Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
26 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.95 MB
Просмотров:
41
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Поэзия — песнь жаждущей и трепетной души, издревле считается вершиной литературного творчества
Работу подготовили учащиеся 8 класса
МОУ «Ушаковская СОШ»
Глушань Наталья, Корнеева Алена
№2 слайд
Содержание слайда: В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы:
В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы:
метрическая
силлабическая
тоническая
практикуются и смешанные формы
№3 слайд
Содержание слайда: Двусложный
Двусложный
(один ударный и один безударный слог).
№4 слайд
Содержание слайда: lU — l - ямб - двусложный размер стиха
lU — l - ямб - двусложный размер стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (В. Маяковский)
Я знаю - город будет, 2,4,6
Я знаю - саду цвесть, 2,4,6
Когда такие люди 2,4,6
В стране советской есть. 2,4,6
l — U l - хорей - двусложный размер стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы 1,3,7
Пробирается луна, 3,7
На печальные поляны 1,3,7
Льет печально свет она. 1,3,5,7
№5 слайд
Содержание слайда: l — U U l - дактиль – трёхсложный размер стиха
l — U U l - дактиль – трёхсложный размер стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (Ф. Тютчев)
Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10
Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10
l U — U l - амфибрахий – трёхсложный размер стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11
Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11
l U U — l - анапест трёхсложный размер стиха
с ударением на 3-ий слог.
Пример (А.Блок)
Принимаю пустынные веси! 3,6,9
И колодцы земных городов! 3,6,9
№6 слайд
Содержание слайда: СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l l
СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l l
Пример
Буря l мглою l небоl кроет l – l - U l - 4 стопы
№7 слайд
Содержание слайда: Рифма делится по:
Рифма делится по:
1.расположению
2. ударению
3. звучанию
4. составу
№8 слайд
Содержание слайда: Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.
Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.
1. двустишие
2. трёхстишие или терцина
3. четверостишие или катрен
4. октава- это восьмистишие
5. сонет
6. «онегинская строфа»
№9 слайд
Содержание слайда: 1.Пронумеровать гласные в строке;
1.Пронумеровать гласные в строке;
2.Определить ударные слоги;
3.Указать размер, поделить на стопы, указать его стопность;
4.Характеристика рифмы
а) по расположению;
б) по ударению;
в) по звучанию;
г) по составу;
5. Вид строфы
№10 слайд
Содержание слайда: Летний вечер (А. Блок)
Летний вечер (А. Блок)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПоследІниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м
Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.
ІАБАБІ – рифма перекрестная
ІААІ – женская ,точная, простая
ІББІ – мужская ,точная, простая
Катрен
№11 слайд
Содержание слайда: Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно, античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.
№12 слайд
Содержание слайда: Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.
№13 слайд
Содержание слайда: Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слогов
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слогов
Система получила своё название от греческого tonos – напряжение, тон, ударение.
№14 слайд
Содержание слайда: Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
№15 слайд
Содержание слайда: 1.Парная или смежная ІААББІ, когда
1.Парная или смежная ІААББІ, когда
рифмуются соседние строки
1.Наша Таня громко плачет: А
2.Уронила в речку мячик. А
3.- Тише, Танечка, не плачь: Б
4.Не утонет в речке мяч. Б
2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки
через одну
1.Зима недаром злится, А
2.Прошла ее пора — Б
3.Весна в окно стучится А
4.И гонит со двора. Б
3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ,
когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей
1.Бывали ль вы в стране чудес, А
2.Где, жертвой грозного веленья, Б
3.В глуши земного заточенья Б
4.Живет изгнанница небес? А
№16 слайд
Содержание слайда: 1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)
1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)
Пример: вода - беда
весло - унесло
2. Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)
Пример: открытка - нитка
рокот - ропот
3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д)
Пример: открывается - называется
№17 слайд
Содержание слайда: 1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в словах
моро’зы
ро’зы
2. неточные- это несовпадение
в осаде
офсайте
№18 слайд
Содержание слайда: 1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
…свет
…привет
2. Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словами
Лет до ста расти
Нам без старости
№19 слайд
Содержание слайда: это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААl
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААl
Пример:
-Би-би-би! – гудит машина. А
-Не поеду без бензина! А
№20 слайд
№21 слайд
№22 слайд
Содержание слайда: - это восьмистишие
- это восьмистишие
Пример(А.Н. Майков)
1.Гармонии стиха божественные тайны
2.Не думай разгадать по книгам мудрецов:
3.У брега сонных вод, один бродя, случайно,
4.Прислушайся душой к шептанью тростников,
5.Дубравы говору; их звук необычайный
6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
7.Невольно с уст твоих размерные октавы
8.Польются, звучные, как музыка дубравы.
№23 слайд
№24 слайд
Содержание слайда: Состоит из 3-х катренов и двустишия
Состоит из 3-х катренов и двустишия
Пример (А. С. Пушкин)
1.Мой дядя самых честных правил, А
2.Когда не в шутку занемог, Б
3.Он уважать себя заставил А
4.И лучше выдумать не мог. Б
5.Его пример — другим наука; В
6.Но, Боже мой, какая скука В
7.С больным сидеть и день и ночь, Г
8.Не отходя ни шагу прочь! Г
9.Какое низкое коварство Д
10.Полуживого забавлять, Е
11.Ему подушки поправлять, Е
12.Печально подносить лекарство, Д
13.Вздыхать и думать про себя: Ж
14.Когда же черт возьмет тебя! Ж
№25 слайд
Содержание слайда: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж
1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся
чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке
2.5-ти стопный дактиль
3.Характеристика рифмы:
а)IААI - парная,
б) женская
в) точная
г) простая
4. двустишие
№26 слайд
Содержание слайда: ЛИТЕРАТУРА.
• Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф. 2002. - 448 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 360 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 488 с.
• Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. - 5-е издание. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2004. М.: Издательский центр «Академия». - 208 с.
www.YoungCreat.ru