Презентация Вопросы по культуре речи на ЕГЭ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ ЛИЦЕЯ 17 г. КАЛИНИНГРАДА МУРАТОВОЙ Е онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Вопросы по культуре речи на ЕГЭ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ ЛИЦЕЯ 17 г. КАЛИНИНГРАДА МУРАТОВОЙ Е абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 27 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Обществознание » Вопросы по культуре речи на ЕГЭ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ ЛИЦЕЯ 17 г. КАЛИНИНГРАДА МУРАТОВОЙ Е
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:27 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:921.00 kB
- Просмотров:93
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Задания по культуре речи на](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img1.jpg)
Содержание слайда: Задания по культуре речи на ЕГЭ
А1 Орфоэпические нормы
А2 Лексические нормы
А3 Морфологические нормы
А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)
А5 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложения с однородными членами.
А6 Синтаксические нормы. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
№3 слайд
![Орфоэпические нормы Основные](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img2.jpg)
Содержание слайда: Орфоэпические нормы
Основные вопросы, на которых нужно остановиться:
1. Произношение сочетаний ЧН
- только [шн]: конечно, скучно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, горчишник, Никитична и др.
- только [ч'н]: точечный, маскировочный
- нормативны оба варианта: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
№4 слайд
![Орфоэпические нормы .](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img3.jpg)
Содержание слайда: Орфоэпические нормы
2. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.
- произносится твёрдый согласный
Тезис, галифе, денди, кафе, капелла, кашне, компьютер,
кортеж, пенсне, ателье, свитер, интернат,
пастель, патетика, пастеризованный, принтер,
рандеву, фонетика, кабаре, денди, диадема, лотерея,
энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью
№7 слайд
![Орфоэпические нормы . Нормы](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img6.jpg)
Содержание слайда: Орфоэпические нормы
4. Нормы ударения.
В устной речи ошибки настолько распространены, что правильный вариант вызывает удивление и даже отторжение. Например:
Апостроф; асимметрия; балованный; баловать;
благовест; генезис; догмат; запломбировать; заключит; закупорить; знамение; иконопись; кашлянуть; коклюш; отключит; пломбировать; пеня (штраф); перчить; премировать; прибывший; принудить; украинский; факсимиле; черпать.
№8 слайд
![Орфоэпические нормы . Особое](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img7.jpg)
Содержание слайда: Орфоэпические нормы
5. Особое внимание стоит уделить словам, в которых постановка ударения зависит от значения.
Например:
атлас – атлас, броня - броня и т.д.
6.Краткие формы прилагательного, страд. причастия, глаголы прошедшего время.
Начала-начал-начало-начали,
Но клала-клал-клало-клали.
№9 слайд
![Орфоэпические нормы Задание.](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img8.jpg)
Содержание слайда: Орфоэпические нормы
Задание. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов.
Кроить атлас – открыть атлас,
броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник,
развитая страна – развитая веревка,
раскрыть заговор – заговор от боли.
№11 слайд
![Морфологические нормы имени](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img10.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы имени существительного
2. Формы именительного падежа мн. ч.
Задание. Определите закономерность употребления окончаний –А, -Ы в формах мн.ч. имен. пад.
1)адрес, директор, доктор, купол, паспорт, профессор; (-а)
2)договор, инженер, лектор, месяц, токарь, торт, офицер; ( -и-ы)
3)инспектор, инструктор, лагерь, цех, якорь, хлеб. (Вариативное окончание)
№13 слайд
![Морфологические нормы имени](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img12.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы имени существительного
4. Существительные средн. рода, оканчивающиеся в им. падеже ед. числа на -це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ец:
блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; щупальце – щупалец.
Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ев:
Болотце – болотцев; деревце – деревцев.
Следует запомнить: солнце – солнц
№15 слайд
![Морфологические нормы](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img14.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы прилагательных
Исправь ошибки.
Это самый новейший проект. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. Вариант заместителя оказался более худшим. Он сделал эту работу более лучше. В комнате теперь более светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане.
№16 слайд
![Морфологические нормы имени](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img15.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы имени прилагательного
2. Вариантные формы кратких прилагательных на -ен и на –енен.
В современном литературном языке чаще употребляются формы на -ен.
Например:
безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.
№17 слайд
![Морфологические нормы имени](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img16.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы имени числительного
1. Склонение имён числительных
Самые частотные ошибки: форма твор. падежа
вместо пятьюдесятью —*пятидесятью,
вместо шестьюстами —*шестистами
Типичны ошибки в косвенных падежах числительных от двухсот до девятисот:
Пятисот - *пятиста,*шестиста и т.п.
№18 слайд
![Морфологические нормы имени](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img17.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы имени числительного
Специфика и особенности сочетаемости собирательных числительных:
Употребляются:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц
3) с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц;
4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;
5) с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.
№19 слайд
![Морфологические нормы имени](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img18.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы имени числительного
Собир. числит. не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать *двое учениц, *четверо девушек), а также с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать *трое волков), однако возможны сочетания названиями детенышей животных – трое волчат, семеро козлят.
№20 слайд
![Морфологические нормы глагола](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img19.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы глагола
1. Глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, пронзить, ощутить и некоторые другие не имеют формы 1 лица ед.числа. При необходимости используются в составе составного глагольного сказуемого: смогу (постараюсь, попытаюсь и т. п.) победить.
2. Глагол класть употребляется только без приставки, корень лож только с приставками: положить, отложить, сложить
№21 слайд
![Морфологические нормы глагола](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img20.jpg)
Содержание слайда: Морфологические нормы глагола
3.Образование отдельных форм:
Звонить, звонишь, звонят;
Зиждиться - зиждется, зиждутся, зиждущийся;
Выздоровеют, опостылеют, опротивеют;
Чтить - чтут (доп. чтят);
Стлать(ся) - доп. стелить(ся);
Ездить - ездит, ездят;
Мучить, мерить;
Лазить - лазишь, лазим, лазят, лазь.
№22 слайд
![Синтаксические нормы . Ошибки](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img21.jpg)
Содержание слайда: Синтаксические нормы
1. Ошибки при однородных членах предложения
1. Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков:
В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева.
2.Следует избегать двусмысленности:
Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
3.Попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста:
Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым.
4.Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив:
Я попросил газету и поесть.
№23 слайд
![Синтаксические нормы .Нельзя](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img22.jpg)
Содержание слайда: Синтаксические нормы
5.Нельзя сочетать определение и придаточное предложение:
Хорошее впечатление производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого.
6.Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление:
подбор и наблюдение над фактами.
7.Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части:
Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений.
№24 слайд
![Согласование подлежащего и](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img23.jpg)
Содержание слайда: Согласование подлежащего и сказуемого
Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множественном числе:
Если при подлежащем есть перечисление:
Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.
При однородных сказуемых:
Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.
Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное:
Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.
Если подчеркивается активность действия:
Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись.
Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревян
№25 слайд
![Согласование подлежащего и](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img24.jpg)
Содержание слайда: Согласование подлежащего и сказуемого
Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот)
Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек.
Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно.
Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек.
При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.:
Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
№26 слайд
![Согласование подлежащего и](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img25.jpg)
Содержание слайда: Согласование подлежащего и сказуемого
Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа:
Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.:
Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
№27 слайд
![Литература . Справочник по](/documents/b84e749b943993a4e6ac7d7653cfa055/img26.jpg)
Содержание слайда: Литература
1. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2006.
2.Культура русской речи. Л.Г. Смирнова. – М.: «Русское слово», 2007.
3.Практикум по русскому языку. Культура речи. К.В.Воробьёва, Е.В.Сергеева. – С-П, 2001
Сайты
http://www.gramma.ru
http://www.gramota.ru/
http://rus.1september.ru/
Скачать все slide презентации Вопросы по культуре речи на ЕГЭ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ ЛИЦЕЯ 17 г. КАЛИНИНГРАДА МУРАТОВОЙ Е одним архивом:
Похожие презентации
-
Литературная игра для учащихся 8-11 классов Работу выполнила Чускаева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литерат
-
Работа по картине «Масленица» Кистанова Людмила Владимировна учитель русского языка и литературы М
-
Зачётная работа слушателя курсов повышения квалификации по ОРКСЭ учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ 1194 Зверевой Оль
-
Работа по картине «Масленица» Кистанова Людмила Владимировна учитель русского языка и литератур
-
Лесные запахи Сочинение-миниатюра Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия Шовкомуд Т. В. Г. Но
-
Часто задаваемые вопросы о заполнении бланков Автор презентации: Крюкова М. А. , учитель русского языка МОУ «СОШ 99» г. Омска 2
-
Тема: «Час мужества». Урок в 7 классе. Подготовила: Монгуш Е. М. ,учитель русского языка и литературы.
-
Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской СОШ Тоцкого района
-
Письма пишут разные… учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 12» г. Ржева Шубелева Марина Евгеньевна
-
Профилактика наркомании Родительское собрание для 8-9 классов Выполнила Мясникова Т. В. , учитель русского языка и литературы МБОУ