Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
22 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
5.60 MB
Просмотров:
72
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Исследовательская работа
Арифметика Л.Ф. Магницкого –
«врата учёности» М.В. Ломоносова
Работу выполнила:
ученица 10«Б» класса
муниципального образовательного учреждения
«Общеобразовательная гимназия № 3»
Фефилова Елизавета Алексеевна
Научный руководитель:
Косарева Галина Николаевна,
учитель математики В.К.К.,
зав. кафедрой физики-математики,
Почётный работник общего образования РФ
г. Архангельск
2011 год
№2 слайд
Содержание слайда: М.В. Ломоносов (1711-1765), великий русский учёный, основатель Московского университета
№3 слайд
Содержание слайда: Введение
В 1703 году вышло первое русское печатное руководство под длинным заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на словенский язык переведённая и во едино собрана и на две книги разделена…Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого».
В книге были сведения из механики, физики, гидравлики, метеорологии, навигации, корабельного дела и пр., то есть научный материал, который имел исключительное значение для всего русского народа, в том числе для поморов и М.В. Ломоносова.
№4 слайд
№5 слайд
№6 слайд
№7 слайд
Содержание слайда: Cоздание и значение «Арифметики»
Почти каждое старинное русское руководство по математике начинается с разъяснения значения этой науки для человека. Изобретение арифметики и геометрии приписывается чаще всего Пифагору (греческому философу и математику VI века до н.э.). Эту традицию продолжает и Магницкий. В своей «Арифметике» на титульном листе он изобразил, кроме Пифагора, ещё и Архимеда, и написал:
№8 слайд
Содержание слайда: Первая страница «Арифметики»
На первой странице книги изображён дворец науки. На престоле сидит царевна «Арифметика», в её правой руке символический ключ – это ключ ко всем знаниям. Без арифметики нет доступа к другим наукам. К познанию арифметики ведут пять ступеней: счисление, сложение, вычитание, умножение и деление.
№9 слайд
№10 слайд
Содержание слайда: Таблица умножения из «Арифметики»
В «Арифметике» Магницкого рассматривается пять действий: нумерация, сложение, вычитание, умножение и деление.
Магницкий впервые ввёл термины «множитель», «делитель», «произведение», «извлечение корня», изменил устаревшие слова «тьма, легион» словами «миллион, биллион, триллион, квадриллион».
В «Арифметике» Магницкий впервые использует арабские цифры.
№11 слайд
Содержание слайда: «Фальшивое» правило
«Арифметика» Магницкого содержала много такого, что полезно знать изучающему математику и в наше время. В «Арифметике» Магницкого были задачи, которые имели преимущественно практический характер. Они решались по правилам и приложенным к ним образцам. Мы остановимся на «фальшивом» правиле. Так называют способ решения задач, который теперь известен под названием «правила ложного положения». При помощи этого правила в старинном руководстве решаются задачи, приводящие к уравнениям первой степени.
№12 слайд
Содержание слайда: Решение «фальшивой» задачи
№13 слайд
№14 слайд
№15 слайд
№16 слайд
Содержание слайда: Задача
№17 слайд
Содержание слайда: Решение «фальшивым методом»
Делаем 1 предположение: первая девочка загадала число 220;
тогда по смыслу задачи вторая загадала 3(300 – 220)=240
Значит, 240+110=350
350 – 300=50 (первое отклонение)
Делаем 2 предположение: первая девочка загадала число 270;
тогда вторая загадала 3(300 – 270)=90
Значит, 90+135=225
300 – 225=75(второе отклонение)
Воспользуемся уже приводимым ранее правилом:
50х270+75х220
75+50
№18 слайд
Содержание слайда: Верно ли «фальшивое» правило
В решениях «фальшивых» задач всегда отыскивается какое-то одно неизвестное число. Если в задаче и другие неизвестные, то они с помощью условий задачи могут быть выражены через это единственное неизвестное число. Это неизвестное число, обозначим его за x, всегда удовлетворяет уравнению ax+b=c, где a, b и c – некоторые числа. Число с известно, числа же a, b можно вычислить по условию задачи. Взяв некоторое число x1 и проделав с ним положенные операции, мы находим некоторое число с1 . Повторив те же операции с числом x2, получим новое число с2.
Из равенств ax1 + b=c1, ax2 + b=c2 выводим
№19 слайд
№20 слайд
Содержание слайда: Заключение
В процессе исследования:
мы выяснили, что в учебнике Магницкого использованы традиции русских математических рукописей, но в нем значительно улучшена система изложения материала: вводятся определения, осуществляется плавный переход к новому, появляются новые разделы, задачи, приводятся дополнительные сведения;
мы убедились, что «Арифметика» Магницкого сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Недаром Ломоносов называл её «вратами учёности»;
мы решили и составили задачи на «фальшивое» правило из «Арифметики» Магницкого. Решения некоторых из них продемонстрировали в работе;
мы выяснили, для каких задач верно «фальшивое» правило;
мы пришли к выводу, что некоторые из рассмотренных в работе методов решения задач положили основу современным методам или наоборот с течением времени перестали использоваться из-за нерациональности.
Таким образом, цель работы достигнута.
№21 слайд
№22 слайд
Содержание слайда: Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!