Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
21 слайд
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
190.00 kB
Просмотров:
110
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: ОСНОВНЫЕ РОССИЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
(краткий исторический обзор)
№2 слайд
Содержание слайда: «Москва – Третий Рим»: русское мессианство
Принятие Киевской Русью христианства (988 г.) оказало большое влияние на ее культуру и геополитическое развитие. Русь через христианство оказалась приобщенной к культуре античного мира и Византии.
На рубеже XV – XVI вв. возникает мессианская панправославная идея «Москва – Третий Рим». Она связана с Русской Православной Церковью (РПЦ), первоначально находившейся в подчинении Константинопольской.
№3 слайд
Содержание слайда: 1439 г. – Флорентийская уния (союз Константинопольской и Римско-католической церковей), но РПЦ не признает – становится автокефальной (самостоятельной)
1453 г. – падение Византийской империи (завоевана турками). Единственное оставшееся православное государство – Московское
1472 г. – брак Великого князя Ивана III с дочерью последнего византийского императора Фомы (Софьей Палеолог) по настоянию Папы Римского Павла II
№4 слайд
Содержание слайда: Великий князь Иван III стал как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного мира
С конца XV в. на печати Московского государства – византийский герб (двуглавый орел)
Москва провозглашается Третьим Римом – наследницей Константинополя (Второго Рима), последним и вечным царством всего православного мира
№5 слайд
Содержание слайда: Москва, не признавшая Флорентийской унии, стала мировым христианским центром
Миссия (панправославная идея) Русского государства – поддержка и прямое освобождение православных:
Балканы, XIX в. – поддержка сербов, болгаров, греков в борьбе за освобождение от Османской империи;
Признание Абхазии и Ю.Осетии;
Защита Ю.Осетии от нападения Грузии в 2008 г.;
Поддержка Новороссии (ДНР и ЛНР).
№6 слайд
Содержание слайда: Западничество и славянофильство
Противоположные идейно-философские течения
Объединяет эти антагонистические течения единая проблема: российской идентичности и путей развития страны
Осмысление взаимоотношений России с Европой (Западом) началось после Великой Французской революции и войны 1812 г.
№7 слайд
Содержание слайда: Резкая борьба между западниками и антизападниками (славянофилами) началась с 1840-х гг.
Крымская война поразила русское самосознание глубокой ненавистью Запада к славянству, ознаменовав разрыв русского духа с буржуазной Европой
(Зеньковский В.В.)
№8 слайд
Содержание слайда: Западники
В основном петербуржцы: А.И.Герцен, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, В.Г.Белинский, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев и др.
Главный тезис: «Российская история – это история преодоления отсталости от европейского Запада»
№9 слайд
Содержание слайда: Развитие России должно идти в контексте развития общечеловеческой цивилизации, передовым рубежом которой является Западная Европа, где наиболее развиты принципы прогресса и свободы
Петр I включил Россию в общечеловеческий цивилизационный процесс
Задача России – в скорейшем изживании патриархальщины, косности и азиатчины, общинности
№10 слайд
Содержание слайда: Славянофилы
- патриотическое движение, наследующее идеи декабристов
Преимущественно жители Москвы: А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский
Главный тезис: «У России собственный путь развития, не нуждающийся в интеграции в европейскую систему»
№11 слайд
Содержание слайда: Исключали наличие общечеловеческого развития и признавали самобытность жизни каждого народа (сообщества близких народов)
Реформы Петра I нанесли удар по российской самобытности
Особый путь России предопределен коллективистским, а не индивидуалистским началом русского народа, общинностью деревенской жизни, артельностью ремесленников, православием
№12 слайд
Содержание слайда: Державники
Однако в российском обществе были и противники обоих направлений – державники, для которых главными были государственные интересы, а лишние дискуссии только раскалывают российское общество
(дипломат, министр иностранных дел Российской империи А.М.Горчаков, философ Г.П.Федотов)
№13 слайд
Содержание слайда: Панславизм
Идейно-политическое течение в славянских странах (в т.ч. в России), в котором обосновывается единство славянских народов и необходимость их союза для решения острых международных проблем
Панславизм возник в кон.XVIII – нач. XIX вв. в славянских странах Южной и Восточной Европы (Чехия, Хорватия, Сербия, Черногория)
№14 слайд
Содержание слайда: Панслависты
чех Павел Шафарик (1795-1861)
чех Йосеф Добровский (1753-1829)
хорват Людевит Гай (1809-1872)
хорват Иван Кукулевич-Сакцинский (1816-1889)
серб Вук Караджич (1787-1864)
черногорец Петр Негош (1813-1851)
русские Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, В.И.Ламанский
№15 слайд
Содержание слайда: Н.Я.Данилевский (1822-1885)
русский социолог, экономист,
публицист и
естествоиспытатель;
идеолог панславизма
«Всеславянский союз есть
единая твердая почва, на которой
может возрасти славянская
культура» (Россия и Европа, 1871)
Идеи России: православие, славянская письменность, церковная архитектура, народная монархия, земство
№16 слайд
Содержание слайда: Евразийство
Идейно-философское движение в определенном слое русских эмигрантов, существовавшее с нач. 1920-х гг. – до начала Второй мировой войны
Главные тезисы:
Россия – исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая большое родство с Азией
Россия – не Европа и не Азия
Из двух векторов Европа – явный враг (индивидуализм, эгоизм, источник кризиса), Азия – родственник России (азиецентризм), «..без «татарщины» не было бы России…»
№17 слайд
Содержание слайда: Взгляды евразийцев
Россия-Евразия – самодостаточный мир, географические и политические границы которого исторически совпали с границами Российской империи
Отрыв России-Евразии от Мирового океана породил особый уклад хозяйствования, экономическую самодостаточность, превратив ее в автономный «континент-океан» (П.Савицкий)
В России-Евразии осуществлен синтез европейского и азиатского начал
Православие – стержень евразийской культуры (Н.Трубецкой)
№18 слайд
Содержание слайда: Срединный континент
Евразия делится на: Срединный континент (собственно Евразию), и на два периферических мира – азиатский (Китай, Индия, Иран) и европейский (по линии р.Неман – Зап.Буг – Сан – устье Дуная)
Срединный континент стал плавильным тиглем для славяно-тюркских народов, сформировавших в результате органический сплав российского суперэтноса, его культуру
№19 слайд
Содержание слайда: Евразийцы
философ, географ, геополитик Петр Никол. Савицкий (1859-1968)
филолог князь Николай Серг. Трубецкой (1890-1938)
историк Георгий Влад-ч Вернадский (1887-1973)
богослов Георгий Вас. Флоровский (1893 - 1979)
историк и географ Лев Ник. Гумилёв (1912-1992)
№20 слайд
Содержание слайда: Савицкий Петр Николаевич
(1859 - 1968)
Центральное место в его творческом наследии занимает изучение культурной и геополитической специфики России в её прошлом и настоящем.
Особый интерес вызывало у Савицкого взаимодействие русского этноса с монгольским, от которого русские, по мнению Савицкого, унаследовали «чувство континента»;
№21 слайд
Содержание слайда: Панславизм и евразийство
Евразийцы выступали против панславизма
Они поддержали «формулу» К. Леонтьева: «славянство есть, славизма нет»
Выступали против растворения русской культуры в отвлеченном и романтическом панславизме