Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
18 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
3.08 MB
Просмотров:
37
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
Содержание слайда: Что такое икона?
Русское слово «икона» происходит от греческого «ейкон» , что значит «образ» или «портрет».
И, хотя на иконах изображаются люди, это не портреты в привычном смысле слова, потому, что человек представлен в особом, преображенном виде.
Мир в иконе тоже является преображенным — это не окружающая нас действительность, а мир духовный, «Царство Небесное».
Задача иконописца весьма трудна, ведь он должен написать то, чего нет или почти нет в нашем привычном опыте.
№3 слайд
Содержание слайда: Кто был первым создателем иконы?
Иконописное изображение на первый взгляд необычно: оно не реалистично, а сверхприродно.
Язык иконы условен и глубоко символичен, потому что в иконном образе открывается нам иная реальность.
№4 слайд
Содержание слайда: В Римских катакомбах - истоки иконы
Однако первые три века своей истории христиане не писали икон и храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников, враждебно относившихся к их вере, и жестоко преследовались.
В таких условиях христиане не могли проводить богослужения открыто, они собирались тайно, в катакомбах.
№5 слайд
№6 слайд
Содержание слайда: Рисунки в катакомбах
На плитах захоронений и на саркофагах рядом с именами умерших встречаются очень простые рисунки:
рыбка — символ Христа,
кораблик — символ Церкви,
якорь — знак надежды,
птицы с веточкой в клюве — души, обретшие спасение, и др.
На стенах можно видеть и композиции более сложные.
Часто встречается образ «Доброго пастыря» — юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя.
И, хотя первые христиане вынуждены были скрываться в катакомбах, их искусство свидетельствует о радостном восприятии жизни, и даже смерть они встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу.
№7 слайд
Содержание слайда: 313 год - выход христиан из катакомб
В 313 г. римский император Константин Великий издал Миланский эдикт о веротерпимости, отныне христиане могли исповедовать свою веру открыто.
По всей империи стали возводить храмы, их украшали мозаиками, фресками, иконами.
И все, что было наработано в катакомбах, пригодилось в украшении этих храмов.
№8 слайд
Содержание слайда: Что общего между фаюмским портретом и иконой?
Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монастыре Святой Екатерины на Синае, их датируют V–VII вв. Написаны они в технике энкаустики (восковыми красками),
Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) – небольшие дощечки с изображением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении.
№9 слайд
Содержание слайда: Фаюмский портрет
Погребальные портреты писались, чтобы удержать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смерти, о ее неумолимой власти над миром.
Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами.
Икона есть образ Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — победу Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресения и жизни вечной, в которую первыми входят святые.
№10 слайд
Содержание слайда: Чем закончилась борьба между иконоборцами и иконопочитателями?
В VII–VIII вв. христианский мир столкнулся с ересью иконоборчества, которую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на приверженцев священных изображений.
Более ста лет в Византии шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних.
№11 слайд
№12 слайд
Содержание слайда: Нерукотворный Спас –первое изображение Иисуса Христа
Согласно церковному преданию, первое изображение Иисуса Христа было создано при его земной жизни, вернее, оно проявилось само собой, без всякого человеческого усилия, отчего и получило название Нерукотворного образа, в русской традиции — Нерукотворный Спас.
Происхождение Нерукотворного образа предание связывает с исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригласить Иисуса в Эдессу.
№13 слайд
Содержание слайда: Но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика.
Но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика.
Тогда Иисус попросил принести воды и чистое полотенце, умыл лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился нерукотворно его лик.
Слуга доставил это изображение в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление.
№14 слайд
Содержание слайда: Первые иконы Богоматери
Первые иконы Богоматери христианская традиция приписывает евангелисту Луке.
Наряду с Нерукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери, представляющая первоначально изображение на столбе.
№15 слайд
№16 слайд
Содержание слайда: Икона-кладезь мудрости
В своей глубине христианское искусство направлено на восстановление истинного образа человека в его подлинном достоинстве, как создания богоподобного.
Святые отцы говорили так: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».
Входя в храм, мы видим множество самых разных образов. Через эти изображения невидимый духовный мир становится зримым.
В Средние века церковное искусство называли «Библией для неграмотных», потому что для людей, не умеющих читать, оно служило главным источником знаний о Боге, мире и человеке.
Но и сегодня, несмотря на то, что все стали грамотными, икона остается кладезем мудрости.
№17 слайд
Содержание слайда: Как «прочитать» икону Андрея Рублева «Троица»?
В основе иконы библейский сюжет о Саре и Аврааме, у которых не было детей. Однажды в их доме остановились трое путников, им накрыли стол во дворе, закололи тельца и подали чашу с вином. Это были Бог –Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух, принесшие весть о том, что у Авраама и Сары скоро родится ребенок.
Икона А. Рублева символична: чаша на столе намекает на скорую жертву одного из спутников, стол напоминает алтарь, посох является знаком странничества, а крылья и гора символизируют восхождение и полет духа, дерево на заднем плане – это дерево жизни. Все фигуры на иконе объединены в круг, который говорит о вечности жизни человеческого духа и о гармонии.
Цвета иконы очень нежны и плавны, они перетекают один в другой.
№18 слайд
Содержание слайда: Иконопись — древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно живо и сегодня: иконописцы пишут священные образы, как и много веков назад.
Иконопись — древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно живо и сегодня: иконописцы пишут священные образы, как и много веков назад.
В сюжетах, казалось бы, традиционно повторяемых веками, как в зеркале вечности, мы находим новый и порой неожиданный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.