Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
17 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.23 MB
Просмотров:
85
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Тема 1. 3. Формирование социальных отношений:
социальное действие и взаимодействие.
План:
Социальные отношения
Социальное взаимодействие
Типология социального взаимодействия
Формы взаимодействия
Взаимодействие как обмен
№2 слайд
Содержание слайда: 1. Социальные отношения
Способом существования человеческого общества является деятельность как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Деятельность предстает в ее многообразных формах и видах (экономическая, художественная, управленческая, педагогическая и т.п.).
В ходе деятельности люди вступают в многообразные социальные отношения:
в экономической деятельности устанавливаются экономические
отношения,
в управленческой деятельности - управленческие отношения,
в политической деятельности - политические отношения и т.д.
Так или иначе, но деятельность производит соответствующие ей отношения. Можно сказать, что деятельность - это содержание, а отношения - это форма, структура бытия общества. Как нет содержания без формы, так нет и деятельности без специфических для нее отношений.
№3 слайд
Содержание слайда: Развитие социальных отношений и может происходить в двух направлениях:
или усиление связей, отношений, содружества,
№4 слайд
Содержание слайда: Можно выделить такие типы социальных отношений:
а) межличностные отношения индивидов;
б) личностно-групповые отношения;
в) межгрупповые отношения;
г) внутриличностные отношения.
№5 слайд
Содержание слайда: 2. Социальное взаимодействие
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том.
встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие,
входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей.
№6 слайд
Содержание слайда: Пример: Автомобиль сбил прохожего, это — обычное дорожно-транспортное происшествие.
Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.
Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин.
В данном случае водитель и пешеход представляют разные социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом.
Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормах перехода проезжей части, приоритетах человека и автомобиля и т.п.
Выделенные понятия составляют
атрибуты социального взаимодействия.
№7 слайд
Содержание слайда: Выводы:
В отличие от социального действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, социальное взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию.
№8 слайд
№9 слайд
Содержание слайда: 3. Типология социального взаимодействия
Действие можно подразделить на четыре вида:
■ физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге;
■ вербальное, или словесное действие, например оскорбление, выражение приветствия — «здравствуйте»;
■ жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;
■ мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи.
Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое — к внутреннему.
№10 слайд
№11 слайд
Содержание слайда: Первая типология социального взаимодействия
Первая типология социального взаимодействия
(по видам):
■ физическое;
■ вербальное;
■ жестовое.
№12 слайд
№13 слайд
Содержание слайда: 5. Взаимодействие как обмен
Специфическая черта взаимодействия, которая отличает его от просто действия, это обмен.
Любое взаимодействие есть обмен.
№14 слайд
Содержание слайда: Структура обмена достаточно проста:
агенты обмена — два или более человека;
процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия;
правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;
предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.;
место обмена — заранее
условленное или спонтанно
возникшее место встречи.
№15 слайд
Содержание слайда: Согласно теории обмена Джорджа Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и
как именно его действия в прошлом.
Он вывел следующие принципы обмена:
Чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, она снижается в случае неудачи.
Если вознаграждение (успех) за определенный тип действия зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда, или от того, что обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, — но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли будет стимулировать бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К.Маркс, он готов совершить любые преступления.
Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.
№16 слайд
Содержание слайда: В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной зависимости.
В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной зависимости.
Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они во столько же раз увеличат производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются.
По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегает к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.
№17 слайд
Содержание слайда: Итак, подведем некоторые итоги:
Обмен — универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Однако в действительности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.