Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
19 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
380.50 kB
Просмотров:
134
Скачиваний:
3
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Лекция 4
Немецкая школа геополитики
1. Политическая география Ф. Ратцеля
2. Геополитика Р. Челлена
3. Геополитика К. Хаусхофера
№2 слайд
Содержание слайда: Основная континентальная школа геополитики - немецкая
Основоположник континентальной геополитики – географ Фридрих Ратцель
(Friedrich Ratzel) (1844-1904)
Изменил отношение к пространству как к нейтральной среде бытования государства
№3 слайд
Содержание слайда: История человечества – есть история приспособления к окружающей среде.
Государство – это пространственный организм, как в социальной, так и в природной среде. Как всякий живой организм, государство способно расти, развиваться или слабеть.
Пространственное расширение, захват новых земель – это естественный для государства процесс роста.
№4 слайд
Содержание слайда: В этой теории количество пространства и его особенности становятся решающими факторами политического развития стран и народов. Поэтому в трудах Ратцеля появляются термины «жизненное пространство», «геобиосфера», «чувство пространства», «жизненная энергия».
Наиболее важными характеристиками государств он считал их размеры, местоположение и границы, - далее – типы почв, растительность, ирригацию и отношения к прилегающим морям и незаселенным пространствам.
№5 слайд
Содержание слайда: Ф. Ратцель сформулировал свое понимание принципов пространственного развития государств (7 «законов пространственного роста»)
№6 слайд
Содержание слайда: Семь законов пространственного роста
Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.
Пространственный рост государств сопровождается иными показателями развития, т.е. повышенной активностью во всех сферах.
Рост государства происходит за счет поглощения им малых государств.
№7 слайд
Содержание слайда: Семь законов пространственного роста
Граница – это периферийный орган государства и потому может служить показателем его роста или ослабления.
Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, бассейны рек, ресурсные районы.
Исходный импульс к пространственному росту приходит к государствам от более развитых цивилизаций, т.е. извне.
Тенденция к слиянию государств являются их характерной чертой и распределяется от одного к другому
№8 слайд
Содержание слайда: Вся теория Ратцеля сориентирована на решение проблем Германии конца XIX – начала ХХ вв.
Для Германии естественно требовать себе колонии, так как это молодая быстрорастущая страна. А если колоний нет, если есть «народ без пространства», то неизбежна война.
Ратцель писал: «Государство нуждается в земле, чтобы жить». А чтобы хорошо жить, как следует из его теории, государству нужны «большие пространства», доходящие до естественных границ материков и континентов.
Ратцеля часто упрекали в том, что он написал «катехизис для империалистов».
№9 слайд
Содержание слайда: Ратцелю принадлежат книги «Исследование политического пространства» (1895), «Государство и почва» (1986) и особенно «Политическая география. География государств, торговли и войны» (1897), «Германия. Введение в науку о родной стране» (1898)
№10 слайд
Содержание слайда: Юхан Рудольф Челлен
Продолжатель идей немецкой геополитики, швед
(Rudolf Kjellen) (1864-1922)
Юрист, политолог
Германофил, убежденный, что Швецию ждет достойное будущее только в союзе с Германией
№11 слайд
Содержание слайда: Главной проблемой, которая интересовала Челлена, была проблема силы государства.
Он пришел к выводу, что эта сила зависит от географического положения стран. «Малые страны», такие как Швеция, должны подчиниться «великим державам», с которыми они близки по языку, культуре, образу жизни и геогафической судьбе».
Могущество Англии, России, США он объяснял тем, что эти страны сумели рано создать вокруг себя «хозяйственно-географические комплексы», т.е. империи.
№12 слайд
Содержание слайда: Главная книга Челлена называлась «Государство как форма жизни» (1916).
В ней Челлен, вслед за Ратцелем, рассуждает о государствах как о живых организмах.
В отличие от Ратцеля, Челлен сравнивал государства с людьми, называя их «чувствующими и мыслящими существами». Так как все организмы живут по законам борьбы за существование, то и политика государств лежит вне морали. них выживает сильнейший. Этим Челлен оправдывал захватнические войны своей эпохи.
№13 слайд
Содержание слайда: Постулировал «закон автаркии» - экономической самодостаточности государства, экономика которого не может быть чисто индустриальной или абсолютно аграрной.
Именно Ю.Р. Челлену появился термин «геополитика», под которой ученый подразумевал «науку о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве».
№14 слайд
Содержание слайда: После первой мировой войны Челлен попытался заново обосновать геополитические преимущества Германии. Он выделил 3 географических фактора, играющих главную роль в глобальной геополитике и имеющихся у Германии:
«расширение» (протяженность территории);
территориальная монолитность (компактность);
свобода передвижения (контроль над коммуникациями).
№15 слайд
Содержание слайда: Карл Хаусхофер
Karl Ernst Haushofer(1869 –1946)
В составе немецких дипломатических миссий изучал Дальний Восток.
Написал диссертацию о Японии
№16 слайд
Содержание слайда: Участник первой мировой войны.
Мечтал о возрождении Германии – великой державы.
После поражения 1918 г. Преподает в университете Мюнхена географию, выпускает журнал по геополитике.
Является членом «пангерманского» общества, мечтающего о воссоединении всех немцев в одном государстве.
№17 слайд
Содержание слайда: Как геополитик пользуется огромным авторитетом.
№18 слайд
Содержание слайда: Взгляды К. Хаусхофера
«…геополитика предоставляет собой постоянный запас политических знаний, которые можно преподавать и усваивать. Этот запас информации можно сравнить с мостом, открывающим путь к политической деятельности, с географическим сознанием, ведущим к прыжку из мира знаний в мир власти, а не из мира незнания в мир власти, поскольку второй прыжок бывает более длинным и более опасным».
№19 слайд
Содержание слайда: Исследования К. Хаусхофера развивались в трех направлениях:
Понятие жизненного пространства
Динамика возникновения и становления крупных блоков
Континентальная держава и морская держава