Презентация А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 29 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Литература » А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    29 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    882.50 kB
  • Просмотров:
    104
  • Скачиваний:
    6
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
А. С. Пушкин. Роман Евгений
Содержание слайда: А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей категории С. Э. Мисник ГОУ СО школа № 323 Санкт-Петербурга

№2 слайд
пишу не роман, а роман в
Содержание слайда: «…пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница» «…пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница» А. С. Пушкин П. Вяземскому 4 ноября 1823 года

№3 слайд
Цели и задачи урока Закрепить
Содержание слайда: Цели и задачи урока: Закрепить понятия «строфа», «рифма», «характер рифмовки», «жанр произведения» Способствовать формированию теоретического мышления учащихся Развивать как ассоциативное мышление, так и способность мыслить по аналогии Развивать словарный запас учащихся Узнавать онегинскую строфу среди других стихотворных примеров по напеву, ритмической организации, рифмовке. Понимать значение поэтического открытия Пушкина

№4 слайд
Проблемные вопросы Почему
Содержание слайда: Проблемные вопросы Почему роман, написанный одинаковыми строфами, не кажется монотонным, а читается живо, с интересом? В чём специфика онегинской строфы? В чём гениальность поэтического изобретения Пушкина?

№5 слайд
Что такое строфа? строфа это
Содержание слайда: Что такое строфа? строфа — это группа стихов, объединённая каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически. Каковы особенности строения онегинской строфы? Онегинская строфа, созданная Пушкиным для своего романа в стихах, — одна из самых длинных в русской поэтической практике: 14 стихов с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Таким образом, здесь следуют друг за другом четверостишия всех трёх возможных рифмовок — перекрёстной, парной и охватной, а затем заключительное двустишие (М. Л. Гаспаров «Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях») Каким размером написан роман «Евгений Онегин»? 4-ёхстопным ямбом — метром, лучше всего передающим особенности разговорного синтаксиса

№6 слайд
Как развивается тема в
Содержание слайда: Как развивается тема в отдельно взятой строфе романа «Евгений Онегин» «Каждая строфа Онегина — это почти самостоятельное стихотворение. Поэтому так редки переносы стихов из строфы в строфу. …Первое четверостишие строфы представляет собой законченную формулировку темы строфы. Затем эта тема вольно развивается и варьируется на протяжении 8 стихов. И это развитие темы замыкается как бы заключением афористического характера в последнем двустишии строфы. Таким образом, по одним четверостишиям можно в общем следить за развитием сюжета романа.» Б. Томашевский

№7 слайд
Итак Итак Тема развитие темы
Содержание слайда: Итак: Итак: Тема – развитие темы – поворот темы – разрешение темы. Докажите это на примере выученных строф из романа «Евгений Онегин».

№8 слайд
Задача узнать онегинскую
Содержание слайда: Задача: узнать онегинскую строфу среди других стихотворных отрывков из произведений Пушкина по напеву, ритмической организации, рифмовке, содержанию. В последних числах сентября (Презренной прозой говоря) В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег Да вой волков. Но то-то счастье Охотнику! Не зная нег, В отъезжем поле он гарцует, Везде находит свой ночлег, Бранится, мокнет и пирует Опустошительный набег.

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Тиха украинская ночь. Тиха
Содержание слайда: Тиха украинская ночь. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо всё кругом; Но в замке шёпот и смятенье. В одной из башен, под окном, В глубоком, тяжком размышленье, Окован, Кочубей сидит И мрачно на небо глядит.

№11 слайд
Содержание слайда:

№12 слайд
Содержание слайда:

№13 слайд
Содержание слайда:

№14 слайд
Высказывания литературоведов
Содержание слайда: Высказывания литературоведов «Для своего произведения Пушкин создал специальную строфу. Она была нужна ему, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть характер нового для стихотворного произведения жанра, а именно романа, отделить с помощью строфы в сознании читателей роман от поэм, с которыми он уже выступил перед ними ранее. …поэту нужна была стихотворная форма, которая давала бы возможность совместить изложение сюжета, характеристику героев и их душевных движений со свободными лирическими высказываниями автора». Э. А. Красновский

№15 слайд
Содержание слайда:

№16 слайд
Строфа Онегина обладает
Содержание слайда: «Строфа «Онегина»обладает исключительной цельностью и замкнутостью. При значительном объёме строфы эта автономность приводит к тематической обособленности строфы. Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа. Каждая строфа Онегина – это почти самостоятельное стихотворение». «Строфа «Онегина»обладает исключительной цельностью и замкнутостью. При значительном объёме строфы эта автономность приводит к тематической обособленности строфы. Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа. Каждая строфа Онегина – это почти самостоятельное стихотворение». Б. В. Томашевский

№17 слайд
Всё это индивидуализирует
Содержание слайда: «Всё это индивидуализирует онегинскую строфу, придавая ей специфический стиль вольного повествования с ярко выраженным личным вмешательством рассказчика. Образ рассказчика, обычно окрашивающего свою речь в иронический тон, отражается на всём повествовании. Автор и его герои сталкиваются непрерывно». «Всё это индивидуализирует онегинскую строфу, придавая ей специфический стиль вольного повествования с ярко выраженным личным вмешательством рассказчика. Образ рассказчика, обычно окрашивающего свою речь в иронический тон, отражается на всём повествовании. Автор и его герои сталкиваются непрерывно». Б. Томашевский

№18 слайд
постоянное читательское
Содержание слайда: «…постоянное читательское чувство того, что богатство…варьирует интонацию, подсказываемую ритмической структурой, создаёт субъективное впечатление раскованности, свободы интонации, побеждающей условность поэтической речи. В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом». «…постоянное читательское чувство того, что богатство…варьирует интонацию, подсказываемую ритмической структурой, создаёт субъективное впечатление раскованности, свободы интонации, побеждающей условность поэтической речи. В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом». Ю. Лотман

№19 слайд
Выводы Поэту нужна была
Содержание слайда: Выводы Поэту нужна была стихотворная форма, которая давала бы возможность совместить изложение сюжета, характеристику героев и их душевных движений со свободными лирическими высказываниями автора. Автор избегает монотонности за счёт трёх разнообразных способов рифмовки. В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом (Ю. Лотман) «Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа» (Б. В. Томашевский). В строфе, как в капле океана, отразилось содержание и особенности романа в стихах в целом.

№20 слайд
Задача на усложнение
Содержание слайда: Задача на усложнение: прослушайте отрывки из произведений последователей Пушкина и определите, онегинской ли строфой они написаны XXIX Родов, обычаев боярских Теперь и следу не ищи, И только на пирах гусарских Гремят, как прежде трубачи. О, скоро ль мне придётся снова Сидеть среди кружка родного С бокалом влаги золотой При звуках песни полковой! И скоро ль ментиков червонных Приветный блеск увижу я, В тот серый час, когда заря На строй гусаров полусонных И на бивак их у леска Бросает луч исподтишка!

№21 слайд
Отрывок из поэмы Тамбовская
Содержание слайда: Отрывок из поэмы «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтов А Родов, обычаев боярских б Теперь и следу не ищи, А И только на пирах гусарских б Гремят, как прежде трубачи. В О, скоро ль мне придётся снова В Сидеть среди кружка родного г С бокалом влаги золотой г При звуках песни полковой! Д И скоро ль ментиков червонных е Приветный блеск увижу я, е В тот серый час, когда заря Д На строй гусаров полусонных ж И на бивак их у леска ж Бросает луч исподтишка! АбАб+ВВгг+ДееД+жж

№22 слайд
Я называл её сестрою, Я
Содержание слайда: Я называл её сестрою, Я называл её сестрою, С ней игры детства я делил; Но год за годом уходил Обыкновенной чередою. Исчезло детство. Притекли Дни непонятного волненья, И друг на друга возвели Мы взоры, полные томленья. Обманчив разговор очей. И, руку Олиньки моей Сжимая робкою рукою, «Скажи, — шептал я иногда, — Скажи, любим ли я тобою?» И слышал сладостное да.

№23 слайд
Отрывок из поэмы Е.
Содержание слайда: Отрывок из поэмы Е. Боратынского «Бал», 1825-1828 А Я называл её сестрою, б С ней игры детства я делил; б Но год за годом уходил А Обыкновенной чередою. в Исчезло детство. Притекли Г Дни непонятного волненья, в И друг на друга возвели Г Мы взоры, полные томленья. д Обманчив разговор очей. д И, руку Олиньки моей Е Сжимая робкою рукою, ж «Скажи, — шептал я иногда, — Е Скажи, любим ли я тобою?» ж И слышал сладостное да. АббА+вГвГ+дд+ЕжЕж

№24 слайд
Я в жизни верую в значенье Я
Содержание слайда: Я в жизни верую в значенье Я в жизни верую в значенье Молитв, сокрытых тишиной, И в то, что мысль — прикосновенье Скорбящих душ к душе родной… Вот почему я так упорно Из тесноты на мир просторный, Где только пядь межи — мой дом, Гляжу в раздумии немом… И оттого в томленьи духа, Благословляя каждый час, Что есть, что вспыхнет, что погас, Безмолвный жрец, я только глухо Молюсь святыне Бытия, Где мысль — кадильница моя…

№25 слайд
Безмолвие Ю. Балтрушайтис,
Содержание слайда: Безмолвие Ю. Балтрушайтис,1918 год А Я в жизни верую в значенье б Молитв, сокрытых тишиной, А И в то, что мысль — прикосновенье б Скорбящих душ к душе родной… В Вот почему я так упорно В Из тесноты на мир просторный, г Где только пядь межи — мой дом, г Гляжу в раздумии немом… Д И оттого в томленьи духа, е Благословляя каждый час, е Что есть, что вспыхнет, что погас, Д Безмолвный жрец, я только глухо ж Молюсь святыне Бытия, ж Где мысль — кадильница моя… АбАб+ВВгг+ДееД+жж

№26 слайд
Я по утрам, вскочив с
Содержание слайда: Я по утрам, вскочив с постели, Я по утрам, вскочив с постели, летел на лекцию. Свистели концы плаща — и наконец стихало всё в холодноватом амфитеатре, и анатом всходил на кафедру — мудрец с пустыми детскими глазами; и разноцветными мелками узор японский он чертил переплетающихся жил или коробку черепную; чертил, — и шуточку нет-нет да и отпустит озорную, — и все мы топали в ответ.

№27 слайд
В. Набоков, год АЯ по утрам,
Содержание слайда: В. Набоков, 1927 год А Я по утрам, вскочив с постели, А летел на лекцию. Свистели б концы плаща — и наконец В стихало всё в холодноватом В амфитеатре, и анатом б всходил на кафедру — мудрец Г с пустыми детскими глазами; Г и разноцветными мелками д узор японский он чертил д переплетающихся жил Е или коробку черепную; ж чертил, — и шуточку нет-нет Е да и отпустит озорную, — ж и все мы топали в ответ. Вместо АА+бВВб+ГГдд+ЕжЕж звучит как ААб+ВВб+ГГдд (ЕжЕж кажутся избыточным довеском)

№28 слайд
Вывод Онегинская строфа - это
Содержание слайда: Вывод Онегинская строфа - это поэтическое открытие Пушкина, не повторённое никем в рамках крупного произведения. «Евгений Онегин» — единственный в XIX веке роман в стихах. Всё остальное, написанное онегинской строфой, воспринимается как стилизация.

№29 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей одним архивом:
Похожие презентации