Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
20 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
859.00 kB
Просмотров:
55
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Урок-исследование
№2 слайд
Содержание слайда: Цели урока:
Последовательно преодолеть литературоведческие уровни.
Проанализировать поэму «Мцыри».
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Вступительное слово учителя
Путешествие в историю
История поэмы уходит в далекое прошлое. Многие ученые считают, что далекими
предшественниками сегодняшних поэм были сложившиеся в древности эпопеи.
«Илиада» и «Одиссея» Гомера повествовали о событиях, которые
задолго до жизни автора. За героическим эпосом Гомера последовал
поучающий слушателя эпос Гесиода «Труды и дни» о жизни крестьянства и о том,
как она должна протекать. Вслед за героическим эпосом появился эпос римский:
«Энеида» Вергилия, затем «Метаморфозы» Овидия. Эти огромные по объему
стихотворные произведения были звучны и торжественны.
Торжественные эпические произведения создавались и в России в ХVIII веке.
Это «Россияда» и «Владимир Возрожденный» М.М. Хераскова. К ХIХ веку жанр
громоздких и высокопарных эпических поэм устарел. Стали создаваться более
легкие по сюжету Поэмы, к примеру «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – поэма-
сказка, завершившая жанровые поиски этого периода в нашей литературе.
«Жанровую революцию» в поэме совершил Байрон. Русская литература ХIХ века
богата прекрасными поэмами, например, «Кавказский пленник» А.С. Пушкина,
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» А.К. Толстого и др.
№4 слайд
Содержание слайда: 2. Вопрос на эрудицию
Что изменил Байрон в жанре поэмы?
№5 слайд
Содержание слайда: Ответ
«Жанровая революция» Байрона в поэме заключалась в следующем:
он ввел элементы лирики;
сократил объем произведения;
уменьшил количество персонажей;
поставил во главе сюжета романтического героя.
№6 слайд
Содержание слайда: 3. Теоретическая разминка
Поэма (от греческого – делаю, творю) –
лироэпическое произведение большого объема, стихотворное
произведение. В поэме автор повествует о поступках героя,
событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и
одновременно передает свое отношение к изображаемым
событиям.
Вопрос для обсуждения: что общего и в чем отличие
лироэпических жанров: баллады и поэмы?
Обоснуйте свой ответ.
№7 слайд
Содержание слайда: 4. Задание-конкурс:
«Знатоки поэм М.Ю. Лермонтова»
Кто больше «накопит»
правильных ответов?
1) Какая поэма написана
М.Ю. Лермонтовым в 1828 году?
2) Какая поэма написана
М.Ю. Лермонтовым в 1830 году?
3) Какая поэма написана
М.Ю. Лермонтовым в 1832 году?
4) Какая поэма написана
М.Ю. Лермонтовым в 1839 году?
№8 слайд
Содержание слайда: 5. Комментированное сопровождение учителя…
Для того чтобы грамотно проанализировать поэму
«Мцыри», необходимо подняться по этой «литературоведческой
пирамиде» к вершине лермонтовского мастерства
№9 слайд
Содержание слайда: 6. «Литературоведческая пирамида».
Тематика «Мцыри»
Тематика – это совокупность тем.
Комментированное чтение «Мцыри».
№10 слайд
Содержание слайда: 7. «Литературоведческая пирамида».
Поэтика заглавия поэмы «Мцыри».
Запись в тетради
М.Ю. Лермонтов долго колебался при выборе заглавия
поэмы. Даже в год окончания он назвал ее в рукописи
«Бэри» (по-грузински «монах»). Но в конце концов издал под названием«Мцыри» – «неслужащий монах». В грузинском языке это слово имеет еще значение: пришелец, чужеземец, человек, не имеющий родных, близких.
Определите вид заглавия поэмы.
Обоснуйте свой выбор.
№11 слайд
Содержание слайда: 8. «Литературоведческая пирамида».
Жанр «Мцыри». Запись в тетради
«Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается
изображение сложных переживаний героя, а не внешних
событий.
Докажите текстом.
Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как
повествование от имени героя дает возможность
наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Докажите текстом.
№12 слайд
Содержание слайда: 9. «Литературоведческая пирамида».
Сюжет «Мцыри»
В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная
романтическая ситуация: бегство из неволи, главный
герой – беглец.
Творческое задание. Нарисуйте схему, по которой
развивается сюжетная линия.
№13 слайд
Содержание слайда: 10. «Литературоведческая пирамида».
Образ Мцыри
«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей…»
№14 слайд
Содержание слайда: 11. «Литературоведческая пирамида». Стилистические особенности «Мцыри»
Поэма насыщена эпитетами, сравнениями,
метафорами, гиперболами, риторическими
вопросами, восклицаниями, обращениями,
элементами фольклора.
№15 слайд
Содержание слайда: 12. «Литературоведческая пирамида».
Стилистические особенности «Мцыри».
Заполните таблицу
№16 слайд
Содержание слайда: 13. Творческий вопрос
Помогает или мешает искусство живописи постижению вершины лермонтовского мастерства?
№17 слайд
Содержание слайда: 14. Творческое задание
Определите, к каким эпизодам из
поэмы «Мцыри» были созданы эти
иллюстрации.
№18 слайд
Содержание слайда: 15. Заключительное слово учителя
Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко
идейной и высокохудожественной поэмы, о которой
В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними
мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар
меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное,
однообразное падение его удивительно гармонирует с
сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей
натуры и трагическим положением героя поэмы».
№19 слайд
Содержание слайда: 16. Домашнее задание
Напишите собственное суждение о поэме
М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
№20 слайд
Содержание слайда: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!