Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
20 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
5.80 MB
Просмотров:
81
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![Стилистические, жанровые и](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img0.jpg)
Содержание слайда: Стилистические, жанровые и композиционные особенности
поэмы А. А. Блока
«Двенадцать».
№2 слайд![Цель урока показать](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img1.jpg)
Содержание слайда: Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.
План урока:
Контраст как основное средство изображения в поэме.
Исторические и политические предпосылки создания поэмы.
Система образов
Единство замысла и композиции
Стилистика и жанровое своеобразие поэмы.
Образы-символы.
Контроль знаний.
№3 слайд![Сегодня я гений! . Двенадцать](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img2.jpg)
Содержание слайда: «Сегодня я – гений!».
«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
№4 слайд![Контрастность произведения](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img3.jpg)
Содержание слайда: Контрастность произведения
№5 слайд![Контрастность произведения О.](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img4.jpg)
Содержание слайда: Контрастность произведения
О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России - вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”.
№6 слайд![Контрастность произведения](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img5.jpg)
Содержание слайда: Контрастность произведения
Основа содержания поэмы −
«буря» в море жизни. Строя ее
сюжет, Блок широко
использует прием контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», - резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.
№7 слайд![Исторические и политические](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img6.jpg)
Содержание слайда: Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”
№8 слайд![Герои поэмы Герои обрисованы](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img7.jpg)
Содержание слайда: Герои поэмы
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб»;
Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель - /Вития…»;
Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?»;
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»
№9 слайд![Единство замысла и композиции](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img8.jpg)
Содержание слайда: Единство замысла и композиции
Внешне поэма построена в соответствии с названием:
она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
№10 слайд![Образ Христа Появление](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img9.jpg)
Содержание слайда: Образ Христа
Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
№11 слайд![Стилистика, жанровое](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img10.jpg)
Содержание слайда: Стилистика,
жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» - эпическая
поэма, как будто составленная
из отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.
№12 слайд![Музыка революции Слушайте](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img11.jpg)
Содержание слайда: «Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок. В
поэме и звучит эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у Блока
– метафора, выражение «духа»,
звучание стихии жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
№13 слайд![Музыка революции В поэме](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img12.jpg)
Содержание слайда: «Музыка революции»
В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Часто встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
№14 слайд![Образы - символы Ветер,](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img13.jpg)
Содержание слайда: Образы - символы
Ветер, вьюга, снег –
постоянные блоковские
мотивы.
Символика:
цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг;
число «двенадцать»;
старый мир - «пес безродный»;
новый мир – двенадцать
красногвардейцев, образ Христа.
№15 слайд![почему Христос? Блок вовсе не](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img14.jpg)
Содержание слайда: «…почему Христос?»
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
№16 слайд![Вопросы по теме Как вы](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img15.jpg)
Содержание слайда: Вопросы по теме:
Как вы считаете, почему поэт так высоко оценил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)?
Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока
Л. Дологополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
№17 слайд![Выполните тест Какие жанры](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img16.jpg)
Содержание слайда: Выполните тест:
Какие жанры словесно-музыкального творчества заимствованы
А. Блоком в поэме «Двенадцать?
(соедините соответствия стрелками)
№18 слайд![Проверьте себя](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img17.jpg)
Содержание слайда: Проверьте себя
№19 слайд![Домашнее задание выучить](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img18.jpg)
Содержание слайда: Домашнее задание
:выучить наизусть зачин поэмы «Двенадцать» (1 гл. до слов «...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос»).
№20 слайд![Источники Н. Егорова.](/documents/e1ac8318c93e86a3512b19fb6f58d928/img19.jpg)
Содержание слайда: Источники:
Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2005 год, стр.: 232-237.
С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2001 год, стр.: 56-61.
«Русская литература ХХ века. 11 класс» под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998 год, стр.: 90-94.
Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263
WWW.Shahatovo.ru.
http://solsand.by.ru./blok − 12. html.