Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
29 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
2.99 MB
Просмотров:
111
Скачиваний:
2
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: М. Ю. Лермонтов
«Княжна Мери»
Система уроков по литературе в 9 классе
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
№2 слайд
Содержание слайда: Чем эта повесть отличается от предыдущих?
Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде.
№3 слайд
Содержание слайда: В этой повести:
Ярче выступает незаурядность Печорина
Показано непримиримое отношение Печорина к устоявшимся традициям «света»
Ярче выявлено одиночество Печорина
№4 слайд
Содержание слайда: В какой форме написана «Княжна Мери»?
Что предполагает эта форма?
Кто является рассказчиком?
Мы продолжаем углубляться в образ главного героя. Сначала он предстаёт перед нами глазами Максима Максимыча, простого и незатейливого человека. Потом рассказчик – офицер, очень похожий на Лермонтова. В «Тамани» рассказчик сам Печорин, но по глубине раскрытия образа «Княжна Мери» сильнее написана.
№5 слайд
Содержание слайда: Система образов
№6 слайд
Содержание слайда: Вид Пятигорска
Где происходит действие повести?
Прочтите, как Печорин описывает пейзаж.
Удивляет ли вас что-нибудь в этом описании?
№7 слайд
Содержание слайда: Описание «водяного общества»
Перечитайте про себя описание «водяного общества» и приготовьтесь ответить на вопросы:
Каков тон повествования?
На какие группы Печорин делит «водяное общество»?
Над чем смеётся герой?
Это тот фон, на котором будет разворачиваться повествование.
№8 слайд
Содержание слайда: Образ Грушницкого
Прочтите характеристику Грушницкого и приготовьтесь ответить на вопросы:
Каков эмоциональный тон всей характеристики?
Что о его манере говорить повествует Печорин?
Какое будущее ему предрекает?
Что о его уме говорит?
Какова цель его жизни?
Каков он в деле?
Как Печорин относится к Грушницкому?
Объективна ли его оценка?
№9 слайд
Содержание слайда: С какой интонацией Печорин говорит о докторе Вернере?
Перечитайте характеристику, данную доктору Вернеру Печориным.
Выделите противоречия. (Проверка д/з Б)
Скептик, материалист, не написал двух стихов
Изучил человека
Насмешник
Беден, мечтает о миллионах
Злой язык
№10 слайд
Содержание слайда: Комментарий
Грушницкий юнкер. Юнкер – это ученик военного училища. За боевые заслуги юнкеров производили в офицеры. В юнкера также могли разжаловать за дуэль или как участника декабрьского восстания. Печорин носил юнкерскую форму по особому роду франтовства, как говорит Печорин. Таким образом он хочет намекнуть на такую черту Грушницкого: он хочет казаться не тем, кем он является на самом деле. Ему стыдно признаться, что он юнкер по молодости лет.
№11 слайд
Содержание слайда: Какого пушкинского героя напоминает Грушницкий? Чем? А в чём отличия?
Сходство:
Стоит рядом с главным героем
Погибает от руки главного героя на дуэли
Мог бы стать «мирным помещиком»
№12 слайд
Содержание слайда: Как вы думаете, за что Печорин ненавидит Грушницкого?
№13 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание
А. Как вы относитесь к словам Печорина: «…из двух друзей всегда один раб другого». Согласны ли вы с этим мнением? Есть ли, по-вашему, дружба. Если есть, что это такое?
Б. Выписать противоречия Вернера, заложенные в его характеристике, данной ему Печориным.
В. Какие события описываются в записи от 13 мая? Запишите
№14 слайд
Содержание слайда: На каком приёме строится эта характеристика?
Вспомните: портрет Печоринав «Максим Максимыче» также строится на этом приёме. Уже таким образом автор намекает нам на то, что Печорин и Вернер – люди похожие. Поэтому-то Печорину и нравится Вернер.
Почему же схожесть с Грушницким Печорина бесит, а схожесть с доктором нет?
Чем Вернер привлёк героя?
№15 слайд
Содержание слайда: Проверка д/з ряда А
Печорин говорит: «Мы сделались приятели». Почему приятели, а не друзья? Прочитайте свои рассуждения на эту тему.
Чем занимались Вернер и Печорин? В чём состояло их приятельство?
Чем довольны они?
№16 слайд
Содержание слайда: Проверка д/з ряда В
Вспомните, какие события описываются в записи от 13 мая
Вернер становится союзником Печорина в той интриге, которую он намерен завести с Мери и с Грушницким
Вернер не разубедил Мери, считающую, что Грушницкий разжалован за дуэль.
Княжна Мери с любопытством слушает рассказ своей матери о петербургских похождениях Печорина. Он делается героем её романа.
Вернер рассказывает Печорину, что у Лиговских остановилась одна дама
Печорин начинает на бульваре атаку на княжну Мери, стараясь её разозлить
№17 слайд
Содержание слайда: Не кажется ли вам обидным, что два таких умных человека занимаются какими-то мелкими разговорами, обсуждая все эти мелкие события?
Когда истинно взволновался Печорин?
Как вы думаете, о чём говорит это волнение?
Прочтите начало записи от 16 мая.
Зачем после известия о приезде Веры идти на бульвар и продолжать свою игру с Мери?
Прочтём описание встречи Печорина и Веры.
Что о её внешности мы узнаём? Описывает ли её Печорин?
№18 слайд
Содержание слайда: Портрет княжны Мери
Прочтите, как он описывает Мери.
Что описывает в Мери Печорин?
Почему же так отличаются портреты этих женщин?
№19 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание
А. Тактика Печорина в отношении Мери
Б. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую я обольстить не хочу и на которой я никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь. Из чего же я хлопочу?» Действительно, почему? Хорошо ли это: любить одну женщину и быть ею любимым, а в то же время добиваться любви другой?
В. «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая прища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.» Как вы относитесь к этой фразе Печорина? Что, по-вашему, счастье?
№20 слайд
Содержание слайда: Какое событие описывается в записи от 22 мая?
Бал по подписке – как мы сейчас бы сказали, в складчину. Он проходил в дворянском собрании и на него были приглашены только офицеры, а Грушницкий – юнкер, он может любоваться на княжну Мери только через окно. Этим и решил воспользоваться Печорин, чтобы завоевать сердце княжны Мери
№21 слайд
Содержание слайда: Проверка д/з группы А
Как описывает Печорин княжну Мери во время вальса?
Какова тактика Печорина в отношении Мери?
№22 слайд
Содержание слайда: Перечитаем разговор с Мери, описанный в записи от 3 июня. Заполните таблицу.
№23 слайд
№24 слайд
Содержание слайда: На каком приёме троится исповедь Печорина?
Христос Антихрист
Печорин
Почему испарилась «христова» половина души Печорина?
Правду ли сказал Печорин?
Чем заполнена жизнь Печорина?
Чем, по-вашему, должна быть заполнена жизнь мужчины?
№25 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание (по вариантам)
1 вариант: Что называет Печорин жизнью? Как вы к этому относитесь? Можно ли это назвать жизнью?
2 вариант: Как вы оцениваете образ княжны Мери? Как вы к ней относитесь? Охарактеризуйте её: воспитание, манеры, образ жизни, качества характера. Какова её цель? Осуждаете ли вы её или жалеете?
№26 слайд
Содержание слайда: Когда произошло перерождение Грушницкого?
Когда оно началось?
Прочтите, как выглядит Грушницкий перед балом.
Приведите примеры того, что он ни в чём не знает меры.
Почему княжна Мери не реагирует на комплименты Грушницкого?
Почему Грушницкий не понимает, что Мери его не любит?
В какой момент Грушницкий превращается из наивного мальчика в злобного и мелкого человека?
В чём причина этого перерождения?
№27 слайд
Содержание слайда: Портрет Печорина
Прочтите цитату, где Печорин размышляет о своём назначении
Какова его роль в жизни?
Почему ему грустно?
Что Печорин называет «жизнью»?
Как вы к этому относитесь?
№28 слайд
Содержание слайда: Взаимоотношения Печорина и Мери
Зачитайте в записи от 6 июня, что Печорин думает о Мери.
Почему он произносит: «Какой вздор!»?
Какова бы ни была свобода водяного общества, но, поцеловать руку девушке – это поступок. После этого нужно жениться. Но мы-то знаем, что Печорин не намерен жениться.
Жалеет ли он Мери?
Почему?
Жаль ли вам княжну Мери?
№29 слайд
Содержание слайда: Сцена дуэли Печорина с Грушницким