрами равнину.
Не все тополя идут так далеко на север. Только душистый тополь. Он истинный «забайкалец, сибиряк, но в облике дерева есть что-то южное, что-то тропическое. Лист его не ромбический, как у обычных тополей, а овальный. Не мягкий, не нежный, а жесткий, кожистый, сверху темный, глянцевый, снизу сизоватый, бледный. Такой лист выдержит и шквальные тропические ливни. Это проверено на Байкале.
№18 слайд
Содержание слайда: В 300 лет стволы начинают рушиться один за другим. К этому времени они уже изрядно прогнили изнутри. Сломанный бурей ствол пуст, как труба. На месте упавшего дерева в каждом нормальном лесу селится молодняк. В тополевом этого никогда не случается.
В 300 лет стволы начинают рушиться один за другим. К этому времени они уже изрядно прогнили изнутри. Сломанный бурей ствол пуст, как труба. На месте упавшего дерева в каждом нормальном лесу селится молодняк. В тополевом этого никогда не случается.
Однако топольник не исчезает. Через несколько лет наступает паводок, река намывает новую песчаную отмель, наносит гальку. На ней, пользуясь случаем, и поселяется тополевый молодняк, пока не успели захватить удобное место лесные и сорные травы. Молодняк густой: семян тополь дает много, с запасом. Пройдут годы, молодняк превратится во взрослый лес. Но и этот лес на песчаной косе будет жить тоже один только раз, пока не достигнет 300-летнего возраста и буря не переломает его прогнившие стволы. Дважды на одном месте душистый тополь не растет никогда.
Казалось бы, природа не рассчитала, и тополевые семена могут пропасть без пользы, потому что должны прорастать только в пойме реки. На самом деле предусмотрено все до мелочи.
№19 слайд
Содержание слайда: Куль дерева в культуре бурят
Бурятия богата лесами: кедрачи, сосна, ель, береза, которые подразделяются на хвойные и лиственные. Хотя все деревья объединяют присущие им общие свойства, каждое из них в то же время имеет свои неповторимые особенности.
Еще одно дерево, которое часто встречается на территории Бурятии – это береза, она занимает 9,3% всей площади лесов республики. Береза – национальное дерево русского народа. На Руси не встретишь другого такого дерева, о котором бы слагалось столько пословиц и поговорок, пелось столько песен. В старину у березы был свой праздник - семик. В эти праздничные дни девушки водили хороводы вокруг молодых березок, гадали, вили венки из березовых ветвей, ветками украшали красный угол в избе. Буряты также почитали березу, используя ее во время свадебных обрядов, такой сакральный предмет, как коновязь (езргэ) изготавливался из древесины березы. У бурят существует изречение: «Хун шубуун гарбсытап, xyhan модон сэргэтэй» (прародительница наша - птица лебедь, коновязь наша - белая береза).
№20 слайд
Содержание слайда: Большой научный интерес представляет культ деревьев, распространенный у многих народов земного шара. В нем нашли отражение различные стадии в развитии народного мировоззрения -от самых архаических представлений до сложных философских воззрений. В науке долгое время существовала попытка весь сложный, многообразный культ дерева свести к одному фактору, обычно к анимизму.
Большой научный интерес представляет культ деревьев, распространенный у многих народов земного шара. В нем нашли отражение различные стадии в развитии народного мировоззрения -от самых архаических представлений до сложных философских воззрений. В науке долгое время существовала попытка весь сложный, многообразный культ дерева свести к одному фактору, обычно к анимизму.
Так, у славянских народов береза выступала как символ богини-матери, ее семантическое тождество.
Культ дерева как один из элементов культа природы и стихи не может быть понят в отрыве от мировоззрения народа в целом.
С древних времен дерево выступает как один из пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, метол, вода). У многих народов укрепилось представление о том, что дерево порождает огонь, огонь – землю, земля – металл, металл – воду, а вода – дерево. Понятие «дерево порождает огонь» основано на наблюдениях над явлениями природы и опыте добывания огня путем трения деревянных палочек или загорания деревьев от молнии. Почитание деревьев было широко распространено у народов Сибири.
№21 слайд
Содержание слайда: По всей территории Бурятии на каждом значительном перевале всегда есть деревья, на ветках которых развешаны ленты, лоскутки новых тканей. Одиноко стоящие в степи деревья, по воззрениям бурят, также являются сакральным объектом, проезжая мимо которого обязательно делается остановка, совершается ритуал подношения даров в виде всевозможных кушаний, молочных продуктов, водки, денег, разноцветных полос тканей. В том случае, если с собой не было ничего из вышеназванного, то привязывали несколько волос из хвоста или гривы своего коня. Такие деревья нельзя было ломать, тем более рубить. У бурят бытует поверие, что дух, хозяин леса, живет в самых крайних деревьях леса и их тоже нельзя рубить. Для этой цели необходимо углубится подальше в лес и там подыскать подходящее для рубки деревья. Старые деревья, насчитывавшие не одну сотню лет, символизировали непрерывность жизни, цикличность смены поколений и их связь.
По всей территории Бурятии на каждом значительном перевале всегда есть деревья, на ветках которых развешаны ленты, лоскутки новых тканей. Одиноко стоящие в степи деревья, по воззрениям бурят, также являются сакральным объектом, проезжая мимо которого обязательно делается остановка, совершается ритуал подношения даров в виде всевозможных кушаний, молочных продуктов, водки, денег, разноцветных полос тканей. В том случае, если с собой не было ничего из вышеназванного, то привязывали несколько волос из хвоста или гривы своего коня. Такие деревья нельзя было ломать, тем более рубить. У бурят бытует поверие, что дух, хозяин леса, живет в самых крайних деревьях леса и их тоже нельзя рубить. Для этой цели необходимо углубится подальше в лес и там подыскать подходящее для рубки деревья. Старые деревья, насчитывавшие не одну сотню лет, символизировали непрерывность жизни, цикличность смены поколений и их связь.
Культ деревьев и вся сопровождающая его культовая практика должны были обеспечить естественный ход событий, гармонию в природе и жизни людей, они играли важную роль в магико-религиозных обрядах, обеспечивающих увеличение жизненной силы животных, людей.
№22 слайд
Содержание слайда: Деревья в бурятских обрядах и верованиях, как объекты культового и мифологического почитания, выступают в следующих аспектах: носители жизненной силы; воплощение древесного духа, его обиталище; путь, дорога, по которой осуществляется магическая связь человека с потусторонним миром; символ круговорота времени, знак смены сезонов года; один из пяти элементов мироздания.
Деревья в бурятских обрядах и верованиях, как объекты культового и мифологического почитания, выступают в следующих аспектах: носители жизненной силы; воплощение древесного духа, его обиталище; путь, дорога, по которой осуществляется магическая связь человека с потусторонним миром; символ круговорота времени, знак смены сезонов года; один из пяти элементов мироздания.
Наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, богатства, радости, здоровья. Считая себя частицей единой и неделимой природы, человек никогда не старался подчинить ее себе. Ребенок с малых лет учился любить, почитать, охранять ее, не только слушая наставления и назидания, но и наблюдая личный пример старших.
Главный виновник современных экологических проблем и бед - сам человек, его потребительское отношение к окружающей среде. Чтобы сохранить то, что даровано нам Небом, приумножить наследованные нами богатства наших предков и передать детям и внукам, мы должны использовать многовековой опыт народа, его нравственную культуру, экологические традиции. В культуре бурятского народа был и, думаю, останется самый древний культ - культ природы.
№23 слайд
Содержание слайда: Роль дерева в условиях
Таксимовской общеобразовательной средней школы №2
Местность, вид, окрестность вместе со всею землею, водою и
небом называют в народе общим словом -природа.
Природная красота и эстетические природные ценности наверняка влияли на обычные чувства людей.
Береза (по словарю Ожегова)-лиственное дерево с белой (реже темной ) корой и сердцевидными листочками.
Тополь- дерево семейства ивовых с высоким и прямым стволом.
Неизвестно, какие причины побудили поставить здание Таксимовской средней школы №2 именно на этом месте, но тем не менее место определенно неплохо. К тому же тот факт, что у здания выросли и укрепились березки говорит, о многом.
Обратите внимание, что в нашем школьном дворе кроме березы растет и тополь, то есть согласно русским верованиям это деревья, которые являются и «доброжелательными» и «погаными», но все-таки они воздействуют на биоэнергетику школьного дома, на учащихся и учителей благоприятно.
№24 слайд
Содержание слайда: Пословицы русского народа.
Пословицы русского народа.
Дерево дереву рознь.
Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.
И на дереве лист на лист не приходится.
Кто срубил дерево- того проклянут дети, кто посадит дерево, того похвалят внуки .
Старое дерево скрипит да живет.
Сломить дерево - секунда, а вырастить -годы.
Не беречь поросль -не видать и дерева.
Кто деревце посадит ,тот человеку и друг.
Не от добра дерево листья роняет.
Сначала дерево корни пускает, а потом уже начинает расти вверх.
Без догляда и дерево не поднимается.
Выбери хорошее дерево, будешь под тенью сидеть.
Прямое дерево ветра не боится.
Как дерево не гни, оно вверх растет.
Из источников народной мудрости мы знаем, что к березке отношение особое.
№25 слайд
Содержание слайда: Стихи Дябло Алины.
Стихи Дябло Алины.
« Березонька.»
1. Березонька пристроилась
У моего окошка.
Ну что же ты, березонька,
Грустна, невесела,
Быть может, что случилося,
Мальчишка ветвь сломал?
Листок сорвал, обидил ли?
Ведь жизнь так непроста.
Ведь ты у нас красавица!
В лесу стоишь качаешься,
И ветви, словно рученьки,
Протягиваешь мне.
Ведь в жизни у березоньки
Так много счастья, радости,
Любуются березонькой
И радуешь ты всех.
Скачать все slide презентации Дерево в школьном дворе Выполнила ученица 6 «а» класса ТОСШ 2 Дябло Алина одним архивом:
-
Рефлексивный круг как средство развития индивидуальности младших школьников Выполнила: Иванова Ирина Ученица 11»А» класса МОУС
-
Нарушения осанки у школьников Выполнила: Ученица 8 класса Б МБОУ лицей «Вектор» Юрченко Екатерина Руководитель: Учитель биолог
-
Влияние компьютера на здоровье школьника. Работу выполнила ученица 10 класса Никольской СОШ: Савельева Валентина
-
Да здравствует Шампунь Выполнила: Андрова Алина Валерьевна, ученица 11 «а» класса Руководитель: Тиунова Людмила Владимировна, уч
-
Работу выполнила Ученица 11 «в» класса МОУ СОШ с. Балтай Коробочкина Алина
-
Выполнила: ученица 8 класса Болотина Алина
-
Смех и его причины! Выполнила ученицы 4г класса МОУ СОШ 70 Лошманова Алина, Грачёва Анастасия, Жирнова Наталья Руководитель Тарат
-
Русский народный праздничный костюм Выполнили ученицы 4 класса МОУ СОШ 15: Сергеева Анастасия и Сагачеева Алина
-
MY FAVORITE STYLE OF CLOTHING МОЙ ЛЮБИМЫЙ СТИЛЬ ОДЕЖДЫ Выполнила ученица 5 класса «А»
-
Мой город – моя гордость. Выполнила: Комаровская Юлия Владимировна, ученица 3 «А» класса Руководитель: Загайнова Жанна Максимо