Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
20 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
127.78 kB
Просмотров:
73
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Рассказ «Телеграмма»
Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса город Санкт-Петербург, 2012
№2 слайд
Содержание слайда: Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера».
Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?
№3 слайд
Содержание слайда: “Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
Главным для Паустовского было стремление напоминать человеку о добре, справедливости и чести.
О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?
№4 слайд
Содержание слайда: Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других
Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение
№5 слайд
Содержание слайда: Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость
В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь.
В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа.
Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?
№6 слайд
Содержание слайда: Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описания
Настя, по-вашему, - злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.
№7 слайд
Содержание слайда: Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине?
Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде.
Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте.
Какой она вам показалась?
№8 слайд
Содержание слайда: Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ, но что-то настораживает читателя.
Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
№9 слайд
Содержание слайда: Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.)
Что настораживает в описании героини?
№10 слайд
Содержание слайда: Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты из ленинградских пейзажей
№11 слайд
Содержание слайда: Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?
Как описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими?
Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?
(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).
№12 слайд
Содержание слайда: Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа.
Даша-курьерша
Какие эпитеты характеризуют ее?
Почему?
Как вы их понимаете?
Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?
№13 слайд
Содержание слайда: Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин.
Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников?
В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке?
Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?
№14 слайд
Содержание слайда: В чем особенность диалога между Настей и кассиршей?
Что произошло?
Почему Настя все-таки получила билет?
Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец?
Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?
№15 слайд
Содержание слайда: Ленинградский сюжет
Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет?
Какова его роль в рассказе «Телеграмма»?
Что в рассказе целом и в ленинградской части его внушает надежду: не все потеряно?
№16 слайд
Содержание слайда: Телеграмма
Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора?
Подумайте, о какой телеграмме идет речь?
В чем метафористический смысл названия рассказа?
Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.
№17 слайд
Содержание слайда: Синквейн
Телеграмма
Краткая, неожиданная
Летит, волнует, сообщает
Тревожная весть от матери
Поздно…
№18 слайд
Содержание слайда: “Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
Какой вы увидели мать Насти?
Почему она простила дочери все?
Как относились к ней люди?
Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни?
Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.
№19 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание
Какой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»?(письменно)
Напишите письмо-покаяние “Поступок, за который я себя осуждаю”. (Письмо маме).
Подарите свои сочинения (стихи) мамам
№20 слайд
Содержание слайда: Использованные материалы
Русская литература. 8 класс. В 2-х ч.Ч.2:рабочая тетрадь. автор-сост. М.Г.Белова.-М.: Дрофа, 2009. (Гимназия на дому)
http://festival.1september.ru/articles/418447/
http://asb-school-24.ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii.pdf
http://900igr.net/kartinki/literatura/Telegramma-Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma.html