Презентация Социальная экология М. Х. Шрага, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной работы Поморского государственного унив онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Социальная экология М. Х. Шрага, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной работы Поморского государственного унив абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 28 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Обществознание » Социальная экология М. Х. Шрага, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной работы Поморского государственного унив
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:28 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:390.50 kB
- Просмотров:129
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: Универсальная парадигма экологии [1] (начало)
1. Взаимосвязь человека с окружающей
средой, что, традиционно и расценивают как
предмет экологии, замечалась даже
античными мыслителями,
естествоиспытателями и историками.
2. Научную форму изучение экологических
проблем стало приобретать только в XIX
веке. ( Ю. Либиха, Ч. Дарвина, Э. Геккель).
3. Уже к концу XIX в. появились новые важные
обобщения, связанные со специальным
изучением не просто отдельных организмов
со своей средой, но взаимосвязанной жизни
целых сообществ организмом в пределах
однородных по свойствам участков
пространства ( В.В.Докучаева, Вольтерры,
Лотки и др.).
№4 слайд
Содержание слайда: Экологическая парадигма во второй половине XX в.
1. Родился авторитетным Римский клуб и появился подготовленный по его специальному заказу знаменитый доклад «Пределы роста» (супруги Медоузов, Дж. Форрестера 1972). "Человечество у поворотного пункта", ( Э. Пестеля 1974 г.),
2.Появились учебники - скажем, широко
распространенный фундаментальный труд
Ю. Одума «Экология».
3. В 1992 г. – в Рио-де-Жанейро была
проведена международная конференция по
проблемам окружающей среды с участием
глав государств.
№5 слайд
Содержание слайда: Эскиз проблемы №1
1. В конце XX и начале XXI наблюдается бум
исследований и публикаций, которые
обозначают как «экологические» и еще всякого
рода экологические рекомендации и
разнообразная, неоднозначная экологическая
терминология.
2. Как сориентироваться во всём этом
многообразии? Как отделить зёрна от плевел?
Как организовать этот разнородный материал
с целью овладения им и передачи знаний
другим?
3. Необходимо было бы:
3.1. Изначально разобраться в терминах
«экология» и «экологическое»;
3.2. Выяснить специфику и структуру
экологического знания и образования,
рассмотреть соотношение понятий
«экологическое» и «экологизированное».
№6 слайд
Содержание слайда: Эскиз проблемы № 2
5. Исходя из центрированного варианта
системного подхода - предметом изучения той
или иной экологической науки является
взаимодействие некоего центрального объекта
(компонента) с экологической средой.
6. Последовательное проведение этого взгляда
позволяет уже всё научное знание считать
экологическим, поскольку центрированный
вариант системного подхода вполне
универсален!
7. Как избежать абсурда? Ибо, в первом случае -
сама биология есть экология, во втором - всё
есть экология, всякое научное знание есть
экологическое знание.
8. Абсурда можно избежать, если признать, что
сам факт использования центрированного
варианта системного (экологического) подхода
ещё не есть Э!
№7 слайд
Содержание слайда: Эскиз проблемы №3
11. Соцэко должна иметь свое собственное
взаимодействие «общества : природы», которое
и следовало бы познать этой наукой.
12. Вызывает возражение и то утверждение,
согласно которому "законы социальной
экологии... по уровню своей общности...
превосходят социальные и естественные
законы" [1].
13. Не лишена логики точка зрения Ю.Г. Маркова
[2] на соцэко:
13.1. Объектом соцэко выступает - система
социоприродных отношений, формирующаяся,
функционирующая в результате сознательной,
целенаправленной деятельности людей, -
ноосферы;
№8 слайд
Содержание слайда: Эскиз проблемы №4
14. Нужно согласиться с В.С. Ляминым [1] в том,
что в действительности нет особых
экологических законов взаимодействия между
природой и обществом, стоящих над
природными и социальными законами:
14.1. Выясняя действие продуктов горения на
атмосферу мы обращаясь не к каким-то
особым законам, а к обычным законам физики и
химии;
14.2. Выясняя же действие загрязнённого
воздуха на Ч., мы опять-таки остаёмся в сфере
биологических и эпидемиологических законов
[2].
15. Осмысление воздействия общества на
природу, как и воздействия природы на
общество, не нуждается в особой природно-
общественной науке и вполне может быть
осуществлено в рамках «чистого»
естествознания или «чистого» обществоведения.
№9 слайд
Содержание слайда: Пути ноосферогенеза [1]
1. Состояние биосферы, которое определяется
(направляется) деятельностью разума человека,
Ле Руа назвал ноосферой.
2. Термин «ноосфера»:
2.1. Широко использовал Тейяр де Шарден, а
В.Вернадский весьма осторожно;
2.2. Получил достаточно широкое
распространение, но трактуется разными
авторами весьма неоднозначно;
2.3. Сумеет ли Ч. согласовать свои обычаи, свое
поведение, т.е. стратегию своего развития со
«стратегией» развития биосферы по пути
ноосферы, остается пока открытым.
3. В 1992 году в Рио-де-Жанейро была
предпринята попытка сформулировать некую
общую позицию, общую схему поведения
планетарного сообщества, которая получила
название sustainable development, неудачно
переведенное на русский язык как «устойчивое
развитие».
№10 слайд
Содержание слайда: Термин экология (начало)
1. Общеизвестно, что понятие об экологии как о
том, что нас окружает (от греч. oikos - жилище,
дом) выявнл еще в середине Х1Х века
известный немецкий биолог Эрнст Геккель
(1834-1919).
2. Специальный анализ эволюции понятия
экология (Э.) выявил более 100 определений
(от Э. Геккеля до Н.Н. Моисеева) [1].
3. Также экология определяется как наука [2]: а) о
взаимоотношениях организмов друг с другом и с
окружающей средой; б) изучающая общие зако-
номерности взаимоотношений природы и
человека; в) разрабатывающая мероприятия,
направленные на их оптимизацию.
4. «Экология в широком смысле» - означает
динамическую взаимосвязь сообщества со
средой, в которой оно находится: «Среда - это
комплекс окружающих условий, в которых
находится сообщество» (Дж. Уайнер [3].
№11 слайд
Содержание слайда: Термин экология (продолжение)
7. С.Н. Глазачев - биосфера давно превратилась
в глобальную социоприродную систему - ее
благополучие зависит не только от разнообразия,
богатства биологической жизни, но и от жизни
социальной [1].
8. М.В. Рац [2] пришел к выводу - “центр тяжести
ситуации… смещается из области физических и
химических процессов в сферу человеческой
деятельности и мышления, а уничтожение
природы есть лишь побочный результат плохой
организации систем деятельности Человечества.
9. Академик Н. Моисеев [3]:"Употребляя термины
«экология Человека (ЭЧ) » или «экология
человечества», мы имеем в виду…проблемы
изучения cреды обитания как единого
планетарного целого во всем комплексе
взаимодействий социальных и природных
факторов».
№12 слайд
Содержание слайда: Термин экология (продолжение)
12. Дибобес И.К. [1] разделяет мнение, что в ЭЧ можно выделить два основных вида терминов и понятий:
12.1. Относящиеся непосредственно к теории, методам и практике этой науки;
12.2. Характеризующие непосредственно предмет науки (ЭЧ) – антропоэкосистему, процессы и явления, происходящие в ней и относящиеся к различным ее подсистемам (блокам).
№13 слайд
Содержание слайда: Термин экология (продолжение)
14. Н. Моисеев [1] - ЭЧ представлена сегодня
как узкой областью научной конкретики, так и
широкой "порослью" научно-нравственных
интересов, проникающих в различные сферы
знания в виде так называемого экологического
императива.
15. Ч. интегрально социален, однако его
биология не ущербна, а, наоборот, имеет
высшую, надживотную форму раскрытия [2]:
15.1. Биологический уровень ЭЧ - включает
общебиологические закономерности связи
среды и популяций;
№14 слайд
Содержание слайда: Суть экологического подхода в медицине
1. Научная дисциплина (ЭЧ) [1] - аналог
аутоэкологии: а) когда речь идет об индивиде,
репродуктивной группе - это ЭЧ; б) когда же
рассматривается социальный ряд - личность,
семья и т.д. - это социальная экология; в) но, в
том и другом случае - неопределенность
термина налицо и она не случайна!!!
2. ЭЧ - «комплексное научное и научно-
практическое направление исследований
взаимодействия народонаселения, популяции с
окружающей социальной и природной средой
[2]»: а) во-первых, это предопределяет необ-
ходимость существования вразумительного
предмета такого взаимодействия и присущего
метода исследования; б) во-вторых, в
медицинском смысле предмет ЭЧ – Болезнь; в)
в третьих, и это самое главное, требует наличия
особой здравоохранительной практики.
№15 слайд
Содержание слайда: Термин «общественное здравоохранение»
1. Суть экологического подхода в медицине реализуется через теорию и практику современного общественного здравоохранения.
2. Понятие «общественное здравоохранение» наиболее полно выражается через содержание: «межсекторальная система местного уровня» (термин «рublic health as system»), которая должна организовать взаимодействие (партнерство, коалицию) по критерию здоровья: а) основу профилактики нездоровья популяций должны составить социальные интервенции на основе эпидемиологических исследований [1]; б) эпидемиологическая диагностика - общемедицинская методология: «пространство-время-структура населения»; в) ) эпидемиологическая диагностика - частный случай системного (диалектического) подхода.
№16 слайд
Содержание слайда: Объект изучения науки «экология»
- начало
1. Объектом изучения экологии (Э.) в широком
мысле слова выступает
совокупность всех норм и правил [1],
регламентирующих деятельность Человека (Ч.)
по отношению к окружающей человека среде.
2. Объектом «Э.» как науки следует принять
«Общество [2]» ( «экосфере», «экосистемах»,
«обществе») - знания о закономерностях
взаимодейстия социальных, природных и
техногенных подсистем, которые могут быть
обнаружены в установленных [3] правовых и
моральных норм и правил.
№18 слайд
Содержание слайда: Объект изучения науки «экология» -продолжение
5. ЭЧ возникает как продвижение
экологических исследований в область
медицины, географии, биологии:
5.1. медицинский подход приводит к
включению в ее состав эпидемиологии,
инфекционных и неинфекционных болезней,
гигиены питания и жилища, санитарной
токсикологии - иначе говоря многих, если не
всех, наук санитарно-гигиенического цикла [1];
5.2. естественнонаучные дисциплины и
медицина являются ведущими в ЭЧ;
5.3. ЭЧ не должна подменять собой
социологию, психологию, гигиену, географию
и др. науки, имеющие свои предметы и свою
специфику" [2].
№19 слайд
Содержание слайда: Содержание понятия «экология»
1. ЭЧ - это наука о регламентации
(закономерностях) взаимодействий человека
(социума) с окружающей средой на основе
правовых и моральных норм и правил [1]:
1.1. Её предметом выступает совокупность
знаний о регламентации взаимодействия
(закономерностях) и совместною
функционирования природных и техногенньй
объектов экосферы;
1.2. Только осмысление этих знаний позволит
ограничить эгоизм человека и правильно
определить его роль в системе «человек -
окружающая среда»;
1.3. Нормы и правила ЭЧ всегда будут иметь
социальные, юридические, медицинские,
биологические, моральные и экономические
аспекты;
№20 слайд
Содержание слайда: Уточним понятие «социальная экология» - начало
1. Немецкий зоолог Эрнст Геккель под понятием «экология» осознавал науку об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой [1].
2. Преобладают общие постулаты типа
«Природа Земли едина», «Наш общий дом -
планета Земля», сохраняется потребность в
философских основаниях определения
гуманистических перспектив естественно-
социального континуума.
№21 слайд
Содержание слайда: ЭЧ, Соцэко в качестве метанауки
1. Соцэко рассматривает широчайший спектр
среды его обитания Человека.
2. Соцэко - наука о системах и не может
ограничиться лишь каким-то одним
иерархическим уровнем организации
человечества.
3. Соцэко как историко-эволюционная наука
исследует системы жизнедеятельности
Человека во времени - с неминуемым
оттенком антропоцентризма.
№22 слайд
Содержание слайда: Соцэко как научная область
1. Соцэко исследует:
1.1. Общие структурно-пространственные, функциональные и временные законы взаимоотношения биосферы (ее структурных уровней от всего человечества до индивидуума);
1.2. Также интегральные закономерности внутренней биологической и социальной организации человеческого общества.
1.3. В соцэко «организмом» служит все многообразие людей, их групп и человечество в целом, а средой - все природные и социальные процессы, явления и объекты.
2. Потребности человека - это система его требований к окружающей его среде, включая других людей.
3. Динамическое единство человека и среды - оптимальная природная основа социально-экономического развития, лучше «качество жизни», отражающееся на здоровье людей.
№23 слайд
Содержание слайда: Почему регламентация [1]?
1. Осознание Ч. его места и роли в эволюции природы с необходимостью приводит к разработке правовых и моральноэтических норм поведения общества (регламентация), служащих основой его отношений с окружающей средой.
2. Разработка и реализация таких норм - первый кирпичик в строительстве сферы разума(ноосферы), создание которой позволит человеку выжить и не допустить необратимых процессов деградации окружа-ющей среды (ОСр).
3. На основе регламентации - Ч. должно научиться создавать не технические системы, разрушающие ОСр, а социальные системы, где опосредуются биологическое и техническое – опять же ноосферы.
№24 слайд
Содержание слайда: Почему регламентация? (продолжение)
5. Ограниченность довольно отстраненного отношения к природе, которую надо "охранять", отмечается в международных научно-исследовательских программах, направленных на преодоление экологического кризиса.
6. "Человеческое измерение" экологических ситуаций предполагает широкое использование результатов социальных наук и тем самым как бы переводит теоретические размышления о природоохранной деятельности, о природопользовании в более широкий контекст изучения коэволюции "Человек – Природа - Общество".
7. Техносфера - это совокупность технических и природнотехнических систем, созданных человеком.
№25 слайд
Содержание слайда: Знания об окружающем мире в значительной мере неполные
1. Знания об окружающем мире и о развитии цивилизации служат основой для разработки морали, законов, норм, правил и т.п., регламентирующих деятельность человека и общества.
2. Еще раз подчеркнем, что разработка этих норм и правил должна базироваться на знаниях о закономерностях функционирования и развития компонентов окружающей среды, Ч. общества и создаваемых им техногенных систем.
3. Впрочем, не все отношения Ч. с окружающей средой можно регламентировать с помощью норм экологического права - важную роль в этом должны играть мораль, этика, религии, традиции.
№26 слайд
Содержание слайда: Синонимы Э.
1. Терминами «медицинская экология(МЭ)»,
«экология человека (ЭЧ)", "социальная
экология(соцэко)", "экология культуры",
"экология города» - по существу, обозначаются
схожие сферы человеческой деятельности.
2. Л. А. Сараева и др [1]. признают право
каждого термина на существование, но
принимают «человеческое здоровье» в качестве
«интегрального показателя экологических
преобразований и ключевым понятием в ЭЧ.
2. Мы же мыслим термин ЭЧ аналогом уже
известным в медицине дефинициям, которыми
обозначается научно-практический раздел
здравоохранения: -геогигиена, -«гигиена
окружающей среды, - общественное
здравоохранение, - экологогигиена и др.
№27 слайд
Содержание слайда: Выработка экологической политики
1) Три функциональных подхода:
1. природоохранная деятельность (защита
природы) - сохранение природной среды в общей
парадигме отношений природа-человек-общ-во;
2. человеческое измерение экологии - защита
прежде всего человека;
3. средовой - в понятие среды включаются
человек - общество - природа.
2. Актуальными становятся не только
функции защиты природы в отношениях
природа - человек - общество, но и самого
человека от природы, человека от человека.
3. Не просто сохранение среды, а улучшение
здоровья населения, увеличение
продолжительности здоровой жизни людей,
формирование экологической культуры и
поведения, в том числе и у субъектов
экономической, политической, социальной
деятельности на всех уровнях управления.
Скачать все slide презентации Социальная экология М. Х. Шрага, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной работы Поморского государственного унив одним архивом:
-
Социальная экология М. Х. Шрага, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной работы Поморского государственного универс
-
На тему "Профессия – «Социальный работник»" скачать
-
Региональный культурно-образовательный ресурсный центр Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина СОЦИАЛЬН
-
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ХХ НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА Кафедра «Политология» Преподаватели: доктор политических наук, доктор исторических наук профессор Пляйс Я. А. кандидат политических наук Войко Е. В.
-
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИИ КАФЕДРА ОХРАНЫ ТРУДА
-
Злоупотребление алкоголем и алкоголизм: социальная и медицинская проблема Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и кли
-
Мифы о психологах, мифы психологов И. В. Вачков, доктор психологических наук, профессор, главный редактор газеты «Школьный псих
-
"Отчет о работе НОУ Наукоград за 2013-2014 г. Рук. Пахомова Т. Н. ГБОУ СОШ 2063" - скачать презентации по Экологии
-
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
-
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) Выполнил студент 201 группы Направления Социальная работа Резниченко Олег