Презентация Слово о спасении души русской… Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Слово о спасении души русской… Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 27 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Литература » Слово о спасении души русской… Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:27 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:895.14 kB
- Просмотров:52
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№5 слайд
Содержание слайда: В 1959 году А.И. Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Это рассказ о той ситуации, в которой Солженицын оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название – мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.
№6 слайд
Содержание слайда: Кого мы называем праведниками?
Академический словарь русского языка.
1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.)
-Что общего в этих определениях?
№7 слайд
Содержание слайда: Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной Васильевной?
Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?
Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?
№9 слайд
Содержание слайда: -Какие детали внешности Матрёны отмечает автор?
Автор намеренно не даёт подробного, конкретного описания внешности героини («одинокая женщина лет шестидесяти», «по глазам её замутнённым было видно, что болезнь измотала её», «простодушно глядя бледно-голубыми глазами», «улыбка её кругловатого лица»). Лишь одна портретная деталь подмечается им часто - улыбка, «лучезарная», «извиняющаяся», «добрая».
-Какова речь Матрёны?
Речь Матрёны плавная, певучая, исконно русская, доброжелательная. «Она начиналась каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
№11 слайд
Содержание слайда: Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжёлая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а потом списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. «А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика». Пенсия полагалась только «за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал». А в противовес рассказчик подмечает: «Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у неё приходилось какое-нибудь другое немалое дело…» Не одними мирскими делами жила Матрёна.
-Что хотел сказать нам автор, показывая трудную жизнь Матрёны?
№12 слайд
Содержание слайда: Как же другие люди приспосабливаются к такой невыносимой жизни?
Самая устрашающая и показательная фигура в рассказе – это Фаддей. Недаром в его описании автор шесть раз использует слово «чёрный». Он – «ненасытный старик», потерявшую всякую, даже элементарную жалость, обуреваемый единственной жаждой – жаждой наживы. Таков же его сын – ученик 8 «Г» класса Антон Григорьев. «Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей был в деревне такой не один».
№13 слайд
Содержание слайда: Каковы причины гибели Матрёны?
Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик. А как относятся к её смерти в деревне? Зачитайте из текста.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»
№16 слайд
Содержание слайда: «Один день Ивана Денисовича»
«Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг. Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир» осенью того же года.
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско – германскую ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленника и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».
№18 слайд
Содержание слайда: Читатели встречаются с главным героем зимой 1951 года (это понятно из его мыслей о письме). Родился Шухов в 1911 году. Провёл довоенные годы в деревне Тегменёво. Женился, появились дети: две дочери да сын, который рано умер. На войне герой с первых дней: «Из дому Шухов ушёл двадцать третьего июня сорок первого года». Да в феврале 1942 года на Северо-Западном фронте их армию окружили, Шухов в плен и попал, правда, сумел бежать, но не нужно это было: всё равно в 1943 году был осуждён по сфабрикованному делу «за измену родине». В деле так и было написано «задание», потому что «какое задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь». Осуждён был Шухов на 10 лет. К 1951 году он отсидел 8 лет, осталось ему «зиму – лето да зиму – лето».
№19 слайд
Содержание слайда: Остался ли человеком Иван Денисович? Докажите это или опровергните примерами из повести
Конечно, лагерь – это страшный «организм», который перерабатывает все души человеческие, который проводит свои эксперименты над людьми. Кажется, и Шухов поддался ужасной лагерной жизни, но ведь ему нужно выжить в лагерном аду. Вот почему здесь не прочь «закосить» лишнюю порцию баланды, при температуре -27 градусов не запустить под рубаху стужу, сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроническим голодом и изнуряющей работой теле. Но всё же Иван Денисович остался человеком. Этому много доказательств.
№20 слайд
Содержание слайда: Во-первых, запомнил Шухов слова своего первого бригадира Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, кто к куму (опер в лагере) ходит стучать». Шухов так никогда не делал.
Во-вторых, не унижался Шухов, добывая лишнюю пайку, табак, не роняет своего человеческого достоинства: «Но он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался». Как заметил Владимир Лакшин, «утверждался» не в чём-то одном, а в общем отношении к жизни. Даже удивительно то, что размышляя о будущей своей работе по выходе из заключения, Шухов считает: «Но, по душе, не хотел бы Иван Денисович за те ковры браться. Для них развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать, Шухов же сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился».
№21 слайд
Содержание слайда: В-третьих, у Ивана Денисовича правильное отношение к работе, по принципу: Заработал – получай, «а на чужое добро брюха не распяливай». Шухов и на «объекте» работает добросовестно, как он всегда работал на воле. Работает он в бригаде – «это такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга. Тут так: или всем дополнительное, или все подыхайте». Для Шухова и в этой работе радость, ведь он мастер любого дела, даже в момент работы он меняется ролями с бригадиром, потому что труд - это жизнь для Ивана Денисовича.
№22 слайд
Содержание слайда: В-четвертых, в лагере Шухова уважают, даже доверяют ему: латыши могут одолжить табак – знают, Шухов вернёт; Цезарь Маркович прячет у Ивана Денисовича всю свою посылку, чтобы не утащили, не украли, не разобрали.
В-пятых, поведение даже в лагере у Шухова остаётся человеческим, он не может есть в столовой в шапке, всегда снимает её. Кроме того, он за другими наблюдает и делает выводы: бригадир Тюрин -«тоже в шапке есть не научился, Андрей Прокофьич…». Варлаам Шаламов, писатель, прошедший сталинские лагеря, говорил в стихах о таких людях:
Неволя заставит пройти через грязь,
Купаться в ней свиньи лишь могут…
№23 слайд
Содержание слайда: В-шестых, Шухов никого никогда не осуждает, только осторожно про себя замечает, как бы он сделал. Шухов понимает, что «не подмажешь» - не проживёшь, поэтому он не осуждает бригадира, которому все несут. Не ругает и Цезаря Марковича, который сам несёт. Не гневается на конвой, как другие, Шухов даже жалеет их – ведь у них своя совсем незавидная работа: стоять на морозе, пересчитывать заключённых, не ошибаться, иначе придётся пересчитывать, ловить беглецов в любую погоду и время суток.
Скачать все slide презентации Слово о спасении души русской… Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга одним архивом:
-
А. Твардовский «По праву памяти» Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга
-
Шенграбенское сражение Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73»г. Оренбурга
-
«Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»(Приметы и гадания на страницах романа Л. Толстого «Война и мир» Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга
-
Любовь в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73»г. Оренбурга
-
Тесты по произведению Л. Н. Толстого «После бала» Пухальская Л. В. , учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбур
-
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 32» г. Оренбурга Иващенко А. В.
-
Чиновничество в поэме «Мёртвые души» Автор:Ланцова Людмила Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 19 г. Вышний В
-
Николай Васильевич Гоголь Жизнь и творчество Урок литературы 9 класс Герус Н. Н. Учитель русского языка и литературы СОШ 30 п. Кра
-
Литературные путешествия: Барон Мюнхгаузен Презентация к уроку литературы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 44 г. Т
-
Приключения Тома Соейра Учитель русского языка и литературы Корнилевская Юлия Владимировна МОУ Сынковская СОШ