Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
28 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
6.35 MB
Просмотров:
70
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Культура
Руси IX - XIII вв.
Автор: Шупляк С.Ф.,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 9
Ст.Батуринской
№2 слайд
Содержание слайда: Цель:
Показать учащимся некоторые образцы культуры Руси IX - XIII вв.
Выявить особенности развития культуры Руси IX - XIII вв.
№3 слайд
№4 слайд
Содержание слайда: Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития. В качестве примера можно привести фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде
Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития. В качестве примера можно привести фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде
Мозаика не получила широкого распространения.
Первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы - "Ярославская Оранта" Имена русских иконописцев XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др.
Существовало около 100 видов ремесленных производств. Особенно высоко были развиты ювелирные ремесла (зернь, скань, чернение, эмали), утерянные в монгольский период.
№5 слайд
Содержание слайда: Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам.
№6 слайд
Содержание слайда: От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'
№7 слайд
Содержание слайда: Основные направления развития культуры
№8 слайд
№9 слайд
Содержание слайда: Крещение Руси
№10 слайд
№11 слайд
№12 слайд
№13 слайд
№14 слайд
№15 слайд
№16 слайд
Содержание слайда: Храм святой Софии в Киеве
№17 слайд
№18 слайд
Содержание слайда: Церковь Покрова на Нерли
Архитектура Ростово-Суздальской земли. В качестве основного строительного материала использовала не плинфу, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли.
№19 слайд
Содержание слайда: Дмитриевский собор во Владимире XII в.
Для владимиро-суздальской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.
№20 слайд
Содержание слайда: Дмитриевский собор во Владимире XII в.
№21 слайд
Содержание слайда: Клад из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве
Конец XII - начало XIII в.
№22 слайд
Содержание слайда: Первая половина XII в. Киев. Золото; тиснение, пайка, перегородочная эмаль.
Колты -украшение головных уборов знатных горожанок; цепь-рясна для крепления колтов
Изготовлены из золота с применением тиснения и пайки. Изображения на них нанесены в сложнейшей технике перегородчатой эмали.
Перегородчатая эмаль - ювелирная техника.. На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволочкой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок - эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастерства.
№23 слайд
Содержание слайда: XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро
с. Низовка Черниговской области
Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка.
Височные кольца украшены зернью. Мастера изготовляли крошечные серебряные или золотые шарики и напаивали их на поверхность изделия.
На небольшом предмете мастер мог разместить несколько тысяч шариков.
№24 слайд
Содержание слайда: XII - XIII вв. Клад из урочища Святое озеро с. Низовка Черниговской области
Серебро, железо, стекло; тиснение, волочение, витье, ковка, золочение, чернь, скань, зернь, пайка.
Серебряные колты - две тонкие кованные из драгоценного металла пластины образовывали полую емкость, в которую помещали ароматические вещества. На цепочках-ряснах или лентах они подвешивались у висков к головному убору и, покачиваясь при движении, издавали аромат.
Эти украшения воспринимались как обереги, на них часто помещали христианские или языческие символы, способные, по мнению древних людей, отогнать злых духов.
Чернь - ювелирная техника. Чернение достигалось нанесением на специально подготовленную серебряную поверхность черневого порошка. Техника черни придавала вещам благородство и особую изысканность.
№25 слайд
Содержание слайда: Керамика, цветная полива
Церковь Иоанна Богослова г. Смоленска. 1190-е гг.
№26 слайд
Содержание слайда: Предметы церковного убранства из Вщижа - удельного города Черниговских князей. Тябло располагалось над Царскими вратами. На нем изображен "Деисус" - композиция, ставшая впоследствии смысловым центром русского иконостаса. Главное место в композиции отведено фигуре Иисуса Христа, справа и слева - обращенные к Спасителю в молитвенной позе фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Этот памятник - один из древнейших образцов деревянной резьбы
№27 слайд
Содержание слайда: Иконки и образки
"Иоанн Предтеча"
"Дмитрий Солунский"
"Гроб Господень"
"Давид и Глеб" , XI-XIII вв. Камень, серебро
Амулет-змеевик. Медный сплав; литье. Змеевик - двусторонняя подвеска-амулет, несущая на одной стороне христианское изображение, а на другой - изображение человеческой головы, окруженной змеями.
Дробница "Спаситель" . Киев. XII-XIII вв. Золото, перегородчатая эмаль; укреплена на агатовом кресте.
Образки: "Богоматерь Одигитрия"
"Богоматерь"
"Никола Чудотворец". Владимиро-Суздальская Русь, Новгород. XII-XIII вв. Камень, медный сплав; резьба, литье.
Заготовки иконки: с разметкой изображений: слева - "Михаила"; справа - "Евана"; внизу - "Климянта и Макария". Новгород. Конец XI в. Дерево, резьба.
№28 слайд
Содержание слайда: Новгород. Начало XII в. (до 1117 г.) Писец Алекса и Златописец Жаден. Заставка и инициал - "византийского стиля"