Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
26 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.79 MB
Просмотров:
78
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
№2 слайд
Содержание слайда: Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.
Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.
Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.
№3 слайд
№4 слайд
№5 слайд
№6 слайд
№7 слайд
№8 слайд
Содержание слайда: Традиционно оды подразделяются на типы:
№9 слайд
Содержание слайда: В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.
«Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.
№10 слайд
Содержание слайда: 1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
№11 слайд
Содержание слайда: 3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны:
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец…
№12 слайд
Содержание слайда: В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I:
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
№13 слайд
Содержание слайда: Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
№14 слайд
Содержание слайда: 22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
№15 слайд
Содержание слайда: Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования:
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.
№16 слайд
№17 слайд
Содержание слайда: Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.
№18 слайд
Содержание слайда: Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:
класы – колосья,
зиждитель – Бог,
дщерь – дочь,
воззри – посмотри;
образов, почерпнутых из античной мифологии:
Минерва – богиня мудрости,
Марс – бог войны,
Нептун – бог моря,
Борей – северный ветер;
№19 слайд
Содержание слайда: Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:
«Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»
«Но ах, жестокая судьбина!»
«Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»
№20 слайд
Содержание слайда: Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:
«Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»;
«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр…»;
«Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
№21 слайд
Содержание слайда: 4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.
7 - Послал в Россию Человека... - Петра I.
9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году.
10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году.
11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица.
№22 слайд
Содержание слайда: 11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук.
19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель.
21 - Верхи Рифейски... - Урал.
22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик.
23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).
№23 слайд
Содержание слайда: «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим»
В.Г.Белинский
№24 слайд
№25 слайд
Содержание слайда: Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
№26 слайд