Презентация Автор работы: Сураев Дмитрий Эдуардович. МОУ СОШ 17 г. Подольска 8 «А» класс. онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Автор работы: Сураев Дмитрий Эдуардович. МОУ СОШ 17 г. Подольска 8 «А» класс. абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 38 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » История » Автор работы: Сураев Дмитрий Эдуардович. МОУ СОШ 17 г. Подольска 8 «А» класс.
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:38 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.97 MB
- Просмотров:41
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Введение
В 2010 году наша страна будет отмечать 65ю годовщину Победы советского народа над немецко-фашисткими захватчиками в 1941-1945гг. В свете этого события мой выбор темы не случаен и актуален, а именно «Этимология русской военной лексики XIX-XX века». Я поставил перед собой цель: рассмотреть особенности этимологии военной лексики XIX-XX вв.
№4 слайд
Содержание слайда: Задачи:
Моё исследование было призвано решить следующие задачи:
Собрать соответствующий лексический материал.
Проанализировать его с точки зрения этимологии.
Выявить особенности материала соответствующего пеиода, найти сходства, влияния и различия.
Сделать выводы об этимологии русской военной лексики того времени и спрогнозировать возможное развитие данной лексической группы в наше время.
№5 слайд
Содержание слайда: В качестве объекта исследования я выбрал литературные источники XIX-XX вв.: рассказы «Набег», «Севастополь декабре месяце» Л.Н. Толстого из цикла «Севастопольские рассказы», рассказ А.Н. Толстого «Русский характер» и К. Симонова «Третий» адъютант.
В качестве объекта исследования я выбрал литературные источники XIX-XX вв.: рассказы «Набег», «Севастополь декабре месяце» Л.Н. Толстого из цикла «Севастопольские рассказы», рассказ А.Н. Толстого «Русский характер» и К. Симонова «Третий» адъютант.
№6 слайд
Содержание слайда: Рабочая гипотеза.
В ходе работы я выдвинул в качестве рабочей гипотезы следующее: Сложность восприятия военной лексики связано с её историческим заимствованием из других языков. Но так же предположил, что постепенное устаревание части военной лексики XIX в делает её сложной для понимания современным человеком.
№7 слайд
Содержание слайда: Разрешение проблемы.
Для разрешения данной проблемы мною было проведено исследование русской военной лексики XIX-I половины XXвв. В её сопоставлении.
Для этого я отобрал материал исследования из вышеуказанных литературных источников; исследовал с помощью этимологических словарей М.Фасмера, Н.М. Шанского; разбил на группы в соответствии с языком заимствования; установил процентное соотношение между группами заимствований из литературных источников, а так же сопоставил между собой с позиций временных периодов.
№9 слайд
Содержание слайда: Исследование этимологии русской военной лексики на примере рассказов Льва Толстого «Набег» и «Севастополь в декабре месяце.»
В цикле Л.Н. Толстого « Севастопольские рассказы» описываются события Крымской войны 1851-1855 гг.
Из текстов рассказов «Набег» и «Севастополь в декабре месяце» мною были отобраны лексемы, относящиеся к военной тематике. Исследовав лексемы при помощи этимологических словарей, я сформировал группы лексем в зависимости от языка взаимствования: Исконно русские, немецкие, французские, польские, тюркские и т.д.
№10 слайд
Содержание слайда: Исконно русские.
Война, враг, взвод, воронка, войско, землянка, знамя, зарядить, крепость, конница, лодка, моряк, ножны, неприятель, отряд, орудие, приказ, поход, пехота, прапорщик, плен, пальба, полк, пушка, погреб, ранить, ружье, служить, склянка, снаряд, укрепление, цепь, часовой, ядро (34 лексемы).
№18 слайд
Содержание слайда: Другие заимствования:
Тюркские заимствования : кинжал, кобура, казаки, папаха, шашка (5 лексем).
Английские заимствования : мичман, ялик (2 лексемы).
Нидерландские заимствования : мачта, шлюпка (2 лексемы).
Голландские заимствования : мортира
Итальянские заимствования : капитан
Латышское заимствование : строй.
№21 слайд
Содержание слайда: Выводы:
Таким образом, можно утверждать, что русская военная лексика XIX в большей частью состоит из исконно русских слов, к которым может примкнуть группа польских заимствований, хотя она, в свою очередь, пополнялась заимствованиями из немецкой, французской и итальянской групп.
Также нужно учесть, что почти вся проанализированная военная лексика из «Севастопольских рассказов» относится к 17-18вв. В этот период заимствование шло большей частью устным путем, т.е. записывалось на слух, с искажениями. Отсюда заимствованные слова постепенно обрусевали и становились «родными». Например, солдат, генерал, ракета.
Среди военных лексем разных групп заимствования присутствует жаргонная военная лексика: папашка(папаха), баксион (бастион), маркела (мортира). В основном жаргонным преобразованиям подвергалась иноязычная лексика вследствие своей чуждости русскому произношению.
№23 слайд
Содержание слайда: В рассказах А.Н.Толстого «Русский характер» и К.М.Симонова «Третий адъютант» описываются события Великой Отечественной войны 1941-45гг. Используемая в них военная лексика значительно далеко отстоит от периода Крымской войны, а значит отличия (или сходство) будут видны ярче.
В ходе исследования мною было установлено следующее:
№32 слайд
Содержание слайда: Другие заимствования.
Английские заимствования : танк (танкист)(2 лексемы).
Итальянские заимствования : фашист, капитан (2 лексемы).
Бельгийские заимствования: наган
Жаргонная военная лексика: звездочка (Звезда Героя), «Тигра» («Тигр»), хобот (ствол орудия), проутюжить (танком), «капут» («конец»), недолет, десятиверстка (карта по масштабу).
№35 слайд
Содержание слайда: Выводы:
В ходе исследования русской военной лексики первой половины XXв я выявил, что исконно русские слова продолжают преобладать (30,5% от общего количества лексем), далее сохраняют позиции влияния немецкие, французские, польские группы заимствования (хотя они и теряют количественно свои значения). Заметно увеличение жаргонной военной лексики (9,7%; в 19в= 2,97%). Также появляются устойчивые аббревиации, наличие которых не наблюдалось в таком объеме в 19в.
Нужно отметить, что в целом русская военная лексика XXв продолжает базироваться на военной лексике XIXв (а, значит, и на 17-18вв).
№37 слайд
Содержание слайда: Итоги.
Итак, подводя итог моим исследованиям, можно утверждать следующее:
1. Рассмотрены и установлены пути заимствования русской военной лексики XIX- XXвв;
2. В ходе анализа выявлены особенности русской военной лексики заявленного периода (в основе – исконно русская лексика с добавлением заимствований из немецкого, французского, польского и других языков; постепенное увеличение жаргонной военной лексики и появление аббревиаций; устойчивы заимствования 17-18вв по сравнению с 20в);
3. Сложность восприятия русской военной лексики 19в не связана с ее этимологией, а является следствием ее постепенной архаизации;
4. Результаты данного исследования дают мне возможность предположить, что историческая база военной лексики будет сохраняться и продолжится рост жаргонной военной лексики и аббревиаций. Об этом свидетельствуют художественно-документальные литературные источники, посвященные военным действиям в Афганистане и Чечне.
5. В дальнейшем я собираюсь продолжить изучение данной проблемы в рамках современного состояния военной лексики на примере художественно-документальных литературных источников об Афганской и Чеченской войнах.
6. Мною была осуществлена попытка привлечь других учеников к изучению данного явления. В связи с этим были проведены классный час на тему «Этимология русской военной лексики XIX- XXвв» и тематический доклад «Военная лексика в рассказах Л.Н.Толстого и К.М.Симонова».
№38 слайд
Содержание слайда: Используемая литература.
1. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология»/ П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин. – 4-е изд., М: Дрофа, 2007г.
2. Толстой Л.Н. Рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1978г.
3. Ради жизни на земле: Проза и стихи писателей социалистических стан о борьбе с немецко-фашистскими захватчиками/ Сост. М.А. Письменный. – М.: Детская литература, 1985г.
4. Сайт словарей : www.slovopedia.com
5. Этимологический словарь М.Фасмера:www.vasmer.narod.ru
6. Информационно-справочный интернет – портал «Русский язык»:www.gramota.ru
7. “Рубрикон»: энциклопедии, словари, справочники: www.rubricon.com
8. Новосибирская Государственная Областная Научная библиотека:www.ngonb.ru
9. Словари и энциклопедии на «Академике»: www.dic.academic.ru
Скачать все slide презентации Автор работы: Сураев Дмитрий Эдуардович. МОУ СОШ 17 г. Подольска 8 «А» класс. одним архивом:
-
История развития парламентаризма Авторы работы: Назаров Рахман и Ганжа Дмитрий учащиеся 11 класса МОУ СОШ 11 с. Кендже-Кулак 2006 г
-
Военные награды моего прадеда Автор работы: Дорош Егор учащийся 10 класса МОУ «Радищевской СОШ»
-
Война глазами детей Автор: Монаков Дмитрий ученик 11 «А» класса МОУ СОШ 5 города Георгиевска
-
«Герои России и улицы г. Балашова» Автор работы: Астанаева Марина МОУСОШ 6 имени Крылова И. В. , 9 «Б» класс Конаныхина Юлия МОУСО
-
«Война в истории семьи Литовченко Ивана Егоровича» Автор работы: Бобрикова Юлия 9 класс МОУ СОШ 4 с. Малые Ягуры, Туркменс
-
«Война в истории семьи Литовченко Ивана Егоровича» Автор работы: Бобрикова Юлия 9 класс МОУ СОШ 4 с. Малые Ягуры, Туркм
-
По крупицам собираем страницы… (из истории семьи Виноградовых) Авторы: Чусовитина Надежда, Новопашина Валентина (учащиеся 10 класса МОУ-Ницинская СОШ) Руководитель: Зырянова И. В. (учитель истории) Контактный телефон: 3436126240
-
«Героические страницы войны в жизни тружеников тыла Ново-Алексеевского округа» Работу выполнила: ученица 11 класса МОУ СОШ с. Нов
-
Жены декабристов. Авторы презентации ученицы 10 класса МОУ СОШ 41 Ковальчук Мария, Кравцова Варвара. Руководитель проекта – Кор
-
Исследовательская работа учащихся 10класса МОУСОШ25 п. Новоульяновского Георгиевского района Ставропольского края Ивановой Ва