Презентация Пустыни и Полупустыни России Пастухова Надежда Егоровна учитель географии высшей категории, ученица 8 «а» класса Николаева Ана онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Пустыни и Полупустыни России Пастухова Надежда Егоровна учитель географии высшей категории, ученица 8 «а» класса Николаева Ана абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 23 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » География » Пустыни и Полупустыни России Пастухова Надежда Егоровна учитель географии высшей категории, ученица 8 «а» класса Николаева Ана
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:23 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.94 MB
- Просмотров:70
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: Географические особенности
Большинство пустынь сформировались на геологических платформах и занимают древнейшие участки суши. Пустыни, расположенные на территории Азии, Африки и Австралии расположены обычно на высотах от 200—600 метров над уровнем моря, в Центральной Африке и Северной Америке — на высоте 1000 метров над уровнем моря. Многие пустыни граничат с горами, или же окружены ими. Наличие высоких гор всегда препятствует продвижению циклонов, и большая часть осадков выпадает на одной из сторон гор, на другую же сторону осадков попадает либо мало, либо вообще не попадает.
Пустыни располагаются либо рядом с молодыми высокими горными системами (Каракумы и Кызылкум, пустыни Центральной Азии — Алашань и Ордос, южноамериканские пустыни), либо — с древними горами (Северная Сахара).
Поверхностные отложения пустынь неоднородны и различны, в зависимости от геологического строения территории и воздействующих на неё природных процессов.
№4 слайд
Содержание слайда: Климат
Для зоны пустынь и полупустынь характерна скудость осадков. Например, годовая сумма осадков в полупустынях 160— 250 мм, а в пустынях 80—150 мм и только в предгорьях осадков выпадает больше: 200—350 мм. Распределение их по временам года крайне неравномерное: летом осадков почти не бывает, максимум приходится на весну (почти 50%).
Лето большей частью безоблачное и жаркое. Средняя температура июля в полупустынях +24... +26°С, а в пустынях +26... +30°С. Жара местами доходит до +40... +50°С (в тени). Летом воздух очень сух. Испарение необычайно велико и достигает с поверхности водоемов 1,5—2 м в год. При отсутствии обычности воздух днем сильно прогревается, а ночью не менее сильно охлаждается. Поверхность днем накаляется до +70... + 80°С, однако прогрев захватывает только верхний слой земли на небольшую глубину. Между температурой воздуха и почвы наблюдается резкая разница с амплитудой колебания до 60°, что и определяет различие в поведении животных в течение суток.
№5 слайд
Содержание слайда: Зима по сравнению с летом довольно суровая. Средняя температура января в полупустынях —20... — -25°С, в пустынях —12 ... —16°С. В отдельные годы наблюдаются морозы до —30°С. Холода наступают в октябре, отрицательная температура держится в полупустынях в течение пяти месяцев, в пустынях не более четырех месяцев, а в южных районах только один месяц (январь). Зимой в пустынях дуют северо-восточные, холодные ветры. Снеговой покров невелик. Так, например, в полупустынях его максимальная высота (в феврале) не превышает 10 см.
После зимней стужи наступает короткая весна. В это время повышается уровень воды в реках за счет осадков и таяния снега и льдов в горах. Вся территория покрывается ярким ковром цветущих растений-эфемеров (злаки, осоки, тюльпаны, ирисы, маки). К середине весны эта растительность выгорает и заменяется пустынными сухолюбами (полынями, солянками, растениями с колючками). Пышное развитие растений весной объясняется высокой температурой воздуха при значительном количестве осадков.
Подобно степям пустыни и полупустыни представляют собой открытые, безлесные пространства с травянистой или древовидной кустарниковой растительностью, покрывающей поверхность неравномерно. По рельефу это равнины с повышениями в виде плато (Ергени, Устюрт и др.) и понижениями в виде низменностей (Прикаспийская, Приаральская в др.).
В зависимости от особенностей почвенного слоя различают несколько типов пустынь: песчаные, глинистые, солончаковые, каменистые. Песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым ветрами грунтом. Здесь нередко образуются подвижные скопления песка — барханы, возникают пыльные бури. Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники, так называемые такыры. В солончаковых пустынях грунт пропитан солями, которые вмываются в него в результате сильного испарения воды, приносимой редкими дождями. Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.
Каждому типу пустынь свойственны свои виды растений. В песчаных пустынях произрастают растения с прерывистым развитием: весной они образуют бутоны и цветы, на время летней засухи переходят в стадию покоя, с тем чтобы поздней осенью принести плоды.
№6 слайд
Содержание слайда: Растительность
Одно из самых оригинальных растений пустыни — саксаул (белый и черный), который растет всегда в сообществе с другими растениями на закрепляемых ими песках, образуя заросли. Под действием ветров пески в пустынях перемещаются с места на место, постепенно засыпая поля, дороги, каналы, проникают на территорию поселений, угрожая благополучию оазисов. С этим злом ведут борьбу при помощи растений-песколюбов, которые способны противостоять засыпанию их песком благодаря развитию придаточных корней и побегов, проникающих в толщу песка и закрепляющих их на месте.
В некоторых местах пустыни заросли песколюбов образуются естественным путем, в других местах пески закрепляются искусственным насаждением соответствующих растений. Наибольшее практическое значение имеют саксаулы. С одной стороны, они являются активными закрепителями песков, с другой — лучшим топливом в условиях безлесной пустыни.
Саксаулы не боятся соленых грунтовых вод, хорошо переносят засуху, так как лишены листьев и тем самым мало испаряют влаги. Их древесина настолько плотная, что не тонет в воде. Стволы достигают высоты 7—8 м, приближаясь к древовидному состоянию. Совместно с саксаулами на песках растут песчаная акация (высотой до 7 м), древовидная солянка — черкез (высотой до 3 м), злак селин (высотой до 1 м), кустарник джузгун (с корневищами длиной до 30 м) и др. В промежутках между ними пески покрываются травами — песчаной осокой, полынью, различными злаками.
Саксауловые заросли в пустынях Средней Азии и Казахстана занимают общую площадь до 20 млн. га, из них 50% приходится на Казахстан.
В качестве приспособлений, защищающих растения пустынь от излишнего испарения, у одних (сухолюбов) развиваются сокращенные листовые пластинки, у других — безлистные зеленые побеги, у третьих вместо листьев образуются колючки.
№10 слайд
Содержание слайда: Большую часть года (кроме весны) в пустынях отсутствует сплошной травянистый покров: растения расположены далеко друг от друга, а в промежутках просвечивает голая почва, площадь которой больше, чем площадь, занятая растениями. Однако есть в пустыне места с богатой растительностью. Вдоль крупных рек (Амударьи, Сырдарьи, Или), в низовьях рек (Волги, Урала, Эмбы), по берегам озер (Челкар, Балхаш) и Аральского моря тянутся так называемые тугаи. Это — непролазные чащи деревьев, кустарников и трав, обвитых лианами. На десятки километров простираются заросли бамбукового и сахарного тростника и других злаков. Здесь обитают представители особых видов тугайной фауны (см. ниже).
№11 слайд
Содержание слайда: Животный мир
Животный мир пустынь и полупустынь носит смешанный характер. Часть фауны состоит из видов, близких к обитателям смежных природных зон (волк, лисица, барсук, корсак, мыши, полевки, суслики, степной орел, ворон), другая — свойственна только зоне пустынь и полупустынь. Из млекопитающих для этой зоны типичны двугорбый верблюд, антилопа-джейран, кулан, степной баран, заяц-песчаник, ушастый еж, гребнепалый и мохноногий тушканчики, тонкопалый суслик, мышевидные грызуны-песчанки, барханный кот, пустынная рысь, гиена, гепард, каракал. Из птиц — дрофа-красотка, пустынные курочка, ворона, славка, снегирь, сорокопут, козодой, жаворонок, саксауловые сойка и воробей.
В пустынях многочисленны ящерицы (варан серый, ушастая круглоголовка, сетчатая и полосатая ящурки, гребнепалый геккон), змеи (песчаный удавчик, кобра, гюрза, эфа, стрела-змея), черепахи (степные). Из беспозвоночных — жуки (жужелица-антия, чернотелка-медляк, саксауловый дровосек, жук-навозник нескорой), пауки (каракурт, тарантул), азиатская саранча, термиты, комары.
В тугаях на водоемах обитают утка-лысуха, пеликан, белая цапля, лебедь-шипун, шилоклювка и др. В зарослях живут дикий кабан, бухарский олень, камышовый кот, шакал, фазан.
Кроме того, в зоне пустынь и полупустынь гнездятся птицы — спутники человеческих поселений: воробей, ласточка, аист, сенегальская горлица, индийская иволга, райская мухоловка.
Животный мир пустынь и полупустынь имеет ряд особенностей, связанных со специфическими условиями жизни.
№12 слайд
Содержание слайда: Почвы полупустыни
Почвы, образующиеся в сухом и полусухом климате, богаты солями, так как атмосферные осадки малочисленны, и соли задерживаются в почве. Активное почвообразование возможно лишь там, где почвы получают дополнительную влагу из рек или подземных вод. По сравнению с атмосферными осадками, подземные и речные воды там гораздо соленее. Из-за высокой температуры велико испарение, в ходе которого почва высыхает, а растворённые в воде соли кристаллизуются.
Высокое содержание солей обусловливает щелочную реакцию почвы, к которой растениям приходится приспосабливаться. Большинство культурных растений такие условия не переносит. Особенно вредны натриевые соли, так как натрий препятствует образованию зернистой структуры почвы. Вследствие этого почва превращается в плотную бесструктурную массу. Кроме того, избыток натрия в почве мешает физиологическим процессам и питанию растений.
№15 слайд
Содержание слайда: Степной орел
Степной орёл птица семейства ястребиных отряда хищных. Длина тела 66—87 см, весит 2,7—4,8 кг. Самки крупнее самцов. Оперение тёмно-бурое, на затылке рыжеватое пятно; молодые птицы пятнистые. С. о. распространён в сухих степях, полупустынях, реже в пустынях от Румынии (Добруджа) до северо-восточного Китая; в СССР обычен в Казахстане и Забайкалье. На зиму отлетает. Гнёзда на земле, на курганах, буграх. В кладке обычно 2 яйца. Птенцы остаются в гнезде до 2 мес. Питается в основном грызунами, особенно сусликами, которых подкарауливает у нор; иногда поедает падаль, ловит птиц. Очень полезен. Всюду становится редок и нуждается охране.
Скачать все slide презентации Пустыни и Полупустыни России Пастухова Надежда Егоровна учитель географии высшей категории, ученица 8 «а» класса Николаева Ана одним архивом:
-
География 8 класс Урок-практикум на тему: «Полезные ископаемые России» Автор: учитель географии высшей категории МБУ Павловск
-
ПРИРОДА РОССИИ урок-игра 8 класс Учитель географии МОУ Шилово-Курьинской СОШ Гринадёр Елена Анатольевна
-
ШВЕЦИЯ Работа по географии Головашовой Оксаны, ученицы 8 класса. Руководитель: учитель географии Николаева А. С. 2007 г.
-
Итоговый урок по теме: «Урал» 8 класс Автор: Петренко И. Г. , учитель географии высшей категории МОУ СОШ 24 г. Краснодар.
-
Полупустыни, пустыни, субтропики. Выполнила Эрбулатова Оксана 8-а класс. Учитель Мальцева Л. А.
-
Подземные воды. Автор: Осипова Елена Анатольевна, учитель географии высшей категории, МБОУ СОШ 5 г. Азова Ростовской области
-
Путешествие в КРОНШТАДТ ГОУ СОШ 48 ученица 7-А класса Войцицкая Анастасия Учитель географии: Галкина Римма Прановна
-
Автор: Федулова Ирина Николаевна, учитель географии высшей категории МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской област
-
«КУБАНЬ – ЗДРАВНИЦА РОССИИ» Учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ 32 г. Краснодара Фатеева Наталья Александровн
-
Численность и естественный прирост населения России. Исаева Е. А. , учитель географии высшей категории, МОУ СОШ 24 город Йошкар-Ола,