Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
27 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.67 MB
Просмотров:
68
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: ФГОУ ВПО «Финансовая академия
при Правительстве Российской Федерации»
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
лекция проф. В.С. Трипольского
№2 слайд
№3 слайд
Содержание слайда: «Человек – животное общественное»
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
№4 слайд
Содержание слайда: План лекций
№5 слайд
Содержание слайда: Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы
Система явлений, которые изучает современная психология
Классификация психических явлений
История развития психологического знания
Структура современного психологического знания и основные направления в психологии
Методы психологического исследования
Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса
№6 слайд
Содержание слайда: Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний
№7 слайд
Содержание слайда: Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы
Система явлений, которые изучает современная психология
Классификация психических явлений
История развития психологического знания
Структура современного психологического знания и основные направления в психологии
Методы психологического исследования
Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере экономики и бизнеса
№8 слайд
Содержание слайда: Классификация психических явлений
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
1) психические процессы,
2) психические состояния,
3) психические свойства.
№9 слайд
Содержание слайда: Классификация психических явлений
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека
№10 слайд
Содержание слайда: Классификация психических явлений
Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадост-ное, восторженное, грустное, печальное, гневное, и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением
№11 слайд
Содержание слайда: Классификация психических явлений
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются
свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количест-венный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
№12 слайд
Содержание слайда: Тема 2. Чувственные формы освоения действительности
Ощущение как элементарная форма отражения реальности. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Развитие ощущений в процессе деятельности человека: адаптация, сенсибилизация, синестезия.
Восприятие и его свойства. Восприятие пространства и движения. Восприятие времени. Нарушения восприятия – гиперстезия, галлюцинации, аффективные, вербальные и перейдолические иллюзии.
Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Виды внимания
№13 слайд
Содержание слайда: Ощущения – наиболее элементарный психический процесс, заключающийся в психическом отражении отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств
Классификация ощущений по модальности органов чувств:
Зрительные
Слуховые
Тактильные
Вкусовые
Обонятельные
№14 слайд
Содержание слайда: Классификация ощущений по
(1)способу воздействия раздражителя,
(2) времени возникновения в филогенезе,
(3) функции,
(4) по расположению рецептивных полей
№15 слайд
Содержание слайда: Свойства ощущений
Пороги:
абсолютный нижний (порог обнаружения)– минимальная интенсивность раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;
абсолютный верхний (терминальный) – максимально допустимая величина внешнего раздражителя;
дифференциальный – минимальное различие между двумя раздражителями, которые воспринимаются как различающиеся по ощущениям.
Адаптация – способность органов чувств приспосабливаться к новому или изменившему интенсивность сигналу
Сенсибилизация – повышение чувствительности, снижение порога
Синестезия – специфические ощущения, возникающие при совместной работе нескольких анализаторов
№16 слайд
Содержание слайда: Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.)
Классификация по модальности ведущего рецептора:
зрительное, слуховое, тактильное и т.д.
Классификация по содержанию:
восприятие формы, цвета, пространства, движения, времени
№17 слайд
Содержание слайда: Свойства восприятия
Константность – постоянство восприятия формы, размера и цвета предметов окружающего мира
Предметность – отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам (а, например, не к рецепторам или структурам мозга)
Целостность – способность воспринимать всякий объект, предметную ситуацию как устойчивое системное целое, даже, если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы
Категориальность (осмысленность) – отнесение воспринимаемых объектов к определенной категории, группе объектов
Избирательность – выделение из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. «Фигура» и «фон».
№18 слайд
Содержание слайда: Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов
1) Связанные со строением глаза (светлые предметы кажутся большими, чем темные – иррадиация возбуждения в сетчатке)
2) Переоценка длины вертикальных линий
3) Иллюзии контраста (не только зрительные)
4) Перенесение свойств фигуры на отдельные ее части
5) Искажение направлений линий за счет штриховки и др.
№19 слайд
Содержание слайда: Зрительные иллюзии восприятия
Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)
№20 слайд
Содержание слайда: Зрительные иллюзии восприятия
Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися (иллюзия Цельнера)
№21 слайд
Содержание слайда: Иллюзия Эббингауза
№22 слайд
Содержание слайда: Иллюзия Мюллера-Лайера
№23 слайд
Содержание слайда: Иллюзии зрительного восприятия
№24 слайд
Содержание слайда: Тема 3. Рациональные формы освоения
действительности
Память
Представление
Воображение
Мышление
Речь
Волевые процессы
№25 слайд
Содержание слайда: Память – способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации
«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом, не было бы психической жизни смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть»
С.Л.Рубинштейн
№26 слайд
Содержание слайда: Виды памяти
По типу запоминаемого материала: двигательная, образная (слуховая, зрительная, тактильная), словесно-логическая
По характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольная
По времени:
сенсорная (иконическая, эхоическая), кратковременная (до 20 сек.) , долговременная (практически бесконечная;), оперативная, или рабочая (время определяется задачей)
№27 слайд
Содержание слайда: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !