Презентация Система отношений личности. Невротический конфликт. Невроз. Психогения онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Система отношений личности. Невротический конфликт. Невроз. Психогения абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 31 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Система отношений личности. Невротический конфликт. Невроз. Психогения
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:31 слайд
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:310.00 kB
- Просмотров:157
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
![Кафедра клинической](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img0.jpg)
Содержание слайда: Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
Дисциплина:
Теории личности в клинической психологии
Тема:
Система отношений личности и ее нарушения.
Невротический конфликт. Невроз. Психогения.
лекция № 10 для студентов 2 курса,
обучающихся по специальности 37.05.01 – Клиническая психология
канд.псх.н., доцент
Волкова Олеся Владимировна
Красноярск
№2 слайд
![План лекции Система отношений](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img1.jpg)
Содержание слайда: План лекции:
Система отношений личности: структура и функции.
Нарушения системы отношений.
Невротический уровень организации личности
Пограничный уровень организации личности
Психотический уровень организации личности
Невротический конфликт и его основные типы.
Понятие невроза и психогении.
№3 слайд
![I. Система отношений личности](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img2.jpg)
Содержание слайда: I. Система отношений личности: структура и функции
Концепция отношений личности — совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.
Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека -от самых низших до высших ее подструктур - связываются так или иначе с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности.
№5 слайд
![Мясищев В.Н. Говоря о](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img4.jpg)
Содержание слайда: Мясищев В.Н.
Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть:
а) отношение человека к людям,
б) отношение его к себе и
в) отношение к предметам внешнего мира.
Категория отношения к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения.
Система взаимоотношений с окружающим определяет объективное положение ребенка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению.
Личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение. Существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей, личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного.
№6 слайд
![II. Нарушения системы](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img5.jpg)
Содержание слайда: II. Нарушения системы отношений
В. Н. Мясищев
Понятие личности в аспектах нормы и патологии
Самое главное и определяющее личность - ее отношение к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. В этом пункте субъективное отношение, отчетливо проявляется в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим.
Понятие «субъективный» имеет в психологии ряд значений. В данном контексте под субъективным имеется в виду принадлежность субъекту - существу, способному проявлять активность, направленную на объект, предмет (материальный или идеальный).
Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания.
№7 слайд
![Характеристики личности](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img6.jpg)
Содержание слайда: Характеристики личности
Первый план характеристики личности образуют доминирующие отношения последней. С вопросом о доминирующих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни.
Вторая группа свойств охватывает психический уровень человека. Это не только уровень его желаний, но и уровень его достижений.
Третьим существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом и с физиологической стороны освещено И. П. Павловым как тип высшей нервной деятельности.
Четвертый компонент характеристики личности — это взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль
№8 слайд
![Единство в структуре](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img7.jpg)
Содержание слайда: Единство в структуре личности, соотношение в ней идеального и материального, социального и индивидуального следует рассматривать в связи с ее историческим развитием.
Человек формируется в социальной среде, и в ходе этого процесса у него вырабатываются такие способы действия, которые благоприятствуют возникновению и развитию сознательных психических свойств, преобразованию биологического социальным (когда социальное из внешних условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние потребности, привычки, требования личности к себе и к окружающим). Индивидуальное постепенно, критически, не без борьбы, реорганизуется социальным и становится социальным, не утрачивая индивидуальности, но приобретая новый «социализированный» характер.
№9 слайд
![III. Невротический уровень](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img8.jpg)
Содержание слайда: III. Невротический уровень организации личности
Термин "невротик" применяется к относительно здоровым людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями.
опираются на более зрелые защиты, имея возможность актуализировать и более примитивные защитные механизмы
обладают интегрированным чувством идентичности
находятся в надежном контакте с реальностью, у них отсутствуют галлюцинации, маниакальные интерпретации опыта
Природа трудностей кроется не в проблеме безопасности или привязанности, а в сформированности идентичности и инициативы
№11 слайд
![IV. Пограничный уровень](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img10.jpg)
Содержание слайда: IV. Пограничный уровень
организации личности
Люди этого уровня занимают промежуточное положение между невротиками и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности - по сравнению с первыми.
По Ж. Бержере, пограничная структура образуется вследствие того, что в период детства ребенок получил травму, которая привела к организации пограничной структуры
№12 слайд
![Пограничная личность](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img11.jpg)
Содержание слайда: Пограничная личность
Пограничная личность использует примитивные защитные механизмы, поэтому их иногда непросто отличить от психотиков. Важное различие состоит в том, что при правильно построенной беседе, они могут обнаруживать временную способность реагировать на интерпретации, которые делает психотерапевт.
В сфере интеграции идентичности у пограничной личности наблюдаются противоречия, разрывы Я. При описании себя испытывают затруднения, склонны к враждебной защите, к агрессии. Тем не менее самоисследования не сопровождаются (как у психотиков) чувством экзистенциального ужаса и страха. Скорее они могут сопровождаться враждебностью. По критериям эго-идентичности и типичным защитам пограничная личность больше похожа на психотическую, нежели на невротическую организацию характера.
№13 слайд
![При правильно построенной](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img12.jpg)
Содержание слайда: При правильно построенной беседе пограничные клиенты демонстрируют понимание реальности, тем самым отличаясь от психотиков; способны наблюдать свою патологию. Основная проблема состоит в амбивалентности чувств, которые они испытывают к своему окружению. Это, с одной стороны, желание близости, доверительных отношений, а с другой - страх поглощения, слияния с другим человеком.
Основной конфликт связан со второй стадией развития личности по Э. Эриксону - автономия/стыд (сепарация/индивидуация). Главная черта пограничной личности состоит в том, что они могут почти одновременно демонстрировать просьбу о помощи и отвергать ее. Похоже, что дети с такой структурой характера имеют матерей, препятствующих отделению или отказывающихся придти на выручку, когда они нуждаются в регрессе, возникшем после достижения самостоятельности. У пограничной личности наблюдаются диадические объектные отношения.
№14 слайд
![Цель терапии, которая](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img13.jpg)
Содержание слайда: Цель терапии, которая применяется в отношении к пограничным личностям - развитие надежного, целостного и комплексного ощущения себя клиентом, развивая способность полноценно любить других, несмотря на их недостатки. Способность воспринимать интерпретацию защит делает возможным применение экспрессивной терапии. Ее цель состоит в установлении безопасных границ, терапевтических рамок, которые пограничный пациент может нарушать; в проговаривании контрастных чувственных состояний; в интерпретации примитивных защит (в отличие от невротиков, где реакция переноса привязывается к некоторой фигуре прошлого, у пограничной личности интерпретация защит проводится по поводу данного, актуального момента); в супервизировании от пациента, т.е. в обращении к нему за помощью.
№15 слайд
![V. Психотический уровень](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img14.jpg)
Содержание слайда: V. Психотический уровень организации личности
Люди этого уровня опустошены, нарушены, дезорганизованы. Эти особенности формируются под влиянием ранних ограничений Я и как следствие формирования в уже в детстве психотически преорганизованного Я. Психотически преорганизованное Я преобразуется либо в невротически организованное Я, а затем в невроз, либо в психотически организованное Я и далее в психоз).
№16 слайд
![Психотики Психотики прибегают](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img15.jpg)
Содержание слайда: Психотики
Психотики прибегают к примитивным довербальным, дорациональным защитным механизмам - уходу в фантазии, отрицанию, обесцениванию, примитивным формам проекции и интроекции, расщеплению и диссоциации.
Идентичность не интегрирована. Психотики испытывают большие трудности в ответе на вопрос "Кто Я?", описывая себя поверхностно, искажающе, примитивно.
Плохо тестируют реальность, запутаны и неадекватны. Интерпретация высказываний психотиков по поводу реальности может вызвать экзистенциальный ужас, привести пациента в еще более худшее состояние по сравнению с тем, которое наблюдалось в начале терапии.
№17 слайд
![Природа основного конфликта](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img16.jpg)
Содержание слайда: Природа основного конфликта экзистенциальна - жизнь или смерть, безопасность или страх. Это - проблема базового доверия или недоверия, вызванная жесткими установками родителей или неопределенными, хаотичными отношениями (например, при наличии мазохистической матери и садистического отца). Для психотиков типичны монадические объектные отношения.
Основной вид психотерапии - поддерживающая техника. Интенсивный анализ и экспрессивная психотерапия не применимы. Проговаривание защит и переноса приведет к страху и недоверию. Терапевт демонстрирует надежность, доказывает, что он - безопасный объект (а не авторитетная фигура, которая может "убить"), ведет себя открыто, выполняет просветительскую функцию.
№18 слайд
![VI. Невротический конфликт и](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img17.jpg)
Содержание слайда: VI. Невротический конфликт и его основные типы
Невротический конфликт - конфликт между тенденцией к разрядке и другой тенденцией, направленной на предотвращение разрядки. Выраженность стремления к разрядке зависит не только от природы стимулов, но даже в большей мере от физико-химического состояния организма.
№19 слайд
![Внешний мир в невротическом](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img18.jpg)
Содержание слайда: Внешний мир в невротическом конфликте
Мотивы защиты укоренены во внешних влияниях. Однако внешний мир как таковой нельзя вытеснить. Внешний мир только вынуждает эго развивать вытесняющие силы. Невроз и зашита не могли бы возникнуть без интрапсихической структуры, репрезентирующей внешний мир и предвидящей события. Исходный конфликт между ид и внешним миром должен быть сначала трансформирован в конфликт между ид и эго, и лишь тогда возможно формирование невротического конфликта.
№20 слайд
![Ни одну из невротических](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img19.jpg)
Содержание слайда: Ни одну из невротических фальсификаций реальности нельзя точно отличить от вытеснения собственных побуждений. Внешний мир отвергается как возможный источник наказания и соблазна для бессознательных запретных влечений. Ситуации избегаются или забываются, потому что они символизируют инстинктивные потребности. И здесь снова конфликт между эго и внешним миром отражает конфликт между эго и ид.
Иногда часть внешнего мира отвергается не в целях избежания мобилизации инстинкта, но чтобы отрицать представление, что инстинктивное действие бывает опасным и причиняет боль, т. е. отвергается запретный характер внешнего мира. Вообще этот тип отрицания при неврозах не заходит далеко, поскольку оценивающая функция эго предотвращает слишком явную фальсификацию реальности.
№21 слайд
![Таким образом, в конечном](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img20.jpg)
Содержание слайда: Таким образом, в конечном анализе всевозможные тревоги — это страх перед травматическим состоянием и возможностью разрушения структуры эго возникшим возбуждением. Когда это достаточно развито, чтобы контролировать инстинктивные действия и получать удовлетворение, инстинктивные побуждения больше не пугают. Если они все же пугают, то потому, что страх утраты любви или боязнь кастрации заставляют эго блокировать нормальное протекание возбуждения, и тогда разрядка становится неполной.
№22 слайд
![Механизм возникновения НК](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img21.jpg)
Содержание слайда: Механизм возникновения НК
СОСТОЯНИЕ | ТРЕВОГА | 1
Травма | Тревога непроизвольна и неспецифична |
Чувство опасности | Тревога на службе эго: аффект вызывается, контролируется и используется как предупреждающий сигнал
Паника | Эго терпит неудачу в контроле, аффект становится разрушительным, происходит регрессия к состоянию | 1: приступ тревоги при тревожной истерии
№23 слайд
![VII. Понятие невроза и](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img22.jpg)
Содержание слайда: VII. Понятие невроза и психогении
Невроз (по Б.Д.Карвасарскому) – это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникшее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляющееся в специфических клинических феноменах (при отсутствии психотических расстройств)
№24 слайд
![Формы неврозов Неврастения](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img23.jpg)
Содержание слайда: Формы неврозов:
Неврастения – болезнь, которая она проявляется
главным образом в повышенном черепном давлении, утомлении, усталости, болезненных физических ощущениях и нарушениях пищеварения
Ипохондрия - страх наказания, связанный с чувством вины, сливается с неприятными физическими ощущениями, с невротическими симптомами, и утилизирует их психически
Деперсонализация - отчуждение внешнего мира от внутреннего
Невроз тревоги - тревога проявляется в разных формах: свободно текущей, неопределенной, например, в виде приступа, в виде тревоги ожидания, в виде беспокойства о ком-то, затрудненного дыхания, учащенного сердцебиения, внезапной нехватки кислорода, дрожи, поноса и тому подобного.
№25 слайд
![ПСИХОГЕНИЯ различные](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img24.jpg)
Содержание слайда: ПСИХОГЕНИЯ
различные расстройства психики, возникающие под влиянием кратковременных или долговременных травм психических как реакция на тяжелую жизненную ситуацию - в связи с одномоментной, интенсивной психотравмирующей ситуацией или как результат относительно слабого, но продолжительного травмирования (С.Ю. Головин)
1. Син.: психическая травма. 2. Психогенные заболевания, причиной которых является воздействие психической травмы - неврозы и реактивные психозы. 3. Психогенные наслоения в клинической картине психозов эндогенного и экзогенно-органического происхождения (В.М. Блейхер, И.В. Крук )
1. психическая травма; 2. психическое расстройство; 3. изменения в клинической структуре и динамике основного заболевания, связанное с дополнительным влиянием психической травмы (Жмуров В.А. )
№28 слайд
![Резюме цитируя В.Н. Мясищева](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img27.jpg)
Содержание слайда: Резюме (цитируя В.Н. Мясищева)
«Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека -от самых низших до высших ее подструктур - связываются так или иначе с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности».
«Несмотря на многообразие и изменение свойств личности, она в нормальных условиях остается единой. Это единство основывается на синтезе реакций и тенденций индивида, регулируемом его центральной нервной системой, на единстве его жизненного опыта. Личность многообразна в своем единстве, и различные люди, имея общие свойства, обладают как типичными, так и индивидуальными особенностями»
№30 слайд
![Литература Основная . Общая](/documents_6/5ebb5e59091da2e54612754fa182dadc/img29.jpg)
Содержание слайда: Литература
Основная:
1. Общая психология и психология личности /под ред.А.А.Реана. – М.: АСТ, 2009.
Дополнительная:
1. Хьелл, Л. Теории личности: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
3. Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. – СПб.: Питер, 2005.
Электронные ресурсы:
1. БД «MedArt»
2. БД «Медицина»
3. ЭК КрасГМУ
4. Электронная библиотека Absotheue
Скачать все slide презентации Система отношений личности. Невротический конфликт. Невроз. Психогения одним архивом:
Похожие презентации
-
Концепция происхождения личностных нарушений и невротических расстройств в гуманистической психологии
-
Подход к этиологии личностных нарушений и невротических расстройств в бихевиоризме
-
Проблема межличностных отношений в подростковой среде (конфликты)
-
Невроз. Психотравма высшей нервной деятельности с конфликтом в ценостеях, ориентации, отношениях
-
Конфликты в межличностных отношениях
-
Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»
-
Изучение личности и межличностных отношений
-
Невротические расстройства у детей
-
Конфликтная ситуация в ВУЗе. Преподаватель и его взаимоотношения со студентами
-
Гендерные различия, их роль в межличностных отношениях