Презентация Детская речь как предмет научного изучения онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Детская речь как предмет научного изучения абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 38 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Детская речь как предмет научного изучения



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    38 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    343.50 kB
  • Просмотров:
    101
  • Скачиваний:
    3
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Детская речь как предмет
Содержание слайда: Детская речь как предмет научного изучения

№2 слайд
План Терминологическая основа
Содержание слайда: План Терминологическая основа курса. Первые систематические описания детской речи.

№3 слайд
Литература Зимняя И.А.
Содержание слайда: Литература Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж, 2001. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 2003. Пинкер С. Язык как инстинкт. – М., 2004. Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Грин / Под общ. ред. А.А. Лентьева. – М., 2003. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000 – С. 7-15. Цейтлин С.Н. Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005.

№4 слайд
Онтогенез с точки зрения
Содержание слайда: Онтогенез с точки зрения педагогики социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации

№5 слайд
Деятельность сложную
Содержание слайда: Деятельность сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата (Л.С. Выготский)

№6 слайд
Основные черты деятельности
Содержание слайда: Основные черты деятельности Целенаправленность, наличие у этой деятельности определенного мотива и цели; Структурность, определенная внутренняя организация деятельности (А.А. Леонтьев)

№7 слайд
Речевая деятельность процесс
Содержание слайда: Речевая деятельность процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой может входить в другую, более широкую деятельность, но может быть и самостоятельной (И.А. Зимняя)

№8 слайд
Характеристика речевой
Содержание слайда: Характеристика речевой деятельности активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения

№9 слайд
Структура речевой
Содержание слайда: Структура речевой деятельности по И.А. Зимней побудительно-мотивационная фаза; ориентировочно-исследовательская фаза; исполнительная фаза

№10 слайд
Побудительно-мотивационная
Содержание слайда: Побудительно-мотивационная фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как будущего ее результата.

№11 слайд
Потребность В общей
Содержание слайда: Потребность В общей психологии определяется как личностное желание, стремление к осуществлению деятельности (образно говоря, “хочу сказать” или “не могу молчать” – применительно к речевой деятельности). В первоначальный момент своего существования потребность имеет неосознанный характер. Когда же потребность “осознается”, связывается с предметом речи и целями речевой деятельности, она трансформируется, превращается в мотив.

№12 слайд
Мотив как осознанная
Содержание слайда: Мотив как «осознанная» потребность Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности)

№13 слайд
Коммуникативное намерение
Содержание слайда: Коммуникативное намерение составляющий компонент первой фазы речевой деятельности. определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания. Выражением коммуникативного намерения, наряду с лексико-грамматическими средствами языка, в основном является интонация.

№14 слайд
Содержание слайда: Ориентировочно-исследовательская фаза направлена на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств. 

№15 слайд
Содержание слайда: Ориентировочно-исследовательская фаза Компоненты: Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации; Планирование и программирование; Внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности

№16 слайд
Разноплановая ориентировка
Содержание слайда: Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по “вопросам”: “С кем?”, “Где?”, “Когда?”, “В течение, какого промежутка времени?” будет осуществляться речевая деятельность. предусматривает четкое определение целей речевого общения, а также осознание (уточнение и “расшифровку”) предмета речевой деятельности (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в речевой деятельности). 

№17 слайд
Содержание слайда:

№18 слайд
Замысел происходит выделение
Содержание слайда: Замысел происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т.е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) — рема высказывания

№19 слайд
Внутреннее программирование
Содержание слайда: Внутреннее программирование – процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Операции: операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев» или единиц) предметного содержания речевого высказывания; операции определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего речевого высказывания, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания; операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

№20 слайд
Внутренне-смысловая и
Содержание слайда: Внутренне-смысловая и языковая организация речевой деятельности При составлении программы высказывания основные смысловые части конкретизируются и детализируются с точки зрения их предметного содержания (на основе выделения микротем, значимых информативных элементов, операций пространственно-временной и понятийной развертки текста); одновременно выбирается форма отображения в речевой деятельности предмета речи, определяется стиль речи, отбираются некоторые средства языкового выражения.

№21 слайд
Исполнительная и регулирующая
Содержание слайда: Исполнительная и регулирующая фаза реализующая речевые высказывания (или их восприятие и понимание), вместе с тем включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами. И.А.Зимняя отмечает, что она может быть внешне выраженной и внешне невыраженной. Так, исполнительная фаза процесса слушания в речевой деятельности внешне не выражена (или почти не выражена), тогда как “моторная часть” деятельности говорения очевидна и ярко выражена.

№22 слайд
Деятельность речевосприятия
Содержание слайда: Деятельность речевосприятия Первая из них — первичное формирование образа восприятия. Вторая состоит в опознании уже сложившегося образа.

№23 слайд
Восприятие речи включает в
Содержание слайда: Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении осуществляется на двух ступенях — собственно восприятия и понимания речевого высказывания единица процесса речевосприятия – целое слово

№24 слайд
Понимание расшифровка общего
Содержание слайда: Понимание расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым (звуковым) потоком; это процесс превращения фактического содержания воспринимаемой речи в стоящий за ней смысл

№25 слайд
Реализация во внешнем плане
Содержание слайда: Реализация во внешнем плане осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки

№26 слайд
Речевая деятельность
Содержание слайда: Речевая деятельность направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия; проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.

№27 слайд
Онтогенез речевой
Содержание слайда: Онтогенез речевой деятельности процесс становления речи как деятельности в коммуникативном взаимодействии

№28 слайд
Уровни и структурные единицы
Содержание слайда: Уровни и структурные единицы речевой деятельности Уровень смысловой связной речи: функционально-оперативная единица уровня – предложение или высказывание в целом; Уровень называния (предметного действия): функционально-оперативная единица – слово, взятое как целое со своей семантикой; Слоговой уровень: функционально-оперативная единица - слог

№29 слайд
Речевое высказывание
Содержание слайда: Речевое высказывание Законченное со стороны содержания и интонации речевое сообщение, характеризующееся определенной (композиционной и грамматической) структурой.

№30 слайд
Слово Как произносительная
Содержание слайда: Слово Как произносительная единица являет собой целостный речепроизносительный элемент, устойчивый звукокомплекс, продуцируемый в речи через комплекс речедвижений – артикулем; Как носитель значения (семантическая функция) рассматривается как минимальныя смысловая единица речи

№31 слайд
Слог Минимальная
Содержание слайда: Слог Минимальная речепроизносительная единица представляющая собой устойчивое сочетание двух или трех звуков, или одного гласного звука

№32 слайд
Речевые навыки Включают в
Содержание слайда: Речевые навыки Включают в себя комплекс языковых навыков, обеспечивающих соблюдение «языковых правил» построения речевого высказывания (на данном языке), соответствие языкового оформления речевого высказывания «речевому стандарту» (языковой норме)

№33 слайд
Первые систематические
Содержание слайда: Первые систематические описания детской речи В 1877 г. в журнале «Mind» впервые опубликованы записи речи маленькой дочери Ипполита Тэна Чарльз Дарвин опубликовал в следующем номере этого же журнала фрагменты своего дневника, который он вел четырьмя десятилетиями раньше, фиксируя речь и коммуникативное поведение маленького сына В историю вошел также маленький Аксель, речевое поведение которого внимательно анализировал его отец, немецкий физиолог Вильям Прейер

№34 слайд
Одним из капитальных трудов,
Содержание слайда: Одним из капитальных трудов, созданных на рубеже веков, была книга Клары и Вильгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях их детей Гильды и Гюнтера Одним из капитальных трудов, созданных на рубеже веков, была книга Клары и Вильгельма Штернов «Die Kindersprache», основанная на дневниковых записях их детей Гильды и Гюнтера Четырехтомный труд Вернера Леопольда «Речевое развитие ребенка-билингва» увидел свет в 30 - 40-х годах XX в.; четвертый том представляет собой дневниковые записи речи детей. В его книге приведены детальные записи речи его дочери Гиль-дегард. Известен французский дневник Грегуара Подробнейшие записи речи своих детей вел И.А. Бодуэн де Куртене, выдающийся лингвист, одним из первых оценивший значимость этого материала для теоретической лингвистики. Интенсивные дневниковые записи велись в 60-х годах в Кракове под руководством профессора Шумана.

№35 слайд
В России Н.А. Рыбников собрал
Содержание слайда: В России Н.А. Рыбников собрал и издал разрозненные дневниковые записи родителей, а также провел серьезные исследования в области детской речи; А.Н. Гвоздев фиксировал речь своего сына Жени, сопровождая записи лингвистическими комментариями. Лингвистика детской речи в нашей стране в течение ряда десятилетий базировалась на этих наблюдениях. Сам дневник был опубликован в 1981 г., но все знаменитые работы А.Н. Гвоздева по детской речи построены именно на этом материале, и потому он был давно известен психологам, лингвистам, педагогам, логопедам.

№36 слайд
В конце -х годов начался
Содержание слайда: В конце 20-х годов начался период сопоставления образцов речи разных детей; стало возможным проведение заранее спланированных экспериментов, позволяющих направлять речевую деятельность ребенка в нужную для исследователя сторону. В конце 20-х годов начался период сопоставления образцов речи разных детей; стало возможным проведение заранее спланированных экспериментов, позволяющих направлять речевую деятельность ребенка в нужную для исследователя сторону. С начала 60-х годов на смену дневникам пришли документальные записи фрагментов речи ребенка, записываемой с заранее назначенными временными интервалами. Это тоже был лонгитюд, но в нем уже не было фрагментарности и случайности записей, свойственных дневникам.

№37 слайд
Современный этап Самая
Содержание слайда: Современный этап Самая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни, носит название CHILDES, что расшифровывается как Child Language Exchange System. Существует пакет программ, позволяющий проводить автоматический анализ текста.

№38 слайд
В России Л.С. Выготский, А.Р.
Содержание слайда: В России Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев. Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная база — все это позволяет исследователю, воспитанному на русских лингвистических традициях, включиться в изучение речи ребенка, имея уже значительный «начальный капитал». В последние десятилетия изучением речи ребенка в нашей стране плодотворно занимаются А.М. Шахнарович, Е.С. Кубрякова, Е.И. Исенина, Е.Ю. Протасова, В.К. Харченко, О.Е. Громова и многие, многие другие. Большой вклад в изучение речи ребенка внесли Н.И. Лепская и И.Н. Горелов.

Скачать все slide презентации Детская речь как предмет научного изучения одним архивом: