Презентация Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это т онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это т абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 60 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Литература » Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это т
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:60 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:6.52 MB
- Просмотров:60
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.
План урока:
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Стилистика и жанровое своеобразие поэмы
Единство замысла и композиции
Контраст как основное средство изображения в поэме
Система образов
Изобразительно-выразительные средства
Образы-символы.
№7 слайд
Содержание слайда: Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»
№14 слайд
Содержание слайда: Жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» – эпическая
поэма, как будто составленная
из отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.
№15 слайд
Содержание слайда: «Блок создал новую форму
«Блок создал новую форму
эпической поэмы, и новизна
формы находилась в прямой
зависимости с новизной
содержания.
Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок, была
воплощена в «Двенадцати в
совершенно новой поэтической
системе, которая нашла свое
отражение в новых ритмах, в
новой стилистике, в лексике».
Л. Дологополов
№16 слайд
Содержание слайда: Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
№18 слайд
Содержание слайда: О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».
О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».
№19 слайд
Содержание слайда: Единство замысла и композиции
Внешне поэма построена в соответствии с названием:
она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
№21 слайд
Содержание слайда: Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
№33 слайд
Содержание слайда: Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
№37 слайд
Содержание слайда: В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто еще там? Выходи!..
Кто в сугробе – выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес».
№38 слайд
Содержание слайда: Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
№40 слайд
Содержание слайда: Буржуи
Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой...» – это дневниковая запись февраля 1918 года.
№47 слайд
Содержание слайда: «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).
№51 слайд
Содержание слайда: «Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
№54 слайд
Содержание слайда: Герои поэмы
обрисованы лаконично и выразительно.
Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб».
Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…».
Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?».
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность:
№57 слайд
Содержание слайда: Полемика:
«Своей поэму считали и красные и белые…»
«12»
«+» «-»
1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное,
безобразное, больше ничего».
2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»
«дневниковая запись
революционных дней».
3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».
Скачать все slide презентации Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это т одним архивом:
-
На тему "Что за прелесть эти сказки. Художественное своеобразие народных сказок" - скачать презентации по Литера
-
Революция глазами А. Блока. Поэма «Двенадцать»
-
Скачать презентацию Революция глазами Блока Поэма Двенадцать
-
На тему "Пьеса-сказка А. Н. Островского «Снегурочка» Своеобразие сюжета, связь мифологическими и сказочными сюжетами
-
А. С. Пушкин «Повести Белкина». Художественное своеобразие Урок литературы в 6 классе
-
ЛИТЕРАТУРА первых послереволюционных лет (20-е годы) Это время как художественных открытий, так и невосполнимых потерь.
-
На тему "Идейно-художественное своеобразие произведения М. Ю. Лермонтова" - скачать презентации по Литературе
-
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанровое и композиционно-художественное своеобразие. Урок литературы в 11 классе подготовлен учи
-
Драма А. Н. Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие
-
И. А. Гончаров «Обломов» Композиция и художественное своеобразие романа