Презентация «Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему «Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 12 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Литература » «Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    12 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    606.00 kB
  • Просмотров:
    93
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Баба-яга. Кто она?
Содержание слайда: «Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ № 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА 2010 ГОД

№2 слайд
Кому из нас с детства не
Содержание слайда: Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья. «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: - Фу, фу! Русским духом пахнет!»

№3 слайд
Однако наша сказочная
Содержание слайда: Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка. Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной житель и в сказках соседних фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка.

№4 слайд
Цель Изучение связи между
Содержание слайда: Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов Севера и фольклорным образом сказочного персонажа – Бабы –Яги. Задачи: Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги; Выявить этимологию слова Яга в языке древних народов Севера. Гипотеза: Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о народах Севера.

№5 слайд
ИМЯ В межэтнической
Содержание слайда: ИМЯ В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда. Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде. В языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор. Можно предполажить, что Яга проживала в сосновом лесу. Об этом же свидетельствуют и сказки. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

№6 слайд
ЖИЛИЩЕ Следует заметить, что
Содержание слайда: ЖИЛИЩЕ Следует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается в потолок, а ногами в двери. Но ведь она отнюдь не богатырша. Почему же так мало помещение? Зная, что живёт она между двумя мирами, будет логичнее отнести её к миру мёртвых, нежели живых, а домик её – скорее могила. Проведём аналогию с погребальными сооружениями обских угров. Чаще всего их делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда — в боковой стене) делали окошко-дверь. Внутрь клали вещи умершего. Сверху на середине погребального сооружения — одна или две пары черепов оленей с рогами. Ну, чем не избушка Бабы-яги?

№7 слайд
СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Содержание слайда: СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Баба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Обратимся вновь к погребальным обрядам народов севера. Гробы были трёх видов: гроб-колода, гроб-лодка и дощатый. Лодку распиливали на две части (гроб и крышка) или отпиливали от неё нос и корму, края заделывали досками. Чем не ступа?

№8 слайд
ВНЕШНОСТЬ Внешне Баба-яга -
Содержание слайда: ВНЕШНОСТЬ Внешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы Вернёмся к погребальным обрядам угров. Покойникам расплетали косы, обряжали в зимнюю одежду (ягушку), лицо покрывали «лицевым покрывалом». Когда умерший казался особенно опасным, в рот ему клали камень. На одежде делали надрезы, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер. Что же касается костяной ноги, то у народов севера существовал обычай при рождении девочкам ломать одну ножку, чтобы в будущем ей было легче рожать. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.

№9 слайд
Живет Баба-яга со своими
Содержание слайда: Живет Баба-яга со своими дочерьми. (Кстати, в хантыйском языке дочери – «яги»). Она знает язык животных и растений. Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником между миром живых и мёртвых - шамане. У народов севера часто эту роль выполняли женщины. Они обладали даром общения с духами. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.

№10 слайд
Шаманский наряд очень
Содержание слайда: Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце. Жили шаманы на некотором удалении от селений, и вполне вероятно, были первыми, с кем встречались русские путешественники, которые шли покорять Сибирь. Шаманские камлания производили на них сильное впечатление. Чужая страна и природа были полны загадок, страшили своей неизвестностью и непредсказуемостью. Может, именно страх перед неизвестностью породил такое странное существо, живущее между двумя мирами – живых и мёртвых - и вобравшее в себя черты тех и других.

№11 слайд
Существует множество
Содержание слайда: Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование. Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование.

№12 слайд
Интернет-ресурсы http
Содержание слайда: Интернет-ресурсы http://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html http://sueverija.narod.ru ttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm http://www.zankovcom/lit-met3.htm http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml

Скачать все slide презентации «Баба-яга. Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов МОУ – СОШ 3 города АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАНОВ одним архивом:
Похожие презентации