Презентация А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 29 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Литература » А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:29 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:882.50 kB
- Просмотров:104
- Скачиваний:6
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: Цели и задачи урока:
Закрепить понятия «строфа», «рифма», «характер рифмовки», «жанр произведения»
Способствовать формированию теоретического мышления учащихся
Развивать как ассоциативное мышление, так и способность мыслить по аналогии
Развивать словарный запас учащихся
Узнавать онегинскую строфу среди других стихотворных примеров по напеву, ритмической организации, рифмовке.
Понимать значение поэтического открытия Пушкина
№5 слайд
Содержание слайда: Что такое строфа?
строфа — это группа стихов, объединённая каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически.
Каковы особенности строения онегинской строфы?
Онегинская строфа, созданная Пушкиным для своего романа в стихах, — одна из самых длинных в русской поэтической практике: 14 стихов с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Таким образом, здесь следуют друг за другом четверостишия всех трёх возможных рифмовок — перекрёстной, парной и охватной, а затем заключительное двустишие (М. Л. Гаспаров «Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях»)
Каким размером написан роман «Евгений Онегин»?
4-ёхстопным ямбом — метром, лучше всего передающим особенности разговорного синтаксиса
№6 слайд
Содержание слайда: Как развивается тема в отдельно взятой строфе романа «Евгений Онегин»
«Каждая строфа Онегина — это почти самостоятельное стихотворение. Поэтому так редки переносы стихов из строфы в строфу.
…Первое четверостишие строфы представляет собой законченную формулировку темы строфы. Затем эта тема вольно развивается и варьируется на протяжении 8 стихов. И это развитие темы замыкается как бы заключением афористического характера в последнем двустишии строфы. Таким образом, по одним четверостишиям можно в общем следить за развитием сюжета романа.»
Б. Томашевский
№8 слайд
Содержание слайда: Задача: узнать онегинскую строфу среди других стихотворных отрывков из произведений Пушкина по напеву, ритмической организации, рифмовке, содержанию.
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.
№10 слайд
Содержание слайда: Тиха украинская ночь.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо всё кругом;
Но в замке шёпот и смятенье.
В одной из башен, под окном,
В глубоком, тяжком размышленье,
Окован, Кочубей сидит
И мрачно на небо глядит.
№14 слайд
Содержание слайда: Высказывания литературоведов
«Для своего произведения Пушкин создал специальную строфу. Она была нужна ему, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть характер нового для стихотворного произведения жанра, а именно романа, отделить с помощью строфы в сознании читателей роман от поэм, с которыми он уже выступил перед ними ранее.
…поэту нужна была стихотворная форма, которая давала бы возможность совместить изложение сюжета, характеристику героев и их душевных движений со свободными лирическими высказываниями автора».
Э. А. Красновский
№16 слайд
Содержание слайда: «Строфа «Онегина»обладает исключительной цельностью и замкнутостью. При значительном объёме строфы эта автономность приводит к тематической обособленности строфы. Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа. Каждая строфа Онегина – это почти самостоятельное стихотворение».
«Строфа «Онегина»обладает исключительной цельностью и замкнутостью. При значительном объёме строфы эта автономность приводит к тематической обособленности строфы. Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа. Каждая строфа Онегина – это почти самостоятельное стихотворение».
Б. В. Томашевский
№17 слайд
Содержание слайда: «Всё это индивидуализирует онегинскую строфу, придавая ей специфический стиль вольного повествования с ярко выраженным личным вмешательством рассказчика. Образ рассказчика, обычно окрашивающего свою речь в иронический тон, отражается на всём повествовании. Автор и его герои сталкиваются непрерывно».
«Всё это индивидуализирует онегинскую строфу, придавая ей специфический стиль вольного повествования с ярко выраженным личным вмешательством рассказчика. Образ рассказчика, обычно окрашивающего свою речь в иронический тон, отражается на всём повествовании. Автор и его герои сталкиваются непрерывно».
Б. Томашевский
№18 слайд
Содержание слайда: «…постоянное читательское чувство того, что богатство…варьирует интонацию, подсказываемую ритмической структурой, создаёт субъективное впечатление раскованности, свободы интонации, побеждающей условность поэтической речи. В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом».
«…постоянное читательское чувство того, что богатство…варьирует интонацию, подсказываемую ритмической структурой, создаёт субъективное впечатление раскованности, свободы интонации, побеждающей условность поэтической речи. В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом».
Ю. Лотман
№19 слайд
Содержание слайда: Выводы
Поэту нужна была стихотворная форма, которая давала бы возможность совместить изложение сюжета, характеристику героев и их душевных движений со свободными лирическими высказываниями автора.
Автор избегает монотонности за счёт трёх разнообразных способов рифмовки.
В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом (Ю. Лотман)
«Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа» (Б. В. Томашевский).
В строфе, как в капле океана, отразилось содержание и особенности романа в стихах в целом.
№20 слайд
Содержание слайда: Задача на усложнение: прослушайте отрывки из произведений последователей Пушкина и определите, онегинской ли строфой они написаны
XXIX
Родов, обычаев боярских
Теперь и следу не ищи,
И только на пирах гусарских
Гремят, как прежде трубачи.
О, скоро ль мне придётся снова
Сидеть среди кружка родного
С бокалом влаги золотой
При звуках песни полковой!
И скоро ль ментиков червонных
Приветный блеск увижу я,
В тот серый час, когда заря
На строй гусаров полусонных
И на бивак их у леска
Бросает луч исподтишка!
№21 слайд
Содержание слайда: Отрывок из поэмы «Тамбовская казначейша»
М. Ю. Лермонтов
А Родов, обычаев боярских
б Теперь и следу не ищи,
А И только на пирах гусарских
б Гремят, как прежде трубачи.
В О, скоро ль мне придётся снова
В Сидеть среди кружка родного
г С бокалом влаги золотой
г При звуках песни полковой!
Д И скоро ль ментиков червонных
е Приветный блеск увижу я,
е В тот серый час, когда заря
Д На строй гусаров полусонных
ж И на бивак их у леска
ж Бросает луч исподтишка!
АбАб+ВВгг+ДееД+жж
№22 слайд
Содержание слайда: Я называл её сестрою,
Я называл её сестрою,
С ней игры детства я делил;
Но год за годом уходил
Обыкновенной чередою.
Исчезло детство. Притекли
Дни непонятного волненья,
И друг на друга возвели
Мы взоры, полные томленья.
Обманчив разговор очей.
И, руку Олиньки моей
Сжимая робкою рукою,
«Скажи, — шептал я иногда, —
Скажи, любим ли я тобою?»
И слышал сладостное да.
№23 слайд
Содержание слайда: Отрывок из поэмы Е. Боратынского «Бал», 1825-1828
А Я называл её сестрою,
б С ней игры детства я делил;
б Но год за годом уходил
А Обыкновенной чередою.
в Исчезло детство. Притекли
Г Дни непонятного волненья,
в И друг на друга возвели
Г Мы взоры, полные томленья.
д Обманчив разговор очей.
д И, руку Олиньки моей
Е Сжимая робкою рукою,
ж «Скажи, — шептал я иногда, —
Е Скажи, любим ли я тобою?»
ж И слышал сладостное да.
АббА+вГвГ+дд+ЕжЕж
№24 слайд
Содержание слайда: Я в жизни верую в значенье
Я в жизни верую в значенье
Молитв, сокрытых тишиной,
И в то, что мысль — прикосновенье
Скорбящих душ к душе родной…
Вот почему я так упорно
Из тесноты на мир просторный,
Где только пядь межи — мой дом,
Гляжу в раздумии немом…
И оттого в томленьи духа,
Благословляя каждый час,
Что есть, что вспыхнет, что погас,
Безмолвный жрец, я только глухо
Молюсь святыне Бытия,
Где мысль — кадильница моя…
№25 слайд
Содержание слайда: Безмолвие
Ю. Балтрушайтис,1918 год
А Я в жизни верую в значенье
б Молитв, сокрытых тишиной,
А И в то, что мысль — прикосновенье
б Скорбящих душ к душе родной…
В Вот почему я так упорно
В Из тесноты на мир просторный,
г Где только пядь межи — мой дом,
г Гляжу в раздумии немом…
Д И оттого в томленьи духа,
е Благословляя каждый час,
е Что есть, что вспыхнет, что погас,
Д Безмолвный жрец, я только глухо
ж Молюсь святыне Бытия,
ж Где мысль — кадильница моя…
АбАб+ВВгг+ДееД+жж
№26 слайд
Содержание слайда: Я по утрам, вскочив с постели,
Я по утрам, вскочив с постели,
летел на лекцию. Свистели
концы плаща — и наконец
стихало всё в холодноватом
амфитеатре, и анатом
всходил на кафедру — мудрец
с пустыми детскими глазами;
и разноцветными мелками
узор японский он чертил
переплетающихся жил
или коробку черепную;
чертил, — и шуточку нет-нет
да и отпустит озорную, —
и все мы топали в ответ.
№27 слайд
Содержание слайда: В. Набоков, 1927 год
А Я по утрам, вскочив с постели,
А летел на лекцию. Свистели
б концы плаща — и наконец
В стихало всё в холодноватом
В амфитеатре, и анатом
б всходил на кафедру — мудрец
Г с пустыми детскими глазами;
Г и разноцветными мелками
д узор японский он чертил
д переплетающихся жил
Е или коробку черепную;
ж чертил, — и шуточку нет-нет
Е да и отпустит озорную, —
ж и все мы топали в ответ.
Вместо АА+бВВб+ГГдд+ЕжЕж
звучит как ААб+ВВб+ГГдд (ЕжЕж кажутся избыточным довеском)
Скачать все slide презентации А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» и онегинская строфа как гениальное изобретение автора Открытый урок в 9 классе Учитель высшей одним архивом:
-
Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (вводный урок) Учителя МОУ Павлиновская средняя общеобразовател
-
«Евгений Онегин» - Вслед за автором /слайд-фильм/ Цикл уроков по роману А. С. Пушкина в 9 классе
-
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе
-
«Роман в стихах» А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Урок литературы 9 класс
-
А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Этот роман написан в стихах, строфами, кото-рые получили название «онегинской строфы» (14 строк с
-
Вводный урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-ра
-
Один день петербургского щёголя (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Выполнила: учащаяся 9-1 класса Карацапова Надежда Сергеев
-
К уроку «Поэт, задумчивый мечтатель, Убит приятельской рукой…» (урок-мастерская по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
-
Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 10 класс «Татьяны милый идеал»: женские образы в творчестве Пушкина.
-
Александр Сергеевич Пушкин Тема урока: «Система образов романа «Евгений Онегин»