Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
22 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
6.12 MB
Просмотров:
70
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Запреты в русских народных сказках
и их нарушение
Сенько Ирина Дмитриевна,
ученица 5А класса
МОУ “ СОШ № 5 с углублённым
изучением математики ”
№2 слайд
Содержание слайда: Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.
Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.
Объект: русские народные сказки
Предмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”.
Выбор данных русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте.
Цель исследования: анализ запретов в сказках, выполнения или нарушения этих запретов и выявление их последствий
№3 слайд
Содержание слайда: Задачи:
Задачи:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Подбор сказок для исследования.
3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении.
4. Обобщение полученных результатов.
Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).
Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет позитивные последствия.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической категории. Во второй главе мы более подробно остановились на каждой сказке, проанализировав формы запретов и их реализацию (выполнение).
№4 слайд
Содержание слайда: Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)».
В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».
№5 слайд
Содержание слайда: «Гуси-лебеди»
Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.
№6 слайд
№7 слайд
Содержание слайда: Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.
Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.
№8 слайд
Содержание слайда: “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.
“- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.”
Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности.
Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.
№9 слайд
Содержание слайда: “ Жар – птица и Василиса – царевна ”
Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.
№10 слайд
Содержание слайда: “Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.
Два запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!”
Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” .
№11 слайд
Содержание слайда: “Крошечка – Хаврошечка”
В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.”
Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.
№12 слайд
№13 слайд
Содержание слайда: Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».
№14 слайд
№15 слайд
№16 слайд
Содержание слайда: Какие запреты в сказках вам знакомы?
№17 слайд
Содержание слайда: Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?
№18 слайд
Содержание слайда: Нарушали ли вы запреты?
№19 слайд
Содержание слайда: В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?
№20 слайд
Содержание слайда: Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не говори», «не ешь яблока».
К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении препятствий - последствий этого нарушения.
№21 слайд
Содержание слайда: Таким образом, выдвинув в начале своего исследования гипотезу: возможно, что нарушение запрета в сказках ведет к дальнейшему благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при следовании запрету, как это сделала Крошечка-Хаврошечка, можно быстрее достичь счастья, приложив минимум усилий и избежав неприятных испытаний.
№22 слайд
Содержание слайда: Спасибо за внимание!